РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Манджиева Н.Н.
Манджиева Надежда Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы развития математических способностей младших школьников с использованием этнокультурного компонента. Показаны возможности формирования личности ребенка при использовании всех богатств культуры народа.
Ключевые слова: математическое мышление, национально-региональный компонент, этнокультурная компетентность.
Переход образовательных учреждений на новые стандарты обозначил основное направление развития образования - воспитание гармонично развитой, творческой личности ребенка. Современному обществу необходимы специалисты, обладающие высоким творческим потенциалом, развитым мышлением, умеющими решать нестандартные задачи в условиях быстро изменяющегося общества.
Решающая роль образования в деле развития личности на протяжении всей ее жизни, а также развития всего общества не вызывает сомнения. Воспитание и обучение должны содействовать освоению подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Большие возможности для развития личности ребенка имеет умелое использование регионального этнокультурного компонента в обучении.
Актуальность построения национальной школы и принципы реализации национально-регионального компонента стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки: Я.П. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.Н. Толстого и др.
Развивая классические идеи, современная педагогика исходит из того, что учет этнорегиональной специфики является неотъемлемым компонентом современного образования (П.А. Апакеев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, И.С. Якиманская, П.М. Эрдниев, А.Б. Панькин и др.).
В образовании получает свое дальнейшее развитие и наполнение содержание образования школьных предметов, в том числе и с помощью использования национально-регионального компонента. Задача развития способностей младших школьников еще большее значение приобрела, как мы отмечаем, с введением нового образовательного стандарта, одной из главных целей которого - воспитать творческую, способную легко адаптироваться в современном мире личность.
Проблемами развития математического мышления занимались А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, С.И. Шварцбурд и другие. В.А. Крутецкий в своей работе «Психология математических способностей школьников» даёт следующее определение математическим способностям: «Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» [2, с. 15].
При формировании математических способностей младших школьников необходимо учитывать все многообразие культуры народа, ориентироваться на народный идеал человека, использование народных средств обучения и воспитания, которые формировались ни одно тысячелетие, сохранили народную мудрость и показали свою педагогическую ценность. Использование национально-регионального компонента дает возможность развивать и сохранять родной язык.
Задача развития творческих способностей каждого учеников в условиях всеобщего среднего образования становится особенно актуальной. Необходимо вооружить учителя новым подходам к проблеме развития творческих способностей детей средствами математики. Наши наблюдения, опыт работы позволяет сделать предположение о том, что на современном этапе развития школы наибольшая эффективность учебного процесса достигается при систематическом использовании заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся в сочетании с методами обучения, направленными на развитие самостоятельности и системы мышления. Необходимо опираться на национальный опыт народа, использовать полнее национальный компонент в работе с учащимися.
Организовывая внеурочную работу, мы вносим этнокультурный компонент в содержание внеклассных занятий с учащимися, т.к. в него входит все богатство этнокультуры нашего народа, системы жизнеобеспечения, традиции, стереотипы поведения, духовные цели и ценности, наполненные новым содержанием.
Такая организация внеурочной работы по предмету дает возможность формирования этнокультурной компетентности младших школьников. «Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний в той или иной этнической культуре, которые реализуются через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [3, с. 35].
Отметим основные направления формирования этнокультурной компетентности учащихся начальной школы:
- принятие и понимание других народов, признание многообразия и наличие других культур;
- воспитание учащихся в духе мира, гуманного межэтнического общения, развития толерантных качеств личности;
- приобретение учащимися знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях своего народа и других народностей;
- формирование у учащихся осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми;
- понимание необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей;
- развитие у младших школьников конструктивных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с представителями других этносов и национальностей.
Однако на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе внеклассной работы одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась ее актуальность и необходимость экспериментальной апробации на практике. В целях внедрения в практику преподавания национально-регионального компонента нами был реализован проект «Развитие математических способностей младших школьников с применением этнокультурного компонента». Была составлена программа математического кружка для младших школьников с этнокультурной составляющей. В программу кружка были включены такие темы как «Нумерология калмыков», «Система старинных мер у калмыков», «Загадки-триады», «Старинные занимательные задачи калмыков» и другие. Занятия кружка были проведены на базе Комсомольской СОШ им. Н.С. Манджиева.
9
Дети составляли задачи на смекалку, решали логические задачи, кроссворды, ребусы с использованием калмыцкого фольклора, педагоги на занятиях применяли технологию укрупнения дидактических единиц академика П.М. Эрдниева. Ребята с удовольствием инсценировали задачи, решали задачи с использованием подручного материала.
Учащиеся начальных классов нуждаются в том, чтобы их первоначальное знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а побуждало интерес и любовь к предмету, способствовал развитию у учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку.
Большие возможности ля духовно-нравственного воспитания, развития математических способностей учащихся, как мы убедились на своих занятиях, дает составление текстовых задач. Прежде чем приступить к их составлению, необходимо рассказать ученикам как составляются задачи, рассказать о тематике текстовых задач, обратить внимание на структуру задачи и ее математическом содержании. Составление и решение задач стимулирует развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного мышления у школьников, расширяет сферу функционирования родного языка. Включение в содержание математического образования эмпирических математических представлений, задач с фольклорным содержанием, использование персонажей калмыцких сказок, задач-сказок, национальных игр на смекалку, элементов краеведения вооружает учителя возможностью использовать активные и нестандартные формы на уроках математики.
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Региональный компонент не подменяет российский, являясь органической его частью, он обогащает содержание образования, эффективно влияет на содержательное усвоение материала учащимися, способствует не только повышению качества знаний, но и воспитывает любовь и уважение к своему народу, формирует бережное отношение к природе родного края, формирует нравственные ценности и качества. Применение национально-регионального компонента требует от учителя творческого подхода, использования активных и нестандартных форм проведения занятий, что делает математику с ее понятиями, законами и свойствами активной помощницей в воспитании духовных ценностей младших школьников.
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал каждого ученика через его национальную самобытность. Развитие математических способностей младших школьников осуществляется в связи с внедрением различных систем развивающего обучения, обеспечивается самим процессом изучения школьного курса математики, но не следует пренебрегать внеурочными средствами и формами обучения, содействующими укреплению и расширению математической активности школьников.
Список литературы
1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Вербум-М: Академия, 2003. 432 с.
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.
3. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград. Перемена, 2001. 446 с.
4. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальной школе. М.: Издательский Дом «Герел», г. Элиста, 2009. 245 с.
5. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.