Научная статья на тему 'Применения дистанционной технологии при изучении курса математики'

Применения дистанционной технологии при изучении курса математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА AVN / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турдакунова А.С., Сыдыкова М.Б.

В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью дистанционной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применения дистанционной технологии при изучении курса математики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») - Приказ Минобрнауки России от 4 мая 2010 № 464 http://base.garantm/Ш91964/#ixzz42E7pSJC8

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») - Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8

© Ситникова К.О., 2016

УДК: 371.3.681.142

А.С.Турдакунова

старший преподаватель Кыргызкого государственного университета имени И.Арабаева

М.Б.Сыдыкова

старший преподаватель Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью дистанционной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.

Ключевые слова

Электронный образовательный ресурс, самостоятельная работа, дистанционное обучение,

система AVN, анимация

Одной из основных задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию компетенций, характеризующих готовность к самообразованию. При этом указанные компетенции соответствуют компонентам познавательной деятельности человека, связанным с самообразовательной деятельностью:

• осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла;

• умение мобилизировать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов; [2^ 130]

• обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать и планировать последовательные шаги поиска ответа на них, их решение. В настоящее время студент должен до 50% знаний получать сам, в процессе самостоятельной образовательной деятельности. Задействование электронных ресурсов отвечает сразу двум задачам — обучение студента дисциплине со стороны педагога и самообразование со стороны студента.

Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала.^.^]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

При заочной форме обучения с применением дистанционной технологии к серверу студенты, имея личный пароль, получает доступ к учебному процессу: расписание, успеваемость, учебные материалы и т.д. Получив список заданий, учащийся выбирает задание из списка, после чего попадает на соответствующую страницу электронного учебного курса. Учебный материал обогащается мультимедийными возможностями видеосюжеты, анимация, звуковое сопровождение, иллюстрации и т.д.), разнообразными справочными материалами (биографии, интересные факты, таблицы и т.п.). Также используется система тестирования с возможностью сохранения результатов. Студенты показали, что дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

Дисциплина "Дифференциальные уравнения" изучается на 3 курсе бакалаврами физико-математического факультета. Этот курс связывает методы математического анализа с проблемами математического моделирования, поэтому является одним из важнейших этапов общеобразовательной подготовки специалистов. Будущие специалисты должны овладеть основными методами решения дифференциальных уравнений, уметь ставить и решать естественнонаучные задачи с помощью дифференциальных уравнений, описывать простейшие математические модели с помощью дифференциальных уравнений.

Изучение дифференциальных уравнений является неотъемлемой частью подготовки будущих математиков. Дисциплина "Дифференциальные уравнения" является частью образовательного стандарта высшего образования направления .

Для эффективного изучения дисциплины необходима эффективная организация процесса самостоятельной работы. Именно с этой целью в Кыргызстане был создан дистанционный электронный образовательный ресурс система АУК .

Курс "Дифференциальные уравнения" является современным интегративным средством, которое позволяет студентам, как на очной, так и на заочной основе ознакомится с содержанием курса, научится решать дифференциальные уравнения различными методами и имеет функцию самоконтроля — студент может пройти тест по окончанию курса.

Целью данного исследования является анализ применения дистанционного курса при изучении дисциплины "Дифференциальные уравнения".

Дистанционный курс создан на базе системы AVN.

Данный курс создавался на портале электронного обучения на сайте AVN на базе системы AVN.

Электронное обучение — одно из новых современных технологий. Благодаря широкому развитию сети Интернет, практический каждый житель нашей страны, независимо от его возраста и материального положения, имеет возможность к свободному доступу в Интернет. В этой глобальной сети в настоящее время успешно функционируют тысячи различных образовательных курсов — начиная с обучения английскому языку пользователей всех возрастов и заканчивая тренировкой памяти, внимания и мышления .

Основой электронного обучения является применение дистанционных образовательных технологий — совокупности методов, форм и средств опосредованного (в основном через Интернет) взаимодействия обучаемых с преподавателем и друг с другом в процессе обучения.[1,с .62]

Дистанционные образовательные технологии применяются как в традиционном , так и в удаленном обучении на различных уровнях: в программах высшего образовательного образования, в дополнительных образовательных программах, в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В любых уровнях внедрение дистанционных образовательных технологий приносит значительный положительный результат.

Целью внедрения электронного обучения в Кыргызстана является повышение эффективности учебного процесса за счет использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий.

Данный электронный образовательный ресурс содержит краткий конспект лекций, материал в котором структурирован по модулям.

Каждая тема содержит следующие обязательные элементы:

1.полное название темы;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

2. аннотация темы;

3. краткое изложение теоретического материала по теме;

4. практическое задание по теме;

5. практическое задание по элементарному (школьному ) курсу;

6. самостоятельное занятия для каждого студента данного курса;

7. контрольные вопросы к зачету или экзамену;

8. тестовые задания по модулям.

Теоретический материал включает в себя основы теории обыкновенных дифференциальных уравнений и некоторые основные методы их решения.

