_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Карамутдинова А.Р. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ХИМИИ В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ истории возникновения, становления и развития химической науки в методологическом, культурологическом и аксиологическом отношениях.
Ключевые слова История химии в школе, методология, культурология, аксиология
Проектирование, реализация и совершенствование историко-методологического содержания предметной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ по естественно-математическим дисциплинам, в том числе и по химии, является одной из актуальных задач системы непрерывного образования учащейся молодежи [1].
В реализации требований дидактического принципа историчности обучения школьников химии можно выделить три направления: 1) методологическое, ориентированное на формирование у учащихся знаний об основных закономерностях возникновения, становления и развития химической науки и методах научного познания химической действительности [2]; 2) культурологическое, направленное на развитие у учащейся молодежи общей культуры учебной и научной деятельности [3]; 3) аксиологическое, связанное с формированием у старшеклассников социально значимых ориентиров и убеждений на примере жизнедеятельности и научной деятельности выдающихся ученых - химиков и физиков [4].
При формировании у старшеклассников средних общеобразовательных школ системы предметного историко - методологического знания по химии учитель выделяет перед ними такие темы, как зарождение, становление и развитие химической науки, обнаружение химических объектов, процессов и явлений, возникновение, становление и развитие химических понятий, открытие экспериментальных законов химии, зарождение, становление и развитие химических теорий вещества и реакций, возникновение, становление и развитие отдельных областей химического знания о природной и технологической действительности, эволюция химической картины мира и её основные структурные элементы [5].
Методологическое направление реализации требований дидактического принципа историчности обучения старшеклассников химии получает дополнительное обогащение при освоении учащимися таких тем, как этапы становления методов научного познания в области химических исследований и развитие представлений о его принципах и закономерностях, взаимосвязь и взаимовлияние химии, математики, физики и биологии в ходе их исторического развития, взаимосвязь химии и технологий, влияние открытий в области химии на развитие естественно - математических наук, техники и технологий.
Культурологическое направление достижения уровня требований принципа историчности обучения учащихся средней общеобразовательной школы химии реализуется при изучении школьниками таких тем, как роль химии как науки в цепочке научных революций, в научно - техническом прогрессе общества, влияние уровня развития производительных сил общества и особенностей социально - политической атмосферы в стране на процесс и результативность научных исследований в области химии, роль химической науки в развитии культуры человеческой цивилизации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Аксиологическое направление, ориентированное на выполнение большинства требований принципа историчности обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы химии, получает мощный импульс при освоении учащимися таких тем, как жизнь и научная деятельность творцов химической науки, выдающиеся изобретатели, использовавшие достижения химической науки в создании технологических устройств и машин, обладающих повышенной эффективностью в производстве материальных ценностей промышленного или бытового назначения,
Полученные старшеклассниками средней общеобразовательной школы знания по истории химии, как показывает наш дидактический опыт, способствуют повышению качества обучения их физике, биологии, математике и информатике.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что общеобразовательное значение истории химии в обучении старшеклассников средней общеобразовательной школы естественно - математическим дисциплинам заключено в повышении качества методологических, культурологических и аксиологических знаний у обучающихся в среднем звене системы непрерывного образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29. 2.. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т. 19. - № 2. - С. 78 - 81.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Кашапова Фарида Файласовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения и использования студентами высшей школы методов статистической обработки данных и результатов физического, химического и педагогического экспериментов, ориентированных на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов