Научная статья на тему 'Компетентностный подход в развитие математического мышления студентов'

Компетентностный подход в развитие математического мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожомбердиева Назгуль Бакировна, Син Елисей Елисеевич

В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием и развитием математического мышления у студентов вуза. Авторами проводится анализ качества усвоения математических понятий от уровня компетентности. Компетентность выступает, как способ находить и применять знания в профессиональной деятельности. Математическое мышление формируется не стихийно, а в определенной последовательности: ощущение, восприятие, представление, понятие. Для успешного усвоений понятий студент должен обладать определенными умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в развитие математического мышления студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Последовательное формирование в сознании учащихся современного научного мировоззрения на примере смены ошибочного достоверным, сопровождаемой иногда человеческими трагедиями;

4. Развитие мышления учащихся посредством ознакомления постановки и решения именных задач естественно-математических наук.

5. Воспитание у учащихся интереса к учебному предмету, трудолюбия и самостоятельности на примере трудовой деятельности выдающихся ученых, получивших фундаментальные научные результаты в познании и преобразовании действительности.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что историческое сопровождение естественно-математического образования школьников есть необходимая составляющая их обучения, способствующая повышению качества учебного познания действительности подрастающим поколением.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

3. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

4. Каримов М.Ф. Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - №1. - С. 67 - 70.

5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017

УДК 378.046.

Кожомбердиева Назгуль Бакировна,

старший преподаватель Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына г.Бишкек,Кыргызская Республика. mido .koj omberdieva@mail. ru Син Елисей Елисеевич, директор центра дошкольного и школьного образования, Кыргызской академии образования, д.п.н. г.Бишкек,

Кыргызская Республика E-mail: KAO_12@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием и развитием математического мышления у студентов вуза. Авторами проводится анализ качества усвоения математических понятий от уровня компетентности. Компетентность выступает, как способ находить и применять знания в профессиональной деятельности.

Математическое мышление формируется не стихийно, а в определенной последовательности: ощущение, восприятие, представление, понятие. Для успешного усвоений понятий студент должен обладать определенными умения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Компетентность, математическое мышление, качество личности.

COMPETENCE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL

THINKING OF STUDENTS

Abstract

The article describes issues related to the formation and development of mathematical thinking of students of the university. The authors conducted an analysis of quality of mastering mathematical concepts from the level of competence. Competence serves as a way to find and apply the knowledge in their professional activities.

Mathematical thinking is not formed spontaneously, and in a certain sequence: sensation, perception, idea, concept. For successful mastering of concepts the student must possess certain skills.

Keywords

^mpetence, mathematical thinking, the quality of the individual.

Прочное усвоение студентами математических знаний в вузе невозможно без наличия у них развитого мышления. Поэтому умение осуществлять компетентности по формированию и развитию математического мышления, является одной из основных задач профессионального образования у будущих педагогов.

Процесс введения студентов в профессиональное образование, помимо приобретения основных знаний требует наличие новых образовательных конструктов как например, компетентностей связанных с различными формами мышления. Научное обоснование компетентности, компетенции впервые осуществлено учёными стран Европейского Союза в середине 1980-х годов (Р. Бадер, Д. Мартекс, Б. Оскарсон, Л. Шелтен и др). Эти идеи активно развиваются в трудах кыргызских исследователей (Бекбоев И.Б., Дабаев К., Мамытов А.М., Син Е. Е. и др).

Современный компетентностный подход ориентирован на требованиях в вуза при освоении учебно-образовательных дисциплин и обусловливают совершенствование содержания, разработку новых технологии и методики обучения [1; 5].

В ходе обучения математических дисциплин в вузе студент должен быть способным к самостоятельному овладению новыми методами исследования, с учетом изменений научного и профессионального профиля [3,с.25].

Одним из важных условий успешной вузовской педагогической деятельности в области компетентностно-ориентированного обучения является высокий уровень развития не только дисциплинарной (предметной) компетентности, но и общепрофессиональных качеств. Среди которых мышление занимает особое место.

В отличие от имевших место в вузах и школах подхода в обучении: знания, умения, навыки, сегодня упор делается на компетентностный подход, то есть на «практическую сторону вопроса» [2,с.36].

По мнению В.И. Байденко «Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников» [1,с.4].

В результате изучения вузовских дисциплин, особенно второго и третьего блоков у студентов должны быть сформированы следующие компетентности:

• способность самостоятельно находить, осваивать и использовать в учебной работе и на практике новые знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью;

• уметь применять современные методы исследования в анализе и в решении профессиональных задач;

• уметь разрабатывать алгоритмы и выбирать модели для решения управленческих задач за ходом учебного процесса;

• уметь контролировать ход, объём и качество своей учебной деятельности и своевременно вносить корректировку с целью улучшения её основных показателей;

• расширять свою компетентность для решения и осуществления профессиональных навыков и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Основоположник психологической теории компетентности Д. Равен оперирует понятием «компетентности как совокупности компетенций». Этим самым подчеркивая их многообразие. В структуре компетентности выделяет два компонента: общую компетентность (ценность, мотивация, поведение) и компетентность для успешной самореализации в социуме вне зависимости от профессиональной деятельности [9].

