СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Филипов Евгений Леонидович студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ХИМИИ
СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики изучения студентами естественно-математических и технических факультетов высших учебных заведений основополагающих экспериментов квантовой физики и химии.
Ключевые слова
Основы квантовой теории, модель атома вещества, квантовый генератор.
Фундаментальные и прикладные науки - квантовая физика и химия в настоящее время вносят преимущественный вклад в научно-технический прогресс экономически развитых стран мира.
В этой связи изучение экспериментальных оснований квантовой физики и химии является необходимым элементом дидактики естественно-математического и технического высшего образования молодежи [1].
В множество учебных тем по экспериментальным основаниям квантовой физики и химии, изучаемым студентами высшей школы обязательно и факультативно, включается нижеследующее.
1. Трудности классической физики конца девятнадцатого века, названные «ультрафиолетовой катастрофой» и вызванные тем, что согласно теории концентрация излучения абсолютно черного тела находится в области высоких частот, а эксперимент показывает обратное - энергия излучения тела уменьшается с ростом его частоты.
2. Экспериментальный факт о дискретном или линейчатом спектре излучения атомов и молекул вещества невозможно объяснить, используя классическую теорию движения электронов в атомах и молекулах.
3. Устранение в начале двадцатого века выделенных противоречий эксперимента и теории излучения тела Максом Планком (1858, Киль - 1947, Геттинген) на основе предположения о дискретной природе света и минимальной порции излучаемой или поглощаемой энергии - кванте света [2].
4. Объяснение в 1913 году экспериментально выделенных ранее линейчатых спектров излучения атомов вещества Нильсом Бором (1885, Копенгаген - 1962, Копенгаген) на основе постулатов о наличии разрешенных дискретных уровней энергии атома и о переходе атома из одного состояния в другое состояние посредством поглощения или излучения энергии [3].
5. Предположение Альбертом Эйнштейном (1879, Ульм - 1955, Принстон) в 1905 году о распространении (не только испускании и поглощении) света квантами, названных позднее фотонами, для объяснения экспериментально установленных ранее Генрихом Рудольфом Герцем (1857, Гамбург - 1894, Бонн) и Александром Григорьевичем Столетовым (1839, Владимир - 1896, Москва) закономерностей внешнего фотоэффекта.
6. Экспериментальные измерения светового давления Петром Николаевичем Лебедевым (1866, Москва - 1912, Москва), позволившие физикам первой четверти двадцатого века заключить о наличии у фотонов механического импульса.
7. Дополнительное доказательство корпускулярного характера света в 1922 году Артуром Холли Комптоном (1892, Вустер - 1962, Беркли), показавшем экспериментально, что рассеяние света свободными
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
электронами происходит по законам упругого столкновения двух частиц - фотона и электрона.
8. Наблюдение в 1927 году Клинтоном Джозефом Дэвиссоном (1881, Блумингтон - 1958, Шарлотсвилл) и Лестером Хэлбертом Джермером (1896, Чикаго - 1971, Нью-Йорк) дифракции электронов на кристаллах никеля подтвердило экспериментально гипотезу Луи де Бройля (1892, Дьеп - 1987, Лувесьен ) о корпускулярно - волновом дуализме свойств микрочастиц.
9. Экспериментально обоснованная квантовая физика и химия позволяет развивать квантовую электронику, изучающую методы генерации и усиления электромагнитного излучения атомов вещества, применяемых в создании квантовых генераторов, усилителей и электронных приборов
10 Теоретические и экспериментальные достижения квантовой физики и химии лежат в основе становления и развития физики и техники полупроводников, позволившей инженерам создать современные компьютерные и телекоммуникационные технологии информационного общества
Дидактический опыт свидетельствует о том, что углубленное изучение экспериментальных оснований квантовой физики и химии студентами высшей школы способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи [4].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что выделение и изучение эмпирической составляющей квантовой физики и химии ориентировано на повышение качества высшего естественно-математического и технического образования студентов. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
3/ Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.
4. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т. 19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Филипов Е.Л., 2018
УДК 37
Д.А. Курбатова
Студент ЛПИ СФУ г. Лесосибирск,РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ И МЕТОДИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У
ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ
Аннотация
В данной статье речь идет об анализе и методике преодоления морфологических ошибок учащихся пятого класса. Автор статьи анализирует причины возникновения морфологических ошибок у учащихся пятого класса, а также предлагает методические рекомендации, направленные на предупреждение указанного вида грамматических нарушений у учащихся.
Ключевые слова: методические приемы, морфологические ошибки, русский язык.