МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому - выполнить посильный объем работы.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. [2, с.10] Этому способствует групповая
форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний- низкий, высокий-средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое выполненное задание. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Список использованной литературы:
1. Зеньковский, В.В. Педагогика. - Париж — М., 2010.
2. Зеньковский.М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. (Антология гуманной педагогики).
3. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.,2013.
4. Церковь, дети и современный мир.СПб: «Новый город», 2007.
© Дементьева И.А.,2016
УДК 37
Досмаганбетов Ералы Сапарбекович
руководитель отдела «Изобразительноеискусство» дворца школьников г.Астаны E-mail: eraly.71@maiLru
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
На сегодняшний день дизайн охватывает многие сферы производства и все больше приобретает индивидуальное начало. Индивидуальное начало - важная составляющая любого дизайн - проектирования, ведь каждая вещь в своем зарождении начинается с «творческой» мыслью дизайнера. Особенно данное проявляется в дизайне современного костюма. Поэтому вопросы подготовки будущих дизайнеров костюма вызывают несомненный интерес у исследователей. В ракурсе нашего исследования вопросы развития проектного мышления будущих дизайнеров костюма в процессе изучения такой учебной дисциплины как рисунок, которая на наш взгляд способствует формированию индивидуального начала будущего дизайнера костюма.
Ключевые слова
Дизайн костюма, проектное мышление, проектирование, дизайнер, рисунок.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Одним из глобальных направлений дизайна является дизайн костюма. Современный дизайн костюма - как объект исследования привлекает внимание ученых из различных областей знаний: искусствоведов, философов, педагогов. Так, Плешкова И.С. пишет, что современный модный костюм может испытывать влияние станковых видов авангардного искусства, скульптуры, перформанса, становясь элементом концептуальных акций. Перенос акцента с утилитарно-функционального назначения одежды на её эстетическое содержание приводит к тому, что костюм можно описывать в терминах искусствознания и рассматривать как объект искусства и дизайна [1, с.27]. Тем самым, «костюм предоставляет современному человеку возможность самовыражения и формирования собственного неповторимого образа», поэтому сейчас профессия дизайнера костюма востребована как никогда.
Основателем движения эстетики промышленной вещи в Англии считается Уильям Моррис. В 60-70-х годах прошлого века Моррис обосновал свою концепцию участия художника в создании промышленных вещей, возрождения художественных промыслов и культуры ручного труда. При этом предметом его исследования становятся проблемы оформления, эстетической целесообразности жилого дома. Инновационным в его разработках было то, что вместо, господствующих в то время полутемных, загроможденных мебелью помещений, он предложил легкие и светлые интерьеры с рациональной мебелью. В основу его интерьеров лег принцип целесообразности, что послужило началом комплексного проектирования предметно-пространственной среды.
В 1961 году был создан Национальный совет по присуждению дипломов в области искусства и дизайна во главе с Д. Саммерсоном, известным историком английской архитектуры и художественным критиком. Этот государственный орган провел анализ всех художественных учебных заведений страны, занимающихся подготовкой дизайнеров. В меморандуме №1 Совета подчеркивалось, что такое обучение может быть только художественно ориентированным, а техническая подготовка должна подчинятся главной цели - раскрытию проектно-творческих способностей учащихся [2]. При этом отмечалась важность единства всех сфер художественной деятельности и возможность взаимного их обогащения.
На сегодня факультеты дизайна существуют во многих британских университетах. Курсы преимущественно конкретного направления, охватывающие ту или иную область дизайна. Одни университеты предлагают широкий диапазон дисциплин, другие специализируются на узкой направленности - отдельных отраслях дизайна. Это зависит от выбранного направления: промышленного дизайна или ручной дизайнерской работы.
Практикуется направленное обучение. Эффективность метода заключается в том, что студенты лучше усваивают материал, выполняя конкретные действия под ненавязчивым контролем преподавателя. Поэтому в ходе обучения представляется множество возможностей для разработки собственных дизайн-проектов, часть которых готовится в сотрудничестве с индустрией. На начальном этапе (FoundationCourse или Level) студенты получают возможность попробовать свои силы в различных отраслях дизайна, и только потом выбирают свою специализацию [2, с.2]. Одним из условий поступления в эти вузы является наличие портфолио - образцов собственных дизайнерских работ.
Подготовка дизайнеров костюма во Франции представлена несколькими вузами. В целом обучение дизайну практикоориентированно: «создание новых форм и использование новых материалов, разработка собственных коллекций, изучений особенностей спецификации и ценообразования изделий, использование новых производственных технологий, развитие личных исследовательских качеств, учет возможностей промышленного производства, анализ ситуации на рынке. Студенты третьего курса в качестве выпускной работы должны предоставить не только коллекцию изделий, включая разработку собственного логотипа, но также показать возможности ее производства, продвижения и сбыта» [3, с.3]. В целом правительство Франции уделяет большое внимание дизайн-образованию в стране, так как дизайн одежды и индустрия моды является важнейшим сектором экономики.
Вопрос о необходимости создания системы дизайнерского образования был впервые поставлен в Италии в начале XX века. Проблема высшей дизайнерской школы развивается в двух направлениях. Во-первых, как одна из центральных акций общей реформы архитектурно-художественного образования, направленная на преодоление академизма, сближение обучения с жизнью. Во-вторых, более узко
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
дизайнерская школа задумывалась как центр консолидации профессии, как средство выработки профессионального сознания и стержневых положений дизайнерской методологии, отмечает исследователь Ж. Гассио-Талабо [4, с.623]. Одной из сторон дизайнерского образования Италии ее так сказать не академичность: отсутствие единая устойчивая и скоординированная система профессиональной подготовки специалистов в области дизайна. Однако, положительной стороной подготовки дизайнеров является: широкая гуманизация, профессиональная раскрепощенность; высокий, творческий потенциал, дух эксперимента, сопряженный с идеей полной свободы творчества; реализм дизайнерского проектирования, что вместе сообщает лучшим образцам итальянского дизайна своеобразную классичность.
В настоящее время во многих учебных заведениях Америки готовят специалистов по промышленному и графическому дизайну. При этом дискуссии о содержании и методах подготовки дизайнеров не утихают. Каждый институт, университет предлагает свою траекторию подготовки дизайнеров.
Заканчивая, краткий обзор трудов по истории и современному состоянию мирового дизайн-образования можно утверждать, что существуют две основные мировые школы дизайна - дизайн художественный и дизайн технический (техническое конструирование).Всего насчитывается около сорока основных направлений в дизайне. Направление в дизайне можно определить, рассматривая основное приложение объекта дизайна, например: - для направления средовой дизайна - среда обитания человека (дизайн костюма, в том числе), и, соответственно, в него входят такие виды как ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров и другие; - для направления издательский дизайн - издательские процессы и все с ними связанные, обуславливают такие направления как компьютерная верстка, web-дизайн, графический дизайн, рекламный дизайн и ряд других. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров костюма в мировой практике наблюдаются различия. Так, профессиональная подготовка дизайнеров костюма в Европе имеет некоторые черты сходства: основная база первого курса построена на изучении академической системы (изучение рисунка и моделирования). Подготовка дизайнеров костюма в Италии не отличается строгой последовательностью и гораздо более вариативна. В США дизайн-образование отличается большой прагматичностью. Во многих развитых странах именно дизайн стал одним из рычагов, позволивших вывести экономику на должный уровень. Это ярко демонстрирует опыт и США, и Англии, и Франции. Таким образом, при всех различиях в подготовке дизайнеров единым для всех является стремление к формированию специалиста, который свободно ориентируется в профессиональном пространстве, может менять или углублять свою специализацию в связи с потребностями рынка труда.
Судьба дизайнерского образования в России специфична. С одной стороны, одну из сильнейших сторон отечественного дизайна составляет высокий уровень теоретических разработок, начало которым было положено в 60-е годы XX века во ВНИИТЭ. Интеллектуальное воздействие фундаментальных научных исследований того периода на проектную культуру трудно переоценить. Другая сильная сторона — добротность академической подготовки студентов. Западные педагоги неоднократно подчеркивали это достоинство российской дизайнерской школы [5, с. 22]. Квалификация дизайнеров в России и Казахстане в том числе, существенно отличается от квалификации дизайнеров развитых стран. Зарубежный дизайнер проектирует изделия под реальные или прогнозируемые рыночные ситуации, владеет технологиями товарообразования и ценообразования, обеспечивает прибыль.
Сказанное означает, что для становления казахстанского дизайн-образования необходима, прежде всего, нормативная база (разработка государственных документов), регулирующих развитие дизайна, а также разработка и совершенствование научно-теоретических основ (в соответствии с запросами современности) содержания профессиональной подготовки дизайнеров (как по «вертикальной связи», так и по «горизонтальной связи»). Но, это дело будущего, об этой проблеме пока только отмечают с высоких трибун.
Сфера деятельности современного дизайнера выходит за рамки проектирования окружающего предметного мира. В мировом сообществе дизайн переходит на уровень антропологических исследований человеческого поведения и стиля жизни. Дизайн превращается в глобальный инструмент экономики, он способен управлять мотивацией потребления. Общемировые процессы в секторе модной одежды выдвигают новые требования к набору компетенций и технологиям подготовки специалистов для современного рынка.В
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
Казахстане наблюдается некоторое отставание от названных мировых тенденций. Поэтому развитие казахстанского дизайн-образования требуют постоянного поиска его совершенствования, в том числе и реализация резервов в методике преподавания ведущих дисциплин. Одной из таких дисциплин является рисунок, составляющий одну из сущностных основ практической подготовки специалиста художественно -творческого профиля.
Список использованной литературы:
1. Плешкова И.С.Концептуальное направление в дизайне одежды ХХ - начала XXI вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2010. - 27 с.
2. Аврамов А. Дизайн-образование в Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studyart.ru. Дата обращения 15 ноября 2015 года.
3. Гассио-Талабо Ж. В книге Анри де Моран: История декоративно-прикладного искусства: От древнейших до наших дней: С прил. ст.: Ж. Гассио-Талабо о дизайне. Издательство: М.В. Шевчук.- 2012. - 672 с.
4. Дизайн: очерки теории системного проектирования//под ред. Л.А. Соловьева. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 184 с.
5. Мосорова Н.Н. Методология и методы дизайна. // Рефлексия в науке и обучении: тез. научно-методической конф. Новосибирск, 1984. С. 37 - 43.
© Досмаганбетов Е. С., 2016
УДК 373
Ежкова Нина Сергеевна
доктор. пед. наук, проф.ТГПУ им.Л.Н.Толстого, г.Тула, РФ
E-mail: [email protected] Лымарева Мария Викторовна магистрант, ТГПУ им.Л.Н.Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected]
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМА ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье освещается проблема свободного времени дошкольников. Раскрываются содержательные характеристики самостоятельной деятельности, рассматриваются ее виды и компоненты; направления педагогической поддержки.
Ключевые слова
Свободное время, свободная самостоятельная деятельность, виды деятельности дошкольников, компоненты деятельности
Всё возрастающий интерес ученых и практиков к вопросам организации свободного времени детей явление объективное. Реалиями современной жизни стали распространение дестабилизирующих общество факторов и, прежде всего, потребительское отношение к свободному времени. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные не их возрасту. Незаметно уходят в прошлое многие народные игры, семейные традиции и праздники, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную жизнь.
Организация свободного времени подрастающего поколения - важнейшая социально-педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с культурой общения, развитием творческих способностей личности, формированием поисково-познавательного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Целенаправленное руководство досугом детей важно начинать до того,