СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
среднего общего образования подрастающего поколения. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
2. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. -2007. -Т.14.-№ 3.-С.119-124.
3. Менделеев Д.И. Соотношение свойств с атомным весом элементов // Журнал Русского химического общества. - 1869. - Т.1. - Вып.9 и 10. - С. 66 - 77.
4. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
5. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сайранова Е.Ю. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СВОЙСТВ СУЛЬФИДОВ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики изучения старшеклассниками и студентами процесса образования и проявления свойств сульфидов методом информационного моделирования фрагментов природной действительности.
Ключевые слова
Информационное моделирование, генезис и свойства сульфидов.
Учебное информационное моделирование фрагментов природной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], является одним из основных методов обучения старшеклассников и студентов.
Рассмотрим применение учебного физико-математического моделирования природной действительности к изучению процесса образования и выделению свойств сульфидов в системе образования учащейся молодежи [2].
Учитель средней общеобразовательной или преподаватель высшей профессиональной школы, моделируя образование сульфидов в земной коре, перед старшеклассниками или студентами выделяет нижеследующее.
Генезис или происхождение сульфидов или природных сернистых соединений металлов и некоторых неметаллов произошло в миллиарды лет назад на Земле в гидротермальных условиях и при
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
экзогенных процессах, протекающих в восстановительной среде.
В структурной модели неорганических сульфидов кроме атомов неметалла серы S основными химическими элементами являются щелочные металлы: литий Li; натрий калий К; рубидий Rb; цезий Cs, щелочноземельные металлы: кальций Са; стронций Sr; барий Ва, переходные металлы: ванадий V; марганец Мп; железо Fe; кобальт Со; никель №; медь Си; цинк 2п; молибден Мо; серебро Ag; ртуть металлоиды: германий Ge; мышьяк As; сурьма Sb, постпереходные металлы: галлий Ga; свинец РЬ; висмут Вц неметаллы: бор В; кремний Si; фосфор Р.
В структурном отношении [3] органические сульфиды - это сераорганические соединения с общей химической формулой ^^п-Я, где R' и R - органические радикалы - одинаковые или разные углеводородные остатки алифатического или ароматического ряда, подразделяющиеся на моносульфиды или тиоэфиры (п=1), дисульфиды (п=2), трисульфиды (п=3) и так далее.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники и студенты под руководством учителей и преподавателей на лекционных и практических занятиях осуществляют нижеследующую классификацию сульфидов по типу химической связи атомов:
1. Сульфиды s-элементов щелочных и щелочноземельных металлов имеют ионно-ковалентную связь атомов с преобладанием её ионной составляющей.
2. Низшие сульфиды d-металлов и ^металлов обладают химической связью преимущественно металлического характера, а высшие сульфиды этих же металлов имеют ионно-ковалентную связь.
3. Сульфиды р-элементов соединяют собственные атомы с помощью ионно-ковалентной связи, причем вклад ковалентной составляющей связи повышается с увеличением номера группы элемента.
При учебном физико-химическом моделировании процесса образования и выделения свойств сульфидов старшеклассникам и студентам важно знать о том, что сульфиды с координационными структурами кристаллизуются в кубической сингонии и образуют кристаллы в виде простейших тетраэдров, кубов и октаэдров, в ряде случаев усложняемых другими гранями.
Физические свойства сульфидов минерального происхождения выделяют у них металлический блеск, высокую тепло- и электропроводность, большой удельный вес и невысокую механическую твердость, объяснимые наличием у них общих электронных оболочек атомов и возникновением ионно-ковалентных связей между ними.
Химическим свойствам, учитываемым настоящими и будущими исследователями сульфидов при моделировании фрагментов природной и технологической действительности, относятся: 1) сульфиды s-элементов растворимы в воде и при гидролизе образуют щелочную среду; 2) сульфиды неметаллических элементов гидролизуются необратимо с образованием соответствующих кислот; 3) амфотерные сульфиды в воде нерастворимы, но некоторые из них полностью гидролизуются.
Дидактический опыт показывает наличие положительного влияния учебного физико-химического моделирования образования и свойств сульфидов на качество среднего и высшего образования учащейся молодежи.
Вывод, следующий из изложенного, состоит в дидактической значимости учебного физико-химического моделирования образования и свойств сульфидов для повышения качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Сайранова Е.Ю., 2018