Научная статья на тему 'Изучение системы точных физических измерений старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение системы точных физических измерений старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ / ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Набиуллина Индира Римовна

Выделены элементы дидактики и методики изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы системы точных измерений, являющихся основой экспериментальной физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение системы точных физических измерений старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

математических моделей физических объектов, процессов и явлений приводит к повышению качества образования студентов высшей школы.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. - 510 p.

3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

4. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

5. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и химического познания химической действительности // Башкирский химический журнал. -2008. - Т. 15. - № 3. - С. 133 - 136.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Набиуллина Индира Римовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТОЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы системы точных измерений, являющихся основой экспериментальной физики.

Ключевые слова

Система физических измерений, единица измерения физической величины.

Основные естественно - математические учебные и научные дисциплины - физика и химия получают данные и результаты собственных исследований посредством измерения соответствующих величин с помощью эксперимента [1].

В этой связи старшеклассники средней общеобразовательной школы под руководством учителей физики и химии [2] периодически напоминают себе нижеследующие определения методологического характера.

Измерение — это совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) - это метод исследования некоторого объекта,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

процесса или явления в управляемых наблюдателем условиях.

К основным единицам измерения физических величин в настоящее время относятся: 1) метр - длина пути, который проходит свет в вакууме за 1/299 792 458 долю секунды; 2) секунда - равная 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома Cs133; 3) килограмм, равный массе международного прототипа килограмма, хранящегося в Палате мер и весов в г. Севр под Парижем; 4) ампер, равный силе неизменяющегося электрического тока, который при прохождении по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины и ничтожно малой площади кругового сечения, расположенным на расстоянии один метр один от другого в вакууме, вызывает на каждом участке проводника длиной один метр силу взаимодействия; 5) кандела, равная силе света в заданном направлении источника, испускающего монохраническое излучение, энергетическая сила света которого в этом направлении составляет 7б83 Вт/ср; 6) кельвин, равный 7273,16 части термодинамической температуры тройной точки воды; 7) моль, равная количеству вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько содержится атомов в С12 массой 0,012 кг.

Учителя физики и химии в средней общеобразовательной школе обращают внимание учащихся на совершенствование методов точного измерения единиц физических и химических величин [3].

В этой связи на лекционных, практических и лабораторных занятиях по физике старшеклассникам следует на основе дидактических принципов [4] рассказать учителям об атомном эталоне длины.

Известно, что сравнение длины тела с эталонным метром может быть произведено с точностью до (2 - 5)*10-7 с помощью прецизионного оптического микроскопа. Предел точности выделенного измерения определяется толщиной меток, соответствующих концам метра. Следует отметить, что использование эталонного метра на практике связано с двумя недостатками: во - первых, точность измерений оказывается слишком малой для многих научных целей и, во - вторых, сравнение длин с помощью бруска, находящегося где-то далеко в лаборатории стандартов, чрезвычайно неудобно. Указанные трудности были преодолены благодаря установлению международным соглашением в 1961 году естественной единицы длины, основанной на атомном излучении атомов вещества. Так как все атомы данного сорта вещества одинаковы, идентичны также их излучения. Следовательно, измерения, основанные на атомном определении длины, всегда воспроизводимы. В настоящее время настоящие и будущие исследователи действительности принимаем в качестве первичного эталона длины длину волны (в вакууме) оранжевого света, испускаемого атомами криптона. Выделенный эталон был установлен путем тщательного сравнения длины эталонного метра с длиной волны оранжевой линии криптона - 86. Было решено, что 1 650 763,73 длины волны линии криптона составляет в точности один метр. Это определение согласуется со старым, находящимся вблизи Парижа, являясь в сто раз более точным. Поэтому в настоящее время эталон метра может быть воспроизведен в лабораториях всего мира.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что изучение старшеклассниками средней общеобразовательной школы системы точных физических измерений способствует повышению уровня их интеллектуального потенциала.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

4. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.

© Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.