_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Набиуллина Индира Римовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
СОБСТВЕННЫЙ МОМЕНТ ИМПУЛЬСА ЭЛЕКТРОНА И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Спроектирована и реализована учебная тема по собственному моменту импульса электрона и осуществлена дидактическая оценка ее роли в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Момент импульса электрона или спин, квантовые числа электрона.
Постоянно актуальная дидактическая задача сближения сфер учебного и научного познания и преобразования природной и технической действительности ставится и решается на основе принципов историчности [1] и научности [2] обучения учащихся средних общеобразовательных школ [3].
Наивысшие достижения творчества ученых двадцатого века - квантовая механика, квантовая химия и физика твердого тела основывается на понятиях о квантовых числах микрочастиц, среди которых рядом особенности выделяется спиновое квантовое число электрона [4].
Созданная в начале двадцатого века полуквантовая теория строения атома вещества оставила еще много необъясненных факторов, даже в случае сравнительно простых физических систем [5]. В интерпретации атомных спектров оставалось неясным, почему а) некоторые спектральные линии, которые должны были, согласно ожиданиям, быть синглетами (одинарными), в действительности при более близком рассмотрении оказались дублетами (двойными) и б) некоторые мультиплетные спектральные линии оказались аномальными, например группы линий, отвечающие квантовым переходам P ^ S, вместо ожидаемых трех содержали большее число линий. Осуществленные в 1922 году немецкими физиками О.Штерном (1888-1969) и В.Герлахом (1889-1979) опыты [6], целью которых было измерение магнитных моментов атомов различных химических элементов, показавшие вместо непрерывного распределения атомов серебра на фотопластинке, лишь две резкие полосы от атомов, отклонявшихся в магнитном поле, тоже не находили рационального объяснения.
В 1925 году студенты Геттингенского университета С.Гаудсмит (1902-1978) и Д.Уленбек (19001988) предположили существование собственного механического момента импульса или спина у электрона и, соответственно, собственного магнитного момента электрона [7].
Введение в физику понятия собственного момента импульса или спина электрона позволило объяснить выделенные выше проблемные ситуации в зарождающейся квантовой теории вещества
Учителя физики и химии средней общеобразовательной школы на лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют для учащихся нижеследующие современные научные положения о собственном моменте импульса электрона.
1. Спин, как заряд и масса, есть фундаментальное свойство электрона - устойчивой микрочастицы.
2. Согласно теории П.Дирака (1902 - 1984) существование спина вытекает из решения релятивистского волнового уравнения Э.Шредингера (1887 - 1961).
3. Спин электрона квантован, причем спиновое квантовое число имеет только одно из двух значений
± /.
4. Проекция спина на направление внешнего магнитного поля тоже является квантовой величиной.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
5. Существование спина в системе тождественных взаимодействующих частиц является причиной нового квантовомеханического явления, не имеющего аналогии в классической механике: обменного взаимоде йствия.
Обменные взаимодействия электронов обуславливает наличие в природе ферромагнетиков, антиферромагнетиков и ферримагнетиков [8 - 10].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация учебного материала о собственном моменте импульса электрона или о его спине служат основой для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
4. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.
5. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
6. Gerlach W., Stem O. Der experimentelle nachweis der richtungsquantelung im magnetfeld //. Zeitschrift fur Physik. - 1922. - Bd. 9. - S. 349 - 352.
7. Uhlenbeck G., Goudsmit S. Spinning Electrons and the Structure of Spectra // Nature. — 1926. — Vol. 117. — P. 264 — 265.
8. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
9. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430.
10. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
© Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р., 2017
УДК 796.035
Кумачный Артём Леонидович
бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ Е-mail: alk98@icloud. com Москаленко Игорь Сергеевич канд. пед. наук, доцент кафедры ФВ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург,
moskalencko@mail.ru Шульгов Юрий Иванович старший преподаватель ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ ОСГУДА-ШЛЯТТЕРА С ПОМОЩЬЮ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Аннотация
Многие подростки, особенно занимающиеся спортом, сталктваются с болезнью Осгуда-Шляттера. В этой статье я постараюсь рассказать, как с помощью физических упражнений можно от неё избавиться.