Научная статья на тему 'Изучение физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СУЛЬФИДЫ ЛИТИЯ / НАТРИЯ / КАЛИЯ / РУБИДИЯ / ЦЕЗИЯ И ИХ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Васфиева Альбина Абулгасовна

Рассмотрены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Васфиева Альбина Абулгасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Васфиева Альбина Абулгасовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУЛЬФИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов.

Ключевые слова Сульфиды лития, натрия, калия, рубидия, цезия и их свойства.

Изучение старшеклассниками физических и химических свойств простых и сложных веществ относится к множеству основных дидактических задач современной общеобразовательной школы [1].

В связи с этим рассмотрим учебные элементы освоения учащимися средних общеобразовательных школ свойств сульфидов щелочных металлов лития, натрия, калия, рубидия, цезия.

Учителя химии и физики средней общеобразовательной школы для повышения качества образования [2] в области изучения старшеклассниками физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов выделяют перед учащимися нижеследующее.

1. Сульфиды как соли сероводородной кислоты H2S, испытывающей двухступенчатую диссоциацию, с металлами подразделяются на нормальные или двузамещенные Me2S и кислые или гидросульфиды MeHS, где Me - одновалентный металл.

2. Акцепторная способность, вызванная стремлением к достройке s2p4 - конфигурации атома серы до энергетически выгодной конфигурации s2p6, свойственной инертным газам и обладающей минимальной свободной энергией, обуславливает значительную долю ионной химической связи Me-S во многих сульфидах.

3. Понижение ионизационного потенциала щелочных металлов в последовательности литий, натрий, калий, рубидий, цезий увеличивает возможность образования атомами серы в сульфидах ковалентносвязанных группировок в рассматриваемых веществах.

4. В связи с переходом валентных электронов щелочных металлов при образовании сульфидов к атому серы по типу химической связи выделенные вещества являются ионно-ковалентными соединениями с ионным Me-S и ковалентным S-S характером связи между атомами.

5. Сульфиды щелочных металлов состава Li2S Na2S K2S Rb2S2 кристаллизуются в гранецентрированной кубической решетке типа NaCl и представляют собой хорошо растворимые в воде твердые, бесцветные вещества с относительно высокой температурой плавления.

6. Из нормальных сульфидов в водном растворе сульфиды щелочных металлов сильно гидролизуются и поэтому их растворы имеют сильно щелочную реакцию, используемую для реализации ряда технологических процессов.

7. Стандартная технология получения сульфидов щелочных металлов состоит в насыщении раствора гидроокиси щелочного металла сероводородом для образования кислого сульфида или гидросульфида и последующего прибавления в раствор разного количества щелочи для получения нормального сульфида.

8. Непосредственным взаимодействием щелочного металла с серой можно получить сульфиды различных составов, проводя реакцию синтеза в зависимости от сродства элемента к сере либо при

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

комнатной температуре, либо в процессе нагревания металла с серой в эвакуированных запаянных ампулах.

9. Сульфид лития используется для изготовления анодов и твердого электролита литиевых батареек и аккумуляторов, являющихся источниками электрического питания современных микрокомпьютеров и сотовых телефонов.

10. Получаемые в масштабах малотоннажной химии сульфиды натрия и калия применяются как реагенты в аналитической химии, восстановители органических нитросоединений, компоненты светочувствительных эмульсий и используются в кожевенном производстве для удаления наружного слоя шкур.

Дидактический опыт свидетельствует о повышении познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ к учебным предметам химии и физики [3] при изучении ими свойств сульфидов щелочных металлов.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что лекционные, практические и лабораторные занятия по изучению свойств сульфидов щелочных металлов приводят к повышению уровня интеллектуального потенциала старшеклассников средних общеобразовательных школ.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Васфиева А.А., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Карамутдинова Алина Рафитовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация

Оценено методологическое значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ периодического закона Д.И.Менделеева в выделении описательной, объяснительной и предсказательной функций естественно-математических дисциплин.

Ключевые слова Методология, периодический закон, функции научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.