Научная статья на тему 'Учебное физическое и математическое моделирование фрагментов действительности'

Учебное физическое и математическое моделирование фрагментов действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Никитин Анатолий Валерьевич

Рассмотрен переход из физических моделей в адекватные математические модели объектов, процессов или явлений природной действительности при постановке и решении учебных задач по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Никитин Анатолий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное физическое и математическое моделирование фрагментов действительности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Студенты, обучающиеся на технических специальностях, чаще студентов других специальностей имеют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» показатели физического состояния согласно бальной оценке. А студенты других специальностей чаще обладают «отличным» и «хорошим» физическим развитием (рис. 2).

Среди девушек к 4 курсу уменьшается процентная доля студенток с «отличным» физическим состоянием. Среди юношей при обучении к 4 курсу растет процент студентов, имеющих «неудовлетворительное» физическое состояние, то есть с отклонениями по большинству исследуемых показателей (рис. 3).По данным нашего исследования можем сделать выводы, что среди девушек практически все средние соматометрические и физиометрические показатели соответствуют нормативам для данной возрастной группы. Исключения составляют силовые характеристики, которые в среднем ниже нормы. У юношей наблюдаются небольшие превышения по диастолическому артериальному давлению и весоростовому индексу Кетле. Средние показатели ниже возрастной нормы отмечены по жизненной емкости легких и силовым характеристикам.

Физическое состояние большинства студентов, определенное по комплексной методике, оценивается как хорошее. Студенты из городов, а также студенты технических специальностей чаще имеют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» показатели физического состояния, чем студенты из сельских населенных пунктов и студенты других специальностей. Список использованной литературы:

1. Геворкян, Э.С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и вариабельность сердечного ритма студентов/ Э.С. Геворкян, А.В. Даян, Ц.И. Адамян, С.С. Григорян, С.М. Минасян // Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. - Т. 53, №1. - С. 46-50.

2. Горькавая, А.Ю. Показатели физического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке / А.Ю. Горькавая, С.Н. Тригорлый, О.И. Кириллов// Гигиена и санитария. - 2014. - №1. - С. 58-60.

3. Давиденко, Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2015. - 124 с.

4. Рюмина, Е.А. Оценка адаптивных возможностей учащихся второго курса вуза/ Е.А. Рюмина, Н.В. Мищенко, Т.А. Трифонова // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №5 (230). - С. 40-42.

5. Сахарова, О.Б. Влияние социально-гигиенических факторов образа жизни на состояние здоровья студентов/ О.Б. Сахарова, П.Ф. Кику, Т.В. Горборукова// Гигиена и санитария. - 2012. - №- С. 54-58.

6. Трухачева, Н.В. Математическая статистика в медико-биологических исследованиях с применением пакета Statistica / Н.В. Трухачева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 384 с.

© Карева Г.В., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ,г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никитин Анатолий Валерьевич учитель физики лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрен переход из физических моделей в адекватные математические модели объектов, процессов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

или явлений природной действительности при постановке и решении учебных задач по физике.

Ключевые слова

Физическая модель, математическая модель, учебная задача

Обучение и воспитание учащейся молодежи, способной в дальнейшем ставить и решать новые научно-технические и социально-экономические задачи обороны, экономики и благосостояния населения нашей страны начинается с постановки и решения учебных задач по естественно-математическим дисциплинам [1].

Одним из дидактически эффективных способов постановки и решения учебных и научных задач является метод информационного моделирования, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

При постановке учебной задачи по физике под руководством учителя учащимся средней общеобразовательной школы необходимо ответить на такие эвристические вопросы, как «Какой фрагмент природной действительности рассматривается в данной задаче?», «Какие физические величины известны с соответствующими единицами измерения?» и «Что требуется найти, выражая его через соответствующую физическую величину?».

Построение модели решения учебной физической задачи начинается с выделения физической модели соответствующего объекта, процесса или явления. С помощью логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации или обобщения из сложного физического объекта необходимо получить упрощенный его аналог, учитывающий лишь основные свойства, признаки и отношения рассматриваемого объекта.

Переход из физической модели в адекватную математическую модель объекта осуществляется учащимися под руководством учителя на основе достоверных физических законов, описывающих поведение изучаемого объекта при рассматриваемых условиях.

Математические модели решения учебных физических задач выражаются, как правило, с помощью линейных, квадратных, тригонометрических, показательных или логарифмических уравнений.

Учащиеся выпускных классов средней общеобразовательной школы для повышения уровня адекватности физической модели фрагменту действительности могут использовать математическую теорию дифференциальных уравнений первого и второго порядков [3].

Разработка алгоритма решения учебной физической задачи преимущественно сводится к перечислению и выделению математических действий, приводящих к решению линейных, квадратных, тригонометрических, показательных или логарифмических уравнений или их систем.

Учащиеся одиннадцатого класса средней общеобразовательной школы в качестве алгоритма решения учебной задачи по динамике могут рассматривать под руководством учителя простые методы решения дифференциальных уравнений. При этом достигается плавный переход выпускников средних общеобразовательных школ в дальнейшем к постановке и решению учебных задач вузовского курса общей физики.

Исполнение алгоритма решения учебных задач по физике в средней общеобразовательной школе осуществляется либо с помощью бумаги и авторучки либо с помощью персонального компьютера, оснащенного языком программирования высокого уровня [4], системой электронных таблиц типа Excel [5] или системой математического проектирования типа MathCAD [6].

Анализ результатов решения учебной задачи по физике учитель осуществляет совместно с учащимися средней общеобразовательной школы, используя приемы и правила формальной и диалектической логик и основываясь на здравом смысле или совокупности взглядов на окружающую природную и техническую действительность, выработанных человечеством,

Вывод, основанный на анализе и обобщении приведенного выше краткого материала, заключается в том, что обоснованный переход от физической модели к соответствующей математической модели объекта, процесса или явления составляет основу успешной учебной деятельности школьника.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Приближенные вычисления в изучении естественно - математических наук // Альманах мировой науки. - 2016. -№12-2 (15) - С.9-10.

4. . Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

5. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Изучение и применение учащимися элементарных функций в среде электронных таблиц // Символ науки. - 2016. -№10-2. - С.140-141.

6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. -Т.14. -№3.-С.107-111.

© Каримов М.Ф., Никитин А.В., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сапегина Елена Михайловна учитель изобразительного искусства лицея г.Бирска

г. Бирск, РФ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК НАЧАЛО ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация

Выделено общее и отличительное между элементами изобразительного искусства и учебным графическим моделированием действительности, входящими в содержание общего образования школьников.

Ключевые слова

Изобразительное искусство, графическое моделирование, учебная задача.

Рациональное познание объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, основанное на логических приемах сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, учащимися средней общеобразовательной школы достигается с помощью освоения ими положений, законов и правил естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [1].

Эмоциональное познание окружающего нас мира, непосредственно связанное с органами чувств человека, имеющее наивысшие достижения в видах и жанрах искусства, осваивается подрастающим поколением в дошкольных и средних образовательных учреждениях через восприятие и изучение изобразительного искусства, музыки и литературы [2].

Изобразительное искусство, воспроизводящее окружающий нас мир, по объектам, средствам и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.