МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х
коммуникативных навыков. Для учета в экспериментально-опытной работе из вышесказанного можно вывести следующее определение коммуникативно-хореографических способностей (КХС) учеников.
Коммуникативно-хореографические способности - это совокупность коммуникативных навыков, приобретённых при помощи хореографического искусства посредством занятий направленных на развитие коммуникации, таких как, умение общаться в коллективе, умение слушать и слышать собеседника, развитие навыков невербального общения посредством танца, коммуникативных игр и т.д.
Подводя итог, остается лишь вспомнить слова лучших умов Древней Греции, выражавших смысл и назначение танца лаконичным определением: «танец подобно мифу или легенде представляет собою воплощение всего присущего человеку». Так, в танце находит свое выражение и одна из изначально присущих человеку способностей - способность к общению. Список использованной литературы
1. Баглай В. Е. Этническая этнография народов мира. - Р.-на-Д, 2007.
2. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога/М.: Издательский центр «Академия», 2006. 366с.
3. Бубнова О.Б. Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе, https://lib.herzen.spb.ru/text/bubnova_12_88_251_255.pdf, 255 с.
4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
© Громенко Л.Н., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ. -мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы основам вычислительной математики для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.
Ключевые слова
Принцип научности, вычислительная математика, приближенные вычисления
Одним из фундаментальных принципов обучения учащихся средней общеобразовательной школы своей значимостью в интеллектуальном и творческом развитии старшеклассников выделяется принцип научности учебного познания и преобразования фрагментов природной, технической и социальной действительности [1].
Принцип научности обучения в средней общеобразовательной школе ориентирует педагогов и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
учителей на изложение учащимся достижений современной науки и на сближение в преподавательской деятельности сфер учебного и научного познания и преобразования составляющих окружающего нас природного, технического и социального мира [2].
В школьные курсы алгебры и начал анализа и информатики могут быть для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов старшеклассников включены на обязательной или факультативной основе нижеследующие дидактические элементы вычислительной математики:
1. Аппроксимация функций и задачи интерполирования.
2. Простейшие и составные квадратурные формулы.
3. Численное дифференцирование функций.
4. Влияние погрешности задания функции на требуемую точность.
5. Метод Гаусса для решения системы алгебраических уравнений.
6. Методы приближенного решения нелинейных уравнений.
7. Компьютерное решение дифференциального уравнения.
8. Численное решение системы дифференциальных уравнений.
9. Минимизация функций одной и двух переменных.
10. Метод наименьших квадратов теории приближенных вычислений.
Основным методом постановки и решения школьных задач вычислительной математики, имеющим дидактическую эффективность и практическую направленность, является математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технической действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной задачи
[3].
Для компьютерного решения задач вычислительной математики старшеклассники средних общеобразовательных школ выбирали программируемые микрокалькуляторы [4], системы электронных таблиц [5], системы математического проектирования [6] или языки программирования высокого уровня [7].
Дидактический опыт свидетельствует о том, что творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ систематически и регулярно ставящие и решающие методами вычислительной математики учебные задачи математики, физики и химии показывают высокий уровень академической успеваемости по преподаваемым дисциплинам и в высшей профессиональной школе [8].
Освоение старшеклассниками средней общеобразовательной школы теории и практики приближенных вычислений на основе методов вычислительной математики способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что дидактическая переработка и применение элементов вычислительной математики в учебном процессе, проектируемом и реализуемом в средних общеобразовательных школах, способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей -исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и химического познания химической действительности // Башкирский химический журнал. -2008. - Т. 15. - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
4. Каримов М.Ф. Использование программируемых микрокалькуляторов в учебном процессе // Учитель Башкирии. - 1986. - № 6. - С. 44 - 50.
5. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD //
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
7. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
8. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Янышева Светлана Владимировна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ПРИБЛИЖЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделено общеобразовательное и прикладное значение для учащихся средних общеобразовательных школ приближенных вычислений в естественно - математических учебных дисциплинах.
Ключевые слова
Приближенные вычисления, абсолютная и относительная погрешность
Обзор отечественных школьных программ, учебников и учебных пособий по математике, осуществленный нами в течение последних тридцати лет [1], показывает, что на изучение фундаментальной и прикладной темы «Приближенные вычисления» выделяется в старших классах средней общеобразовательной школы не более двух часов аудиторного времени фрагментарно и не ежегодно.
Исходя из того, что методы приближенных вычислений систематически и регулярно востребованы при изучении учащимися школьных курсов математики, физики и химии, считаем необходимым повысить уровень дидактического значения выделенной учебной темы в содержании среднего общего образования подрастающего поколения.
К темам школьного курса математики, которые не могут быть освоены учащимися без понятия точности приближения [2], относятся: 1) правила действия с радикалами, иррациональные числа; 2) правила действия с дробями, бесконечные десятичные дроби; 3) определение степени и корня, вычисление корня n - ой степени; 4) квадратные уравнения и вычисление корней квадратного уравнения; 5) свойства и вычисление логарифмов действительных чисел; 6) значения тригонометрических функций произвольных углов; 7) приближенные формулы элементарных функций; 8) построение графиков элементарных функций; 9) пределы и вычисление их значений; 10) численное дифференцирование функций; 11) численное интегрирование функций.
Учителя физики и химии средней общеобразовательной школы обращают внимание учащихся на то, что большинство научных и учебных задач естественных дисциплин ставятся и решаются приближенно с использованием понятий об абсолютной и относительной погрешности [3].
Основными источниками погрешностей в учебном и научном моделировании природной и