Научная статья на тему 'Использование графических возможностей системы электронных таблиц Excel старшеклассниками при моделировании физической действительности'

Использование графических возможностей системы электронных таблиц Excel старшеклассниками при моделировании физической действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА / ПРОЦЕССА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Мугаллимова Э.С.

Рассмотрены элементы дидактики и методики использования графики системы электронных таблиц Excel учащимися старших классов средней общеобразовательной школы при моделировании физической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование графических возможностей системы электронных таблиц Excel старшеклассниками при моделировании физической действительности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

Анализируя психолого-педагогическую, научно-методическую литературу мы пришли к выводу о том, что выделяют еще и условия развития творческих способностей младших школьников. Среди них мы выделили:

• Создание ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

• Организацию сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;

• Использование технологии развития творческого мышления;

• Систематическое отслеживание результатов диагностики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что творческие способности — это оригинальность мышления, способность к креативному мышлению; способность генерирования идей (умение развивать их). Дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобороны науки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

2. Л.С. Выготский. Литературное творчество в школьном возрасте

3. Педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю

© Казакова Г. И. 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.С.Мугаллимова студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрены элементы дидактики и методики использования графики системы электронных таблиц Excel учащимися старших классов средней общеобразовательной школы при моделировании физической реальности.

Ключевые слова

Графическое моделирование, модель объекта, процесса или явления.

Большинство учебных и научных задач физики решается методом математического [1], графического

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

[2] или словесного [3] моделирования объектов, процессов или явлений природной или технической действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4].

Старшеклассники средних общеобразовательных школ на практических и лабораторных занятиях по физике на собственном учебном опыте убеждаются в эффективности системы электронных таблиц как быстрого автоматического вычислительного инструмента - исполнителя алгоритма решения большинства физических задач.

Доступная всем учащимся средней общеобразовательной школы функциональная возможность системы электронных таблиц Excel в оперативном построении графиков зависимостей физических величин значительно экономит учебное время старшеклассников при решении ими задач физики методом графического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности.

Первый логический прием познания действительности - сравнение успешно осваивается и применяется школьниками при графическом представлении физических объектов, процессов и явлений природы и техники посредством компьютерного изображения в среде системы Excel сравниваемых графиков физических величин, получаемых при графическом моделировании изучаемых старшеклассниками фрагментов действительности.

Моментальное изменение построенного на экране видеомонитора компьютера системой электронных таблиц Excel графика функциональной зависимости между физическими величинами при варьировании численного значения определенного параметра расширяет возможности учебного познания физической действительности старшеклассниками средних общеобразовательных школ.

Выделенные выше графические функциональные возможности системы электронных таблиц Excel способствуют повышению уровня познавательного интереса к решению учебных задач физики, как показывает наш тридцатилетний педагогический опыт [5], даже слабоуспевающих по естественно-математическим дисциплинам учеников.

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные, научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ, используя методики увеличения масштаба или растяжения графика функциональной зависимости физических величин на экране видеомонитора компьютера с системой электронных таблиц Excel, определяют значение искомой величины с меньшей абсолютной погрешностью, чем в случае, если бы график был начерчен вручную на бумаге или на аудиторной доске.

Старшеклассники средних общеобразовательных школ, ориентированные на поступление естественно-математические, технические и технологические факультеты высших учебных заведений, факультативно или самостоятельно усваивают компьютерные алгоритмы системы электронных таблиц Excel по построению на основе числовых данных всех четырнадцати диаграмм, выделив из которых наиболее употребительными в графическом моделировании действительности разновидности «С областями», «Линейчатая», «Гистограмма», «График», «Круговая диаграмма» и «Точечная XY».

Педагогический опыт показывает, что выпускники средних общеобразовательных школ, освоившие методы и приемы графического моделирования фрагментов физической действительности с помощью системы электронных таблиц Excel, успешно сдав единые государственные экзамены по естественно-математическим дисциплинам, обучаются на «хорошо» и «отлично» в высших учебных заведениях.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное использование графических функциональных возможностей системы электронных таблиц Excel при учебном моделировании фрагментов физической действительности способствует повышению качества непрерывного образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5. - С. 124 - 125.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

2. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

3. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Мугаллимова Э.С., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.В.Орешкина студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ГРАФИКА СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ MathCAD В МОДЕЛИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрены элементы дидактики и методики использования графики системы математического проектирования MathCAD школы при моделировании физических объектов, процессов и явлений студентами высшей школы.

Ключевые слова

Графическая модель фрагмента реальности, компьютерная графика.

Графика как способ отображения объектов, процессов и явлений действительности находит себе широкое применение в учебном, научном и техническом познании и преобразовании фрагментов окружающего нас мира.

Компьютерная графика, являющаяся новой информационной технологией конца двадцатого и начала двадцать первого веков, позволяет оперативно и в высоком качестве представить студентам высших учебных заведений рисунки и чертежи объектов, функциональные зависимости физических и технических величин в необходимом для познания и преобразования реальности виде.

Система математического проектирования MathCAD позволяет относительно легко студентам высшей школы при решении учебных и научных задач физики строить двух- и трехмерные гистограммы, двухмерные графики в декартовых и полярных координатах, трехмерные графики поверхностей, линии уровня поверхностей, изображения векторных полей, пространственные кривые по определенным функциональным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.