В исследованиях В.Н. Введенского профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда, объем определенных навыков в выполнении задачи, комбинацию личностных качеств и свойств, комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств личности [2].

Осуществление педагогической деятельности, отвечающей современным требованием, под силу педагогам обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, которого отличает исследовательская направленность и креативность мышления, стремление реализовать свой личностный и профессиональный потенциал [13, с.13].

Не маловажную роль при этом играет умение «видеть» задачу, правильно использовать условие при решении математических задач и проводить определенные рассуждения, мысленно определять ход своих рассуждений - все это является важным элементом математического образования. Развитие навыков математического мышления - одно из главных задач при подготовке будущего учителя математики.

По определению Ю. М. Колягина, мышление есть активный процесс отражения объективного мира в сознании [15, с.63].

С позиции формальной логики мышление характеризуется такими формами как понятие, суждение, умо заключение и т.д.

Владение студентов вуза этими формами требует наличие у них определённых компетентностей как умение воспринимать математические понятия, осуществлять суждения по ходу учебных действий и делать правильные умозаключения.

Так при формировании математических понятий студенты должны уметь отличать один объект от другого по определенным признаком и свойствам, эти признаки могут быть как единичные, так и общие, существенные, так и не существенные.

В математическом мышлении понятия не выступают разрозненно, они часто связанны между собой. Формой связи математических понятий друг с другом образуют математические суждения. Суждение - это такая форма мышления, в которой отображается наличие или отсутствие самого объекта. Мыслить - это значит высказывать какие-либо суждения. С помощью суждения мысль и понятие получают свое дальнейшее развитие.

По мнению Ю. М. Колягина, в процессе суждения образуются непосредственные и опосредственные виды мышления. Однако этому следует учить в систематически со школьного периода обучения математике [15,с.85]. Так суждение «Этот угол острый», является непосредственным суждением. А суждение вида «множество точек равноудаленных от концов отрезка - серединный перпендикуляр», является опосредственным и чаще всего возникает в результате определенных мыслительных действий.

Для единичных свойств объекта характерно наличие отдельных отличительных свойств. Например: уравнение третьей степени с одним переменным - кубическое уравнение; многоугольник с минимальным числом сторон- треугольник и др. Понятие - это форма мышления, в котором отражены наиболее существенные свойства объектов изучения. Для успешного освоение мыслительными действиями, студенты должны приобрести следующими компетентностями:

- уметь в математических понятиях выделять существенные и несущественные свойства ( признаки);

- уметь определять объем математических понятий, через его содержание;

- выражать математические понятия словесно или символически;

- знать различные способы определения понятий ( по видовых отличиям, генетически, через абстракцию и т.д.);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

- осуществлять классификацию математических понятий;

- умение осуществлять связи между математическими суждениями и др.

Математическое мышление является одной из важных составляющих в обучении студентов и школьников [6].

Для такой формы мышление как понятие характерным является то, что:

1) понятие есть продукт человеческой деятельности;

2) понятие отражает материальный мир;

3) понятие предстает в познании как средство обобщения;

4) формирование понятия в сознании человека неотделимо от речи, записи, символов и т.д. [ 14, с.32]. Таким образом, формируя у будущих педагогов необходимые профессиональные качества и

компетентности связанные с математическим мышлением, тем самым мы помогаем «увидеть» себя в качестве носителя знаний и определенных научных позиций. Кроме того компетентности студента в управлении за развитием своего интеллекта позволяет им более рационально моделировать не только учебно-познавательный процесс, но свое саморазвитие.

Список использованной литературы:

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: методическое пособие. - М., 2006. -56с.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. -2003. - .№10. - С.51-55.

3. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире. - М.: Просвещение, 1985. -123с.

4. Ершова Н. Ю., Мощевикин В. Г., Кипрушкин С.А. Формирование профессиональных компетенций специалистов в области информационных технологии // Высшее образование сегодня. -2012. -№3. - С.24-27.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.,2004. - 42с.

6. Капрунрович И.Я., Петухов Т.А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании // Математика в школе. -1988. -№5. - С.45-48.

7. Методика преподавания математики: Общая методика / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. -336с.

8. Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий// Известия АПН РСФСР., 1950. Вып.28. - С.17-29.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М., 2002.

10. Син Е.Е. Подготовка будущих учителей к преподаванию в классах с углубленным изучением предметов // Известия вузов. -2004. -№5. -С.163-165.

11. Соляр А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для физ.-мат.фак. пед. Ин-тов. -Минск: Высшая школа, 1986. -414с.

12. Тесленко Н.Ф. Формирование диалектико- материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979. -139с.

13. Хлусова А.А. Технологический подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов // Высшее образование сегодня. -2012. -№4. - С.13-16.

14. Шарыгалова Т.В., Коженкова Е.А. Формирование математической культуры учащихся в процессе изучения понятий. - Бишкек: «Алтын тамга», 2008, - 66с.

15. Ю. М.Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Соннинский и др. Методика преподавания математики и средней школе. Общая методика. - М.: Просвещение, 1975. - 462с.

© Кожомбердиева Н.Б., Син Е.Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.