_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
7. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
8. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Янышева Светлана Владимировна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ПРИБЛИЖЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделено общеобразовательное и прикладное значение для учащихся средних общеобразовательных школ приближенных вычислений в естественно - математических учебных дисциплинах.
Ключевые слова
Приближенные вычисления, абсолютная и относительная погрешность
Обзор отечественных школьных программ, учебников и учебных пособий по математике, осуществленный нами в течение последних тридцати лет [1], показывает, что на изучение фундаментальной и прикладной темы «Приближенные вычисления» выделяется в старших классах средней общеобразовательной школы не более двух часов аудиторного времени фрагментарно и не ежегодно.
Исходя из того, что методы приближенных вычислений систематически и регулярно востребованы при изучении учащимися школьных курсов математики, физики и химии, считаем необходимым повысить уровень дидактического значения выделенной учебной темы в содержании среднего общего образования подрастающего поколения.
К темам школьного курса математики, которые не могут быть освоены учащимися без понятия точности приближения [2], относятся: 1) правила действия с радикалами, иррациональные числа; 2) правила действия с дробями, бесконечные десятичные дроби; 3) определение степени и корня, вычисление корня n - ой степени; 4) квадратные уравнения и вычисление корней квадратного уравнения; 5) свойства и вычисление логарифмов действительных чисел; 6) значения тригонометрических функций произвольных углов; 7) приближенные формулы элементарных функций; 8) построение графиков элементарных функций; 9) пределы и вычисление их значений; 10) численное дифференцирование функций; 11) численное интегрирование функций.
Учителя физики и химии средней общеобразовательной школы обращают внимание учащихся на то, что большинство научных и учебных задач естественных дисциплин ставятся и решаются приближенно с использованием понятий об абсолютной и относительной погрешности [3].
Основными источниками погрешностей в учебном и научном моделировании природной и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
технической действительности, состоящем из этапов постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов [4], являются нижеследующие.
Исходные данные постановок экспериментальных и теоретических физических и химических задач, включая фундаментальные постоянные, определяются на эмпирическом уровне познания лишь приближенно [5].
При построении химических, физических и математических моделей объектов, процессов и явлений допускаемые с учетом их основных свойств, признаков и отношений настоящими и будущими исследователями действительности упрощения служат существенным источником погрешностей в ходе решения соответствующих задач познания реальности [6].
Разработка и исполнение алгоритмов решения учебных и научных задач физики и химии основывается на приближенных вычислениях по математическим формулам, что является дополнительным источником поиска приближенных значений искомых физических и химических величин [7].
Анализ результатов решения физических и химических теоретических и экспериментальных задач учебных и научных дисциплин и формулировка соответствующих выводов учащимися средних общеобразовательных и высших профессиональных школ и сотрудниками научных организаций осуществляется на основе теории приближенных вычислений и оценок значений искомых величин.
Обработка данных и результатов учебных экспериментов по физике и химии с помощью методов теории приближенных вычислений позволяет учащимся средней общеобразовательной школы расширить и углубить собственные представления о научном методе познания природной действительности.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что элементы теории и практики приближенных вычислений, изучаемые учащимися средних общеобразовательных школ, ориентированы на повышение качества образования подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
5. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
6. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно - математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
7. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
© Каримов М.Ф., Янышева С.В., 2017