2. Лифанова Т.И. Школы здоровья в России: принципы и организация работы / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. - М., 2012.
3. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. - М., 2006.
4. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья/ Здоровье детей. 2005. - № 6. - С. 30.
© Денисова Е.Н., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Батурина Галина Сергеевна
учитель изобразительного искусства лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ
ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности усиления междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе посредством построения учебных моделей на основе словесно -математического моделирования фрагментов действительности.
Ключевые слова
Информационное моделирование, русский язык, элементарная математика.
Основы научной картины мира в сознании учащихся средних общеобразовательных школ могут быть сформированы посредством установления и развития междисциплинарных связей при систематическом и регулярном обучении учащихся [1].
Взаимовлияние естественного языка и познания действительности было обнаружено еще в античные времена [2].
Объектный [3] и символический [4] языки науки происходят и развиваются синхронно с некоторыми отклонениями наряду с естественными языками людей.
Построение учебных моделей объектов, процессов и явлений в современных средних общеобразовательных школах осуществляется наиболее полно и наглядно для учащихся с помощью средств русского языка [5]
Постановка и решение учебных задач большинства школьных дисциплин осуществляется посредством метода информационного моделирования действительности, выражаемого с помощью русского языка, со следующими этапами - элементами: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [6].
Школьные по элементарной и вузовские по высшей математике [7] учебные задачи ставятся и решаются учащимися рассуждающими на русском языке при построении модели и разработке алгоритма до использования соответствующих математических знаков, символов и операций.
Для успешного проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности учащимся средних общеобразовательных школ необходимо знание нижеследующих определений: 1) модель - это упрощенное представление фрагмента мира с учетом его основных свойств и отношений, изучение которого позволяет получить новые знания о рассматриваемом объекте; 2) алгоритм -
это порядок решения задачи, составленный из дискретных, точных и понятных исполнителю действий, приводящих к результату или выяснению отсутствия такового; 3) математический объект - это созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках и символах объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.
Учителя математики и русского языка средних общеобразовательных школ, ориентированные на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся, с целью повышения качества обучения школьников на собственных учебных занятиях четко указывают на то, что основными математическими объектами выделяются число, множество, величина, уравнение, неравенство, функция, геометрическая фигура, производная и интеграл.
Дидактический опыт показывает, что педагогическое сотрудничество учителей русского языка и математики в области проектирования и построения учебных моделей объектов, процессов и явлений действительности с помощью средств соответствующих дисциплин приводит к повышению качества образования учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное проектирование и реализация процесса построения учебных моделей объектов, процессов и явлений окружающего нас мира с помощью средств русского языка и математики приводит к повышению уровня обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2. - С. 27 - 31.
4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
5. Каримов М.Ф., Карамова А.А. Учебное словесное моделирование действительности // Символ науки. -2016. - № 11-2(23). - С. 119 - 120.
6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
7. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.
© Каримов М.Ф., Батурина Г.С., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Бауэр Анатолий Иванович учитель технологии лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделено математическое содержание технологического образования учащихся средней