Научная статья на тему 'Формирование действия обобщения в процессе обучения математике'

Формирование действия обобщения в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБОБЩЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА / ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Внуковская Оксана Алексеевна

Формирование обобщения основано на интегрированных заданиях и обобщающих задачах, внутрипредметных и межпредметных связях, занимательных, нестандартных задачах, активных игровых методах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование действия обобщения в процессе обучения математике»

одном и том же месте, относится к отрицательным сторонам процесса обучения в условиях больницы. Различный уровень подготовленности и интеллекта детей (за партой могут оказаться вместе ученики лицея, гимназии, сельской школы) осложняет для учителя организацию учебно-воспитательного процесса. Работая в условиях больницы, учителю необходимо за короткий срок сформировать учебную группу, настроить ребят на конструктивную работу, организовать урок так, чтобы каждый был охвачен вниманием. Эффективно осуществлять интеграцию детей в образовательное пространство школы при ЛПУ помогают профессионализм учителя, его опыт, интерактивные методы обучения, творческий характер обучения и личностно-ориентированный подход.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеет место ряд противоречий между:

- объективной значимостью проблемы обучения больных детей, находящихся на длительном лечении в оздоровительных учреждениях и реальным вниманием органов государственной власти к ней и ее решению;

- наличием потребности в квалифицированных специалистах, способных к эффективной работе в сложных условиях ЛПУ и отсутствием возможности для их подготовки в ВУЗ (отсутствие программно-методического обеспечения студентов).

Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу о том, что актуальна потребность в педагогических кадрах, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности для работы с больными детьми. Сегодня основной недостаток заключается в отсутствии профессиональной подготовки будущих педагогов к образовательной деятельности в условиях лечебного учреждения, в отсутствии соответствующих дисциплин в учебном плане и дидактических средств. Многие молодые учителя отказываются работать в школах при больницах, ссылаясь на отсутствие подготовки в ВУЗ. Высшая школа должна удовлетворить существующие потребности современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, способных к эффективной работе по специальности в сложных и специфических условиях ЛПУ, реабилитационных центров, а также медицинских учреждений санаторного типа. Список использованной литературы:

1. Грядунова Г.М. Психолого-педагогические особенности обучения больных школьников, находящихся на лечении в многопрофильной больнице. - М.: ООО «МАКС Пресс», 2003. - 104 с.

2. Золотова Г.И. Формирование профессиональной культуры социального педагога детского оздоровительного учреждения в условиях вуза: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005. - 166 с.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 : офиц. текст [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL : http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения 26.09.2016).

4. Шариков С.В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО), 2015, 2(4), 65-73.

© Винокурова О.Б., 2016

УДК 372

Внуковская Оксана Алексеевна

магистр 2 курса КемГУ, г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОБОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Формирование обобщения основано на интегрированных заданиях и обобщающих задачах,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

внутрипредметных и межпредметных связях, занимательных, нестандартных задачах, активных игровых методах обучения.

Ключевые слова

Обобщение, формирование интереса, игры.

В процессе усвоения математических знаний происходит развитие навыков проведения логических рассуждений, овладение умениями анализировать, обобщать, конкретизировать, определять понятия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Цель методики преподавания заключается в установлении способов повышения эффективности процесса обучения школьной математике. По мнению ученых, решению проблемы способствует использование обобщений в процессе обучения. Традиционно действие обобщения связано с такой развивающей функцией процесса обучения как развитие мышления. Мышление - психический процесс обобщенного и опосредственного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем. Обобщенность - свойство мышления, а обобщение - центральная мыслительная операция. С помощью обобщения происходит: развитие творческих способностей учащихся; стимулирование познавательного интереса при решении творческих задач; формирование и развитие умения сравнивать.

С точки зрения логики, обобщение - это "построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений...". П.М. Эрдниев видит значение обобщения в том, что его применение в процессе обучения помогает самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний, так как "обобщение связано с преобразованием мыслей, с умственным экспериментированием; с развитием интуиции и перебором различных образов при отыскании общего знания. Обобщение есть одно из самых важных средств самообучения, автодидактики". Он так же отмечает, что умение обобщать является непременной составной частью творческого мышления, так как "этим путем мысль человека выходит за пределы известного, пролагая путь к неизвестному" [2, c. 61].

В целом, под обобщением понимают переход от единичного к общему, от менее общего к более общему за счет выделения общих существенных свойств или отношений. Обобщение играет очень важную роль в процессе обучения математики. С помощью обобщения происходит расширение и углубление знаний, а так, же их систематизация. Обобщение помогает в формировании и развитии мотивации к изучению математики. Обобщение способствует усилению внутрипредметных связей, развивает творческое мышление и познавательный интерес в процессе обучения, является существенной стороной мыслительной деятельности. Необходимо использовать потенциал обобщения в процессе обучения решению математических задач.

Невозможно выявить особенности обобщения в процессе обучения математики в среднем звене без учета, с одной стороны, возвратных особенностей школьника, с другой стороны, содержания и образ технологий обучения математике. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях, выводах, правилах... (так можно?) Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки (либо признаки общие, либо существенные, прошу выбрать!?) предметов, явлений, фактов.

В ходе обобщения происходит формирование у учащихся интереса к математике. Развитию интереса учащихся к математике способствует как работа на уроке, так и внеклассная деятельность. Заинтересовать обучающихся, активизировать деятельностей детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления, позволяют обобщать полученные знания на более высоком уровне. По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" [1, c. 33].

Основные направления формирования интереса подростков к математике сводятся к следующему:

1) Использование дидактических задач. Дидактические игры можно широко использовать в качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся. Игры на уроках используются для решения

комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации.

2) Коллективные игры: обучающие игры; контролирующие игры; обобщающие игры.

3) Занимательные задачи. Это математические задачи, требующие нестандартного мышления. Такие задачи полезны для развития навыков мышления, повышения интереса к предмету. Осуществляя на уроках межпредметную связь, учитель так же может включить в урок задачи, в которых учащиеся должны показать знания, полученные по другим предметам. Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы, и кроссворды.

4) Работа с интерактивной доской. Интерактивная доска - это игра, с большим диапазоном возможностей. Это игровое пространство, на котором учитель и ученик могут выполнять многочисленные действия.

Таким образом, формирование действия обобщения на уроках математики позволяет соединить теоретические знания и практические действия, что позволяет обучающимся применять разнообразные способы при решении различных классов задач. Исходя из этого, основными направлениями формирования обобщения являются интегрированные задания и обобщающие задачи по изучаемым темам, межпредметные связи, занимательный материал, активные методы обучения, нестандартные задачи.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических едениц в обучении математике. [Текст]: кн. для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

© Внуковская О.А., 2016

УДК 37.01

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье выявлены проблемы формирования ИКТ-компетенций учителя права в условиях модернизации образования. Обоснована значимость ИКТ для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя права. Определены требования к предметной составляющей ИКТ компетенции учителя права в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова

Компетентность, компетенции, учитель права, профессиональная подготовка, ИКТ-компетентность, компетентностный подход.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, которая обусловлена переходом к инновационному обществу, основанному на знаниях. И здесь особое значение приобретает формирование у специалистов всех уровней информационно-коммуникативной компетентности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.