Научная статья на тему 'Моделирование действительности как способ повышения уровня научных основ школьного курса математики'

Моделирование действительности как способ повышения уровня научных основ школьного курса математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Набиева Манзура Явдатовна

Рассмотрены дидактические возможности повышения уровня научных основ школьного курса математики посредством проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование действительности как способ повышения уровня научных основ школьного курса математики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х подходит для решения задачи?», «Имеется ли конкретная последовательность действий решения подобной задачи в источниках традиционных или телекоммуникационных научно-технических библиотек?», «В каких областях высшей математики необходимо искать способ решения задачи?».

Множество эвристических вопросов, способствующих успешной реализации алгоритмов решения задач высшей математики будущими инженерами в среде компьютерных технологий, включает следующие элементы: «Необходима ли новая информационная технология для исполнения алгоритма решения математической задачи?», «Все ли способы решения математической задачи осуществимы с помощью компьютеров?», «По какому параметру компьютерного исполнения алгоритма решения математической задачи производится обоснование оптимальности выбранного метода математического моделирования объекта, процесса или явления?».

Эвристика, ориентированная на достоверные анализ результатов решения задачи математики и формулировку выводов будущими инженерами, содержит следующие вопросы: «Как проверить предполагаемое решение задачи средствами практики, логики или эстетики?», «Применим ли системно-структурно-функциональный анализ этапам решения задачи?»

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что постановка и решение задач высшей математики будущими инженерами дидактически эффективен с помощью метода математического моделирования в среде компьютерных технологий.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Набиева Манзура Явдатовна

учитель математики гимназии с. Чекмагуш

с. Чекмагуш, РФ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Аннотация

Рассмотрены дидактические возможности повышения уровня научных основ школьного курса математики посредством проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности.

Ключевые слова

Моделирование действительности, школьный курс математики.

В двадцать первом веке роль математики в научно-техническом и социально-экономическом

прогрессе и в развитии естественных, технических и социально-гуманитарных наук никем не оспаривается. Поэтому единый государственный экзамен по математике сдается всеми, кроме специально оговоренных случаев, выпускниками средних общеобразовательных школ.

Опорная школьная дисциплина - математика, обеспечивающая изучение учащимися на современном уровне большинства учебных предметов, имеет собственные научные основы, подлежащие усвоению подрастающим поколением на высоком уровне [1].

В этой связи рассмотрим дидактические возможности повышения уровня научных основ школьного курса математики посредством проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Учителям математики для повышения уровня научных основ школьного курса математики на лекционных, практических и лабораторных занятиях, организуемых обязательно или факультативно для учащихся, ориентированных на поступление в высшие учебные заведения [3], следует проектировать и реализовать нижеследующие учебные темы:

1. Аксиоматический метод в построении посредством моделирования основных структур школьного курса математики.

2. Основные или порождающие математические структуры: а) определенные отношением между двумя элементами структуры порядка, позволяющие строить научную теорию множеств; б) определенные отношением между тремя элементами алгебраические структуры, способствующие раскрытию научного определения функции; в) геометрические или топологические структуры, составляющие суть математической формулировки интуитивных понятий окрестности, предела и непрерывности.

3. Классический уровень изучения основных множеств, рассматриваемых в школьном курсе математики на примере постановки и решения задач на множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество иррациональных чисел, множество действительных чисел, множество комплексных чисел, множество трансцендентных чисел.

4. Законы и правила формальной, математической и диалектической логики в элементарном изложении, использование положений логики при математическом моделировании объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

5. Постановка и решение классических геометрических задач, приводящих к таким алгебраическим уравнениям, как удвоение куба, трисекция угла, деление окружности на равные части, построение геометрических моделей циркулем и линейкой, только циркулем.

6. Научное положение о неразрешимости в радикалах алгебраических уравнений выше четвертой степени. Алгоритмы приближенного решения алгебраических уравнений произвольной степени.

7. Современные способы определения и задания функций (алгоритмический, табличный, аналитический, модельный, графический, аксиоматический) и их использование в математическом моделировании фрагментов действительности.

Дидактический опыт свидетельствует о том, что приведенные выше темы научных основ школьного курса математики усваиваются с повышенным познавательным интересом творчески целеустремленными, интеллектуально активными и научно компетентными старшеклассниками средних общеобразовательных школ [4], которые показывают высокую академическую успеваемость по естественно-математическим дисциплинам как в среднем общеобразовательном, так и в высшем профессиональном учебном заведениях.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что имеется дидактическая эффективность у учебного моделирования фрагментов действительности как способа повышения уровня научных основ школьного курса математики.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками

действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

© Каримов М.Ф., Набиева М.Я., 2018

УДК 37

Мальцева Людмила Валентиновна

Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: Ludmilamalceva@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Аннотация

В статье рассмотрено, как творческие способности и интегрированные уроки позволяют изучать и знакомить учащихся с различными видами изобразительного искусства. Обучая и воспитывая с помощью искусства вносит эстетическое и художественное начало и строится на общности методов, с помощью которых они осуществляются.

Ключевые слова

Искусство, интегрированные уроки, воспитание, обучение, народные промыслы,

навыки, творческие способности.

Изучая и знакомясь с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, школьники усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало. В рамках исследовательской работы были изучены художественные способности: воображение, зрительная память, активная работа фантазии, волевые качества школьников. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством помогает постичь красоту труда. В работе ограничено сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами, с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале. Если школьники выполняли гобелен, то использовали нитки, сетка, крючок, для витража: тушь, цветная бумага, клей, для каменного забора использовали яичную скорлупу, для графики: картон, клей, черная краска.

Данной методика заключалась объяснение на доступном и простом языке в результате уроки были интересными и необычными. Они позволили повысить творческие способности, понимать и воспринимать красоту изделий, ребята узнали традиции и обычаи родного края. Занимаясь изобразительным и декоративно-прикладным искусством, повысился уровень развития образного мышления и воображения у школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными классами. Данные итоговых работ показали, что средний уровень возрос на 30%, высокий уровень возрос на 50%.

Школьники экспериментальных классов приобрели более глубокие знания и навыки в решении образных композиционных задач, и в целом получили навыки работать в различных техниках исполнения, что поможет им в дальнейшем при выполнении работ. При проведении занятий, позволило на доступном для школьников уровне освоить изобразительную грамоту. Умения и навыки школьников значительно повысились, обучаясь по данной методике.

Эксперимент показал, что знакомство школьников с произведениями народных мастеров приносят особенно большую пользу. Приобщение школьников к искусству, обучения их основам художественного ремесла обусловлено положительными моментами: 1) формирование внутренней мотивации школьников и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.