Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Новые термины химического материаловедения и их значение для развития науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т.17. - № 3. - С. 179 - 182.
2. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
4. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 4. - С. 57 - 61.
5. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
6. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Кашапова Ф.Ф. студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ В СВЕТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Представлена дидактическая возможность проектирования и реализации современного урока по школьной физике на основе этапов информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности.
Ключевые слова
Структурные элементы урока физики, информационное моделирование процесса.
Учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Использованный в течение двадцатого века традиционный урок по естественно-математическим дисциплинам, имеющий этапы организационного момента, повторения и проверки домашнего задания, изучения нового учебного материала, закрепления изученного на уроке материала, объяснения домашнего задания и оценивания интеллектуальной работы учащихся, обладал средней корреляцией с этапами информационного моделирования действительности [2].
Структура школьных уроков по современным федеральным государственным образовательным стандартам, основанных на этапах мотивирования учащихся на учебную деятельность, постановки цели и задач урока с участием учащихся, актуализации знаний учеников, необходимых для решения задач урока, поиск путей решения учебных задач, выполнения учебного задания, которое сначала оказалось непосильным для решения учащимися, проверки решения учебной задачи с выполнением коррекционных действий для получения правильного ответа учениками, самостоятельной работы учащихся с использованием полученных знаний и приобретенных умений является сильно коррелированной с этапами информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности [3].
К построенным и освоенным на уроках физики учащимися средних общеобразовательных школ под руководством учителей - исследователей информационным моделям относятся: 1) материальная точка; 2) система материальных точек; 3) абсолютно твердое тело; 4) деформируемое тело; 5) сплошная среда; 6) модель свободного падения тела; 7) модель движения тела под действием различных сил; 8) математический маятник как модель колеблющегося тела; 9) идеальный газ; 10) изотермический процесс; 11) изохорический процесс; 12) изобарический процесс; 13) адиабатический процесс; 14) модель кристаллического тела; 15) модель аморфного тела: 16) цикл Карно; 17) точечный электрический заряд; 18) электрический диполь; 19) система электрических зарядов; 19) модель проводника электрического тока; 20) модель диэлектрического тела; 21) модель полупроводникового вещества; 21) модель электронно-дырочного перехода; 22) модель диамагнетика; 23) модель парамагнетика; 24) модель ферромагнетика; 25) модель антиферромагнетика; 26) модель ферримагнетика; 27) модель доменной структуры сильномагнитного вещества; 28) модели намагничивания и перемагничивания ферромагнетиков и ферримагнетиков; 29) модели интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света; 30) модели атома Томсона, Резерфорда и Бора; 31) модель атома водорода; 32) квантовая модель атома вещества; 33) модели атомов переходных металлов; 34) ядерная модель атома вещества; 35) модели ядерных реакций.
К изучаемым под руководством учителя - исследователя на лекционных, практических и лабораторных занятиях учащимися средних общеобразовательных школ алгоритмов решения учебных задач физики относятся: 1) правило рычага; 2) золотое правило механики; 3) правило параллелограмма при сложении сил; 4) основные правила термодинамики, сформулированные в виде её трех начал; 5) первое и второе правила Кирхгофа в электричестве; 6) правило буравчика или винта для определения направления вектора магнитной индукции поля, создаваемого электрическим током; 6) правило левой руки для определения направления силы, действующей со стороны магнитного поля на проводник с электрическим током; 7) правило правой руки для определения направления индукционного электрического тока, возникающего вследствие явления электромагнитной индукции; 8) правило Ленца о том, что индукционный электрический ток в контуре направлен так, чтобы своим магнитным полем противодействовать изменению магнитного потока, которым он вызван; 9) правило Хунда, определяющий порядок заполнения электронами атома орбиталей выделенного подслоя; 10) правило Клечковского, описывающее энергетическое распределение орбиталей в многоэлектронных атомах.
Дидактический опыт проектирования и реализации уроков физики в свете информационного моделирования действительности показывает его эффективность при повышении качества образования учащихся в школе.
Вывод, следующий из изложенного выше, состоит в необходимости широкого использования информационного моделирования действительности при обучении физике учащихся средней общеобразовательной школы..
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
Фазылова Г.М.
студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПТИКИ
Аннотация
Выделены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптики.
Ключевые слова
Историчность обучения, геометрическая, волновая и квантовая оптика.
Накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде высших учебных заведений Уральского региона дидактический опыт [1] свидетельствует об эффективности рассмотрения со студентами на лекционных и практических занятиях нижеследующих кратких фрагментов по истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптике.
1. Античный период возникновения оптики благодаря научным трудам Пифагора (ок. 580 - ок. 500 до н.э.), Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) [2] и Евклида (ок. 330 - ок. 270 до н.э.), в которых показано прямолинейность распространения света.
2. Высказывание арабским ученым средневековья Ибн аль-Хайсамом (965 - 1040) мысли о том, что источником световых лучей является не глаз, а светящиеся предметы явилось шагом вперед по сравнению с суждениями античных ученых о природе света.
4. Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630) в 1604 году в трактате «Оптическая астрономия» изложил основы геометрической оптики, сформулировал закон об обратно пропорциональной зависимости освещённости и квадрата расстояния от источника.
5. Закон геометрической оптики о преломлении света был открыт в 1621 году голландским физиком и математиком Виллебрордом Снеллом (1580-1626) и в настоящее время носит название закона Снеллиуса.
6. Выдающийся английский физик и математик Исаак Ньютон (1643-1727) развил корпускулярную теорию света, исследовал явления интерференции и дифракции света и открыл явление дисперсии света в призме.
7. Представление о свете как о волновом процессе возникло после произведения нидерландского физика и математика Христиана Гюйгенса (1629- 1695) «Трактат о свете», где основой рассуждений является аналогия между акустическими и оптическими явлениями.
8. Победу волновой теории света обеспечил английский физик Томас Юнг (1773-1829), обосновавший теоретические положения интерференционной теории света и объяснивший природу происхождения цветны колец Ньютона.
9. Математическую теорию дифракции света и объяснение прямолинейного распространения света с
~ 144 ~