Научная статья на тему 'Изучение учащимися основ словесного моделирования действительности в начальной школе'

Изучение учащимися основ словесного моделирования действительности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Ахмадуллина Л. Р.

Выделены элементы дидактики освоения учащимися начальной школы основ словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на занятиях по русскому языку, математике и окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение учащимися основ словесного моделирования действительности в начальной школе»

акварели.

Дидактический опыт изучения элементов графического моделирования действительности учащимися начальной школ показал нижеследующее.

1. При графическом моделировании объектов, процессов и явлений фрагментов природной и технической действительности у учащихся младших классов развивается воображение и интеллект, связанный с пространственной ориентацией.

2. В процессе графического моделирования фрагментов действительности учащийся начальной школы получает реальный результат - рисунок, что его учит ставить и решать задачи графической деятельности.

3. Систематические учебные занятия младшеклассников по изобразительному искусству приучают детей структурировать рабочее время, вырабатывают у них усидчивость и формируют дисциплинированность.

4. В процессе учебной работы над рисунком учащийся начальной школы творчески осмысливает окружающий его мир, конструктивно воспринимает собственные ошибки, что создает необходимые условия для появления нового в деятельности школьника.

5. Графическое моделирование фрагментов действительности открывает учащимся начальной школы дорогу их приобщения к мировой культуре человечества через изобразительное искусство[3].

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что графическое моделирование объектов, процессов и явлений действительности есть источник развития интеллектуального и творческого потенциалов учащихся начальной школы.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

© Каримов М.Ф., Якупова М.С., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ахмадуллина Л. Р. учитель начальных классов гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВ СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены элементы дидактики освоения учащимися начальной школы основ словесного

моделирования объектов, процессов и явлений действительности на занятиях по русскому языку, математике и окружающему миру.

Ключевые слова

Словесное моделирование объектов, процессов и явлений действительности

Основными видами учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений материальной и духовной действительности выделяются словесное, графическое и математическое моделирование фрагментов природы, техники и общества [1].

Учебное словесное моделирование фрагментов действительности включает в себя такие этапы -элементы, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Предметом изучения учащихся первого и второго классов начальной школы являются слова -простые модели, обозначающие объекты, процессы и явления действительности, осваиваемые ими на занятиях по русскому языку, математике и окружающему миру.

Предложения, состоящие из слов, изучаемые учащимися начальной школы со второго по четвертый классы, относятся к классу сложных моделей объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

Систематическое и регулярное изучение правил правописания слов и их применения при составлении предложений на занятиях по русскому языку в начальной школе способствует развитию у учащихся младших классов знаний и умений по построению словесных моделей природных, технических и социальных объектов, процессов и явлений, необходимых школьникам на уроках по математике и естествознанию.

После указанных учебных занятий по словесному моделированию действительности в начальной школе у учащихся начинает складываться представление о языке как о средстве передачи людьми друг другу мыслей, чувств и знаний об окружающем нас мире.

В конце обучения учащихся в начальной школе учитель с учениками могут сформулировать учебно-познавательный вывод о том, что в школьных учебниках и пособиях содержится множество словесных моделей объектов неорганического, растительного и животного мира, естественных и искусственных процессов, природных и технологических явлений.

На уроках русского языка и литературного чтения у учителя начальной школы появляется дидактическая возможность словесного моделирования различных отношений персонажей и их дальнейшего обсуждения с учащимися в свете постановки и решения воспитательных задач средней общеобразовательной школы.

Одним из эффективных для формирования у учащихся младших классов знаний и умений по словесному моделированию действительности является постановка и решение с ними текстовых задач по математике [3].

При постановке текстовой задачи по математике в начальной школе учитель и ученики выделяют словесные и цифровые сведения об объектах и величинах, характеризующих их, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. Предложением в повелительной или вопросительной форме выражается требование задачи с указанием того, что необходимо найти для решения задачи.

При построении модели и разработке алгоритма решения учебной текстовой задачи важно учащимся младших классов правильно осуществить переход от словесной модели рассматриваемого объекта, процесса или явления к адекватной математической модели и достоверному алгоритму с помощью соответствующих символов и формул [4].

Анализ результатов решения текстовой задачи по математике и формулировка соответствующих выводов осуществляется учащимися под руководством учителя начальной школы с использованием

положений и правил логики и основанного на практике здравого смысла.

Дидактический опыт изучения учащимися начальной школы основ словесного моделирования действительности показывает её положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников младшего возраста.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что систематическое и регулярное словесное моделирование действительности есть необходимый элемент дидактики современной начальной школы. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Ахмадуллина Л.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ахметов Р.В.

учитель физической культуры гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Рассмотрены дидактические элементы изучения учащимися средней общеобразовательной школы основ спортивной метрологии - междисциплинарной научной и учебной дисциплины.

Ключевые слова Спортивная метрология, междисциплинарные связи физкультуры.

Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной школы является установление и развитие междисциплинарных связей при обучении старшеклассников [1].

Научная и учебная дисциплина - спортивная метрология является дидактическим средством исходного установления и последующего развития связей между физической культурой, математикой, физикой, биологией и психологией, проектируемыми и реализуемыми в современных средних общеобразовательных школах [2].

Одним из вариантов изучения учащимися средней общеобразовательной школы элементов спортивной метрологии на теоретических и практических занятиях по физической культуре [3], математике [4], физике [5], биологии и психологии, нижеследующая последовательность учебных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.