Каждое практическое занятие содержит примеры решений основных классов дифференциальных уравнений, относящихся к пройденному лекционному материалу. [3, с. 82]

Практическое задание включает в себя несколько дифференциальных уравнений и предлагаемые студенту действия для самостоятельного решения задач. В состав дистанционного курса входит также итоговое тестирование, которое охватывает весь пройденный материал по курсу "Дифференциальные уравнения".

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких интегративных блоков: ознакомления с лекционным материалом, ознакомления с практическим занятием по пройденной теме, выполнения практических задач и прохождения итогового тестирования.

В каждой теме содержится рекомендации для слушателей курса для успешного усвоения темы. Весь лекционный материал состоит из темы данной лекции, основных определений, относящихся к этой теме и основных дифференциальных уравнений: их вида и способов их решения. Студенту на данном этапе предлагается ознакомиться с лекционным материалом. Он может сделать это в любое свободное время, ограниченное сроками функционирования данного электронного образовательного ресурса.

Далее студенту предлагается ознакомиться с практическим занятием. Каждое практическое занятие содержит в себе несколько примеров из данной темы, а также их решения.

Следующий этап — практическое задание. Положительной стороной для студента является то, что студент сам решает, когда и где выполнять практическое задание.

Каждое практическое задание содержит рекомендации для студента по его выполнению.

Студенту предлагается самостоятельно выполнить данное задание и отправить ответ в виде прикрепленного файла. Студент вариант ответов на задания (или сфотографировать мобильном телефоне, цифровым фотоаппаратом, через электронную почту, и.т.д.), а полученный файл отправить преподавателю.[5,с.1]

Преподаватель курса «Дифференциальные уравнения» имеет возможность контроля за деятельностью студентов благодаря практическим заданиям. Проверив самостоятельное выполнение студентом практического задания, преподаватель может оценить успеваемость студента по данной пройденной теме. Между студентом — слушателем дистанционного курса «Дифференциальные уравнения» — и преподавателем данного курса устанавливается связь через сеть Интернет. Связь преподаватель — студент на электронном образовательном ресурсе выстраивается почти также как и при очном обучении в любом образовательном учреждении. За исключением, конечно, того, что общение происходит не непосредственно через диалог, а через сеть Интернет. По мере прохождения курса студент имеет возможность написать преподавателю письмо на закрепленный адрес электронной почты, в котором он может задать все возникшие у него при прохождении темы вопросы. Заключительным для студента этапом прохождения курса «Дифференциальные уравнения» является итоговое тестирование.

При прохождении итогового тестирования студенту предлагается ответить на 20 вопросов. Каждый вопрос содержит 3 ответа, 1 из которых правильный. У студента есть только1 попытка на прохождение теста. По прохождении итогового тестирования студент переходит на страницу с результатами теста. В результатах указано, сколько ошибок в вопросах было допущено, какая итоговая оценка и какой процент освоения материала курса.

Для контроля и закрепления пройденных тем, в курсе предусмотрены тестовые задания, телетестинг

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

в on-line режиме с фиксацией времени, а также электронный журнал. Итоговое занятие организуется по технологии "форум", на котором учащиеся могут вести диалог не только с учителем, но и друг с другом. Использование дистанционной технологии, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а преподавателю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого студента будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Список использованной литературы:

1. Турковская, Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] / Н. В. Турковская, Е. В. Мелякова // Студент и наука - 2013: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17-18 апреля 2013 г.). - Челябинск: ООО Матрица, 2013. - с. 60-63.

2. Федорова О.Н. Учет целей обучения при отборе содержания обучения математике в колледжах технического профиля /О.Н.Федорова// Материалы 20 всероссийской конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». - Екатеринбург:, 2015. - с. 130.

3. Ястребов А. В. Задачи по общей методике обучения математики: учебное пособие / А. В. Ястребов. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - с. 82.

4. Джусенбаев Ш.Дж., Игнатьева Е.К., Рыскулуева Ф.И. Государственные образовательно-профессиональные стандарты высшего образования Кыргызской Республики//Инновации в высшем образовании:опыт и перспективы:Материалы сем. рек. вузов Кыргызстана. -Бишкек, 1996. - С. 81-86.

5. Michael G. Moore, The American Journal of Distance Education,Volume 10 Number 3 (1996), Editorial

© Турдакунова А.С., Сыдыкова М.Б., 2016

УДК: 371.3.681.142

М.Б. Сыдыкова старший преподаватель Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына А.С. Турдакунова старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева

Кыргызстан, г.Бишкек

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ ПО КУРСУ МАТЕМАТИКА

Аннотация

В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью компьютерной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.

Ключевые слова

Самостоятельная работа, образование, инновационные технологии, электронный учебник.

В настоящее время резко изменились отношения к системе образования. В результате научно-технической революции, начатой в XX веке, повысились требования к профессиональной компетентности молодых специалистов. Если молодежь хочет активно участвовать в общественной жизни государства, она должна постоянно демонстрировать свою творческую активность, знать свои индивидуальные способности, развивать и самосовершенствоваться через непрерывное образование. Поэтому, перед системой высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.