СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
комнатной температуре, либо в процессе нагревания металла с серой в эвакуированных запаянных ампулах.
9. Сульфид лития используется для изготовления анодов и твердого электролита литиевых батареек и аккумуляторов, являющихся источниками электрического питания современных микрокомпьютеров и сотовых телефонов.
10. Получаемые в масштабах малотоннажной химии сульфиды натрия и калия применяются как реагенты в аналитической химии, восстановители органических нитросоединений, компоненты светочувствительных эмульсий и используются в кожевенном производстве для удаления наружного слоя шкур.
Дидактический опыт свидетельствует о повышении познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ к учебным предметам химии и физики [3] при изучении ими свойств сульфидов щелочных металлов.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что лекционные, практические и лабораторные занятия по изучению свойств сульфидов щелочных металлов приводят к повышению уровня интеллектуального потенциала старшеклассников средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Васфиева А.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамутдинова Алина Рафитовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Оценено методологическое значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ периодического закона Д.И.Менделеева в выделении описательной, объяснительной и предсказательной функций естественно-математических дисциплин.
Ключевые слова Методология, периодический закон, функции научного познания.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Ориентированные на повышение уровня методологической, теоретической и методической подготовки старшеклассников средних общеобразовательных школ учителя химии и физики на лекционных и практических занятиях систематически и последовательно перед учащимися раскрывают созидательную роль отечественного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) в становлении и развитии химии как фундаментальной естественно-математической дисциплины с собственной методологией и методикой решения научных задач [1].
В середине девятнадцатого века был накоплен большого объема фактический материал по изучению физических и химических свойств более шестидесяти элементов и возникала острая необходимость систематизации данных и результатов эмпирического исследования выделенного фрагмента химической действительности.
К сожалению, ни одна из интеллектуальных попыток ученых-естественников первой половины девятнадцатого века классифицировать известные химические элементы не выявила искомой основной закономерности в их расположении друг за другом и не привела к созданию естественной системы элементов, отражающей природу их различия и сходства.
Только Д.И.Менделееву удалось в методологическом отношении успешно поставить и решить выделенную им фундаментальную научную задачу естествознания на уровне функций описания, объяснения и предсказания.
Анализируя большой массив эмпирических данных об известных химических элементах Д.И.Менделеев пришел к необходимости взять за основной признак предстоящей классификации фундаментальную количественную характеристику элементов - атомный вес, от которого должны находиться в зависимости все остальные свойства объектов изучения [2].
В отличие от всех своих предшественников - ученых Д.И.Менделеев сопоставил между собой несходные химические элементы, расположив все известные элементы в порядке возрастания атомных весов.
Записав группу галогенов под группой щелочных металлов и расположив под ними другие группы сходных химических элементов в порядке возрастания значений величин их атомных весов, выдающийся российский учёный Д.И.Менделеев установил, что свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов [3].
Автора открытия фундаментального для естествознания периодического закона о том, что химические свойства элементов естественных групп периодически повторяются в зависимости от их атомного веса, Д.И.Менделеева химики последних трех столетий чтут как выдающегося классика своей науки, развившего её методологию, теорию и практику.
Для будущих исследователей и преобразователей химической и физической действительности, обучающихся в средних общеобразовательных школах, следует прочно и углубленно освоить нижеследующие, связанные с периодическим законом химических элементов, теоретико-методологические достижения Д.И.Менделеева.
1. Периодическая система химических элементов позволяет устанавливать и предсказать зависимость химических и физических свойств элементов от электрического заряда атомного ядра [4].
2. Таблица химических элементов является наглядным и доступным для понимания всеми старшеклассниками средней общеобразовательной школы графическим выражением периодического закона естествознания.
3. Периодическая система элементов, разработанная в виде таблицы в рамках химии XIX века, является готовой систематизацией типов атомов вещества для новых разделов физики XXI века.
Дидактический опыт систематического и углубленного изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ периодического закона Д.И.Менделеева о химических элементах свидетельствует о наличии его высокого методологического значения для естественно-математического образования учащейся молодежи [5].
Вывод, следующий из изложенного выше, заключается в том, что периодический закон Д.И.Менделеева о химических элементах является одним из методологических оснований современного
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
среднего общего образования подрастающего поколения. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
2. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. -2007. -Т.14.-№ 3.-С.119-124.
3. Менделеев Д.И. Соотношение свойств с атомным весом элементов // Журнал Русского химического общества. - 1869. - Т.1. - Вып.9 и 10. - С. 66 - 77.
4. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
5. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сайранова Е.Ю. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СВОЙСТВ СУЛЬФИДОВ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики изучения старшеклассниками и студентами процесса образования и проявления свойств сульфидов методом информационного моделирования фрагментов природной действительности.
Ключевые слова
Информационное моделирование, генезис и свойства сульфидов.
Учебное информационное моделирование фрагментов природной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], является одним из основных методов обучения старшеклассников и студентов.
Рассмотрим применение учебного физико-математического моделирования природной действительности к изучению процесса образования и выделению свойств сульфидов в системе образования учащейся молодежи [2].
Учитель средней общеобразовательной или преподаватель высшей профессиональной школы, моделируя образование сульфидов в земной коре, перед старшеклассниками или студентами выделяет нижеследующее.
Генезис или происхождение сульфидов или природных сернистых соединений металлов и некоторых неметаллов произошло в миллиарды лет назад на Земле в гидротермальных условиях и при