Научная статья на тему 'Математическая составляющая обучения технологиям учащихся средней общеобразовательной школы'

Математическая составляющая обучения технологиям учащихся средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Бауэр Анатолий Иванович

Выделено математическое содержание технологического образования учащихся средней общеобразовательной школы, позволяющее повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Бауэр Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая составляющая обучения технологиям учащихся средней общеобразовательной школы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

это порядок решения задачи, составленный из дискретных, точных и понятных исполнителю действий, приводящих к результату или выяснению отсутствия такового; 3) математический объект - это созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках и символах объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.

Учителя математики и русского языка средних общеобразовательных школ, ориентированные на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся, с целью повышения качества обучения школьников на собственных учебных занятиях четко указывают на то, что основными математическими объектами выделяются число, множество, величина, уравнение, неравенство, функция, геометрическая фигура, производная и интеграл.

Дидактический опыт показывает, что педагогическое сотрудничество учителей русского языка и математики в области проектирования и построения учебных моделей объектов, процессов и явлений действительности с помощью средств соответствующих дисциплин приводит к повышению качества образования учащейся молодежи.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное проектирование и реализация процесса построения учебных моделей объектов, процессов и явлений окружающего нас мира с помощью средств русского языка и математики приводит к повышению уровня обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2. - С. 27 - 31.

4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

5. Каримов М.Ф., Карамова А.А. Учебное словесное моделирование действительности // Символ науки. -2016. - № 11-2(23). - С. 119 - 120.

6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

7. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.

© Каримов М.Ф., Батурина Г.С., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Бауэр Анатолий Иванович учитель технологии лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделено математическое содержание технологического образования учащихся средней

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

общеобразовательной школы, позволяющее повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

Ключевые слова

Математика, математические модели и алгоритмы, технологии.

Современные технологии проектируются на основе математического моделирования соответствующих объектов, процессов и явлений.

Среди принципов дидактики средней общеобразовательной школы установление и развитие междисциплинарных связей относится к числу основных.

Выделим междисциплинарные связи школьных учебных предметов математики [1] и технологий [2].

Элементарная и высшая математика как фундаментальная наука, предоставляющая инструментальные средства другим наукам, выявляющая структурную взаимосвязь элементов действительного и мыслимого, способствует нахождению самых общих законов природы и техники [3]. В этой связи выделяется методологическое и методическое значение математики для школьного курса технологий.

Метод информационного моделирования действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4], является интегрирующим математику и технологии способом познания и преобразования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.

Учащимся средней общеобразовательной школы, осваивающим современные технологии, следует четко себе представлять нижеследующие понятия математики.

Математическая модель - это упрощенное описание объекта, процесса или явления действительности на языке

Число - это математический объект, используемый для количественной характеристики, сравнения или нумерации объектов и их частей.

Основными математическими моделями числа являются: 1) множество натуральных чисел N для подсчета или нумерации предметов {1,2,3, ...} и для обозначения количества предметов{0,1,2,3, ...}; 2) множество целых чисел Z = {..., -3,-2, -1,0,1,2,3, ...}; 3) множество рациональных чисел Q или множество дробей m/n, где m - целое и n - натуральное число: Q = {m/n; meZ, neN}; 4) множество иррациональных чисел I = {..., корень квадратный любого натурального числа, не являющегося точным квадратом, целые степени числа пи, ...}, которые не являются рациональными; 5) множество действительных чисел R - это вместе взятые множества рациональных и иррациональных чисел.

Основными геометрическими фигурами выделяются точка, прямая, треугольник, квадрат, окружность, плоскость, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус и шар.

Для успешного выполнения геометрических построений на занятиях технологий учащимся средних общеобразовательных школ необходимо освоить нижеследующие алгоритмы: 1) проведение параллельных и перпендикулярных линий; 2) деление отрезка прямой на равные части; 3) нахождение центра окружности или дуги; 4) деление окружности на равные части; 5) выполнение лекальных кривых.

К школьным основам начертательной геометрии, необходимым при изучении технологий, относятся: 1) центральное и параллельное проецирование; 2) ортогональные проекции точки, прямой и плоскости; 3) взаимное расположение точки, прямой и плоскости; 4) пересечение прямой с плоскостью; 5) пересечение двух плоскостей.

Математическая составляющая обучения технологиям значительно возрастает при использовании на соответствующих занятиях с учащимися по компьютерным системам Excel [5] и MathCAD [6].

Выводом из изложенного выше является положение о том, что математическое содержание технологического образования учащейся молодежи допускает четкое проектирование и реализацию в современных условиях.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Интегративная роль математики в высшем педагогическом образовании // Вторая Международная научная конференция «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования». - М.: Наука, 2003.- С.367 - 369.

2. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.

4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

5. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

© Каримов М.Ф., Бауэр А,И., 2017

УДК 37

Катрич В.С.

Студентка 2 курса ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Чумичева Р.М. д.п.н., профессор АПП ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье раскрыты проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к книжной культуре. Раскрыты этапы исследования, содержание и технологии, развивающие интерес детей к чтению. Представлены результаты апробации: программы для детей 7 года жизни «Книга - хранитель тайны»; программы обучающих семинаров-практикумов для педагогов, родителей, библиотекарей. Раскрыт принцип отбора книг, требования к организации книжной зоны ДОО.

Ключевые слова

Книжная культура, ценностное отношение, сенситивный период, снижение интереса, система и преемственность, этапы исследования, программа «Книга - хранитель тайны», методы и технологии, принцип отбора книг, условия формирования ценностного отношения к книге, социальное партнерство.

Современная концепция дошкольного образования направляет педагогов на развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование его богатого внутреннего мира. Главным звеном в решении данной проблемы является приобщение детей к книжной культуре, воспитании ценностного отношения к книге. Общеизвестно, что решительный этап в развитии личности - это дошкольное детство. В дошкольном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.