Научная статья на тему 'Естественно-математическая составляющая основ безопасности жизнедеятельности'

Естественно-математическая составляющая основ безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
381
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА / ХИМИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Каримов М.Ф., Газизов Р.Н.

Выделены междисциплинарные связи между школьными курсами математики, физики, химии и основ безопасности жизнедеятельности и указаны дидактические способы их успешной реализации и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественно-математическая составляющая основ безопасности жизнедеятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Список использованной литературы:

1. Бабешко В.Н., Набиуллина А.Р. Автоматизированный контроль качества обучения // Инновационная наука. - 2015. - №9. - с.243-244.

2. Надеина Е.В. Использование IT технологий в учебном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru.

© Исмагилова Г.К., Набиуллина Э.Р., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Р.Н.Газизов

учитель основ безопасности жизнедеятельности лицея г. Бирска

г. Бирск, Российская Федерация

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Выделены междисциплинарные связи между школьными курсами математики, физики, химии и основ безопасности жизнедеятельности и указаны дидактические способы их успешной реализации и развития.

Ключевые слова Математика, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности.

Включенная Постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 году в учебные планы средних общеобразовательных школ Российской Федерации новая учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентирована на решение таких дидактических задач, как изучение безопасности и защиты человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи пострадавшим, приобщение к основам здорового образа жизни, ознакомление с основами военной службы.

Успешное решение выделенных учебных задач основ безопасности жизнедеятельности возможно при наличии у школьников [1] нижеследующих знаний, умений и навыков по математике [2], физике {3} и химии [4]:

1. Расстояние, время, скорость, прямая и обратная пропорциональность, проценты, среднее арифметическое, линейные и квадратные уравнения с формулами их решения, числовые функции и их свойства, экстремумы функции, графики функций, тригонометрические функции синус, косинус, тангенс, котангенс, графики тригонометрических функций, логарифмические и показательные функции с их графиками, производная функции и её механический и геометрический смыслы, определенный интеграл и его механические и геометрические приложения, дифференциальные уравнения первого и второго порядков, геометрическая точка, прямая, отрезок, угол, луч, треугольник и его свойства, площади треугольника, прямоугольника и трапеции, теорема Пифагора и её приложения, правила сложения и вычитания векторов, метод координат и его приложения, основные теоремы о соотношении между сторонами и углами в произвольном треугольнике, основные виды расположения прямых и плоскостей в пространстве, призма, пирамида, усеченная пирамида, цилиндр, конус, усеченный конус, сфера, шар, их поверхности и объемы с соответствующими формулами.

2. Строение вещества, сила давления, законы Архимеда и Паскаля, электрическое и магнитное поле, электрическое напряжение, постоянный электрический ток, законы движения тел и взаимодействия их

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

между собой, механические колебания и звуковые волны, электромагнитное поле и электромагнитные волны, строение атома и его ядра, молекулярно-кинетическая теория и основные законы термодинамики, законы электромагнетизма, оптические явления, квантовая физика и её приложения, радиоактивный распад ядер атомов вещества, ядерные реакции, принцип действия атомной и водородной бомбы.

3. Атом, химический элемент, простое вещество, соединения химических элементов, изменения вещества, растворы, свойства металлов и неметаллов, органические вещества, теория строения и реакционной способности органических соединений, азотсодержащие соединения, полимеры и их химические и физические свойства.

На основе выделенных естественно - математических знаний и умений происходит более глубокое и прочное освоение школьниками нижеследующих тем основ безопасности жизнедеятельности человека: 1) пожары в жилище; 2) опасные газы и вещества; 3) безопасность в транспорте; 4) опасности на воде и водном транспорте; 5) опасный лёд; 6) загрязнение воздуха, воды и почвы; 7) безопасная работа за компьютером; 8) помощь при термических и химических ожогах; 9) способы подачи сигналов бедствия; 10) ориентирование на местности; 11) устройство временных укрытий и обеспечение бытовых потребностей; 12) опасности переправ рек и движении в горах; 13) возможности ухода от поражения молнией; 14) аптечка и природные лекарственные средства; 15) укусы насекомых и змей; 16) отравления; 17) обморожения, тепловые и солнечные удары; 18) поражающие факторы наводнений и землетрясений; 19) условия и причины возникновения пожаров и взрывов; 20) причины и последствия аварий на химически опасных объектах; 21) радиационно опасные объекты; 22) безопасность на улицах и дорогах; 23) экологическая опасность окружающей среды; 24) правила безопасности на уроках химии и физики; 25) защита населения от возможных угроз.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости систематического использования естественно-математической составляющей основ безопасности жизнедеятельности для повышения качества образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

2. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Изучение и применение учащимися элементарных функций в среде электронных таблиц // Символ науки. - 2016. - №10-2. - С. 140 - 141.

3. Каримов М.Ф., Никонова Н.А. Лабораторные работы по физике и химии в составе информационного моделирования действительности // Символ науки. - 2016. - №10-2. - С. 142 - 143.

4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

© Каримов М.Ф., Газизов Р.Н., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ

г. Бирск, Российская Федерация Т.В.Князева учитель русского языка лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Рассмотрена дидактическая возможность повышения уровня интеллектуального потенциала учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.