Научная статья на тему 'Историческое сопровождение естественно-математического образования школьников'

Историческое сопровождение естественно-математического образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Мукимов Ваниль Рафкатович

Рассмотрены способы обогащения традиционного содержания естественно-математических дисциплин средней общеобразовательной школы фрагментами соответствующего исторического материала, ориентированного на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Мукимов Ваниль Рафкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое сопровождение естественно-математического образования школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Рассмотрены способы обогащения традиционного содержания естественно-математических дисциплин средней общеобразовательной школы фрагментами соответствующего исторического материала, ориентированного на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.

Ключевые слова

Принцип историзма, междисциплинарные связи, интеллект и творчество.

Среди дидактических и воспитательных задач средней общеобразовательной школы своей значимостью в интеллектуальном и творческом развитии учащихся выделяется установление и развитие междисциплинарных связей при обучении и воспитании школьников [1].

Принцип историзма, выделяющий в учебном и научном познании объектов, процессов и явлений такие методологические факторы, как: а) необходимость научного рассмотрения объектов, процессов и явлений природной, социальной и технической действительности в становлении и развитии; б) ориентированность теоретической и прикладной науки на выявление тенденций, закономерностей и законов развития элементарных и крупных составляющих природы, общества и техники; в) устремленность исследователей и преобразователей окружающего нас мира на выделение своеобразия предмета изучения, обусловленного социально-экономическими и научно-техническими тенденциями, соответствующими рассматриваемой исторической эпохе развития человечества; г) эффективность научных исследований, основанных на полной и целостной совокупности достоверных достижений предшественников - активных субъектов познания и преобразования природной, социальной и технической действительности, творивших в достойном уважения прошлом; д) обусловленность результатов научной деятельности настоящих и будущих исследователей и преобразователей природы, общества, техники и технологий достигнутым уровнем качества постановки и решения задач классической, неклассической и постнеклассической науки, есть необходимый элемент дидактики образования учащейся молодежи [2].

Наш многолетний дидактический опыт показывает, что при школьном преподавании физики, математики, химии, информатики и технологии следует учащимся вкратце рассказать об основных научных достижениях выдающихся античных [3], средневековых [4] и современных [5] ученых, обращая внимание на труды советских и российских первооткрывателей истины.

Расширение и углубление учителями и преподавателями на лекционных, практических и лабораторных занятиях скудного исторического материала о субъектах научной деятельности мирового значения, имеющегося в школьных учебниках по физике, математике, химии, информатике и технологии, позволяют решать нижеследующие задачи дидактики средней общеобразовательной школы:

1. Ознакомление учащихся с основными достижениями классического, неклассического и постнеклассического познания действительности на уровне трудов создателей античной, средневековой и современной науки;

2. Обеспечение сознательного усвоения учащимися понятий, законов и теорий, составляющих основы современной физики, математики, физики, химии, информатики и технологии;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Последовательное формирование в сознании учащихся современного научного мировоззрения на примере смены ошибочного достоверным, сопровождаемой иногда человеческими трагедиями;

4. Развитие мышления учащихся посредством ознакомления постановки и решения именных задач естественно-математических наук.

5. Воспитание у учащихся интереса к учебному предмету, трудолюбия и самостоятельности на примере трудовой деятельности выдающихся ученых, получивших фундаментальные научные результаты в познании и преобразовании действительности.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что историческое сопровождение естественно-математического образования школьников есть необходимая составляющая их обучения, способствующая повышению качества учебного познания действительности подрастающим поколением.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

3. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

4. Каримов М.Ф. Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - №1. - С. 67 - 70.

5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017

УДК 378.046.

Кожомбердиева Назгуль Бакировна,

старший преподаватель Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына г.Бишкек,Кыргызская Республика. mido .koj omberdieva@mail. ru Син Елисей Елисеевич, директор центра дошкольного и школьного образования, Кыргызской академии образования, д.п.н. г.Бишкек,

Кыргызская Республика E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием и развитием математического мышления у студентов вуза. Авторами проводится анализ качества усвоения математических понятий от уровня компетентности. Компетентность выступает, как способ находить и применять знания в профессиональной деятельности.

Математическое мышление формируется не стихийно, а в определенной последовательности: ощущение, восприятие, представление, понятие. Для успешного усвоений понятий студент должен обладать определенными умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.