Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности'

Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3411
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL THE COMPETENCE OF THE DESIGNER / COMPETITIVE ACTIVITY / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Оксана Петровна, Яньшина Майя Михайловна

Охарактеризованы отдельные аспекты содержания подготовки будущих бакалавров-дизайнеров в вузе. Раскрыта специфика оценивания степени сформированности профессиональных компетенций дизайнера костюма в процессе проектной деятельности. Представлены виды конкурсной деятельности будущего дизайнера. Исследовано влияние опыта конкурсной деятельности на повышение конкурентноспособности будущего дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the professional competence of the future designer in educational and professional work

Separate aspects of the maintenance of preparation of the future bachelors designers in high school are characterized. Specificity estimations degrees formation professional competence the designer of a suit is opened during design activity. Kinds of competitive activity of the future designer are submitted. Influence of experience of competitive activity on increase of competitiveness of the future designer is investigated.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности»

Тарасова О.П., Яньшина М.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: talaris@mail.ru, yanshina.maiya@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Охарактеризованы отдельные аспекты содержания подготовки будущих бакалавров-дизай-неров в вузе. Раскрыта специфика оценивания степени сформированности профессиональных компетенций дизайнера костюма в процессе проектной деятельности. Представлены виды конкурсной деятельности будущего дизайнера. Исследовано влияние опыта конкурсной деятельности на повышение конкурентноспособности будущего дизайнера.

Ключевые слова: профессиональные компетенции дизайнера, конкурсная деятельность, проектирование.

Современное профессиональное образование будущего дизайнера костюма в высшей школе детерминировано потребностями общества в расширении и разнообразии рынка эстетически выразительной одежды, удовлетворяющей социокультурные и утилитарные запросы потребителей. В сложившихся условиях вуз ориентирован на подготовку конкурентоспособного бакалавра, стремящегося к профессиональному и личностному саморазвитию, обладающего проектным мышлением и художественным вкусом, способного адаптироваться в современном мире моды и состояться в профессии.

Известно, что конкурентоспособность бакалавра определяется наличием общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются в период накопления знаний, опыта практической (проектной) деятельности, осознания своих способностей и возможностей. В этой связи проектная деятельность является важнейшим этапом обучения будущих дизайнеров, синтезирующая кроме познавательной, теоретической и учебной деятельности элементы преобразовательной, профессионально-трудовой и практической. Такая деятельность обладает определенной субъективной и объективной новизной, ценностью, имеет личную и общественную значимость, способствует успешному социальному и психологическому входу в профессию.

Конкурсная деятельность, в свою очередь, предполагает представление (показ) будущими дизайнерами собственных результатов проектирования на фестивалях и конкурсах различных категорий, что позволяет им адекватно оценивать собственный профессиональный уровень, развивать и совершенствовать комму-

никативные способности, расширять кругозор. Поэтому обозначенные виды учебно-профессиональной деятельности, на наш взгляд, являются ведущими в формировании профессиональных компетенций, а процесс и результат проектирования, открытая демонстрация разработанных коллекций одежды позволяют оценить уровень их сформированности.

В этой связи значимым является интегральный подход к оцениванию внешних (выраженных в объекте проектирования) и внутренних (профессионально-личностные приращения субъекта проектирования) результатов проектной и конкурсной деятельности будущих дизайнеров [1]. Далее дадим краткую характеристику разработанных нами показателей оценки качества дизайнерского проекта по дисциплине «Выполнение проекта в материале» и их соответствие формируемым компетенциям. Оценка уровня выполнения дизайнерского проекта и организации показа коллекций одежды студентом определяется нами системой показателей, позволяющих получить полное представление о количественном и качественном состоянии проекта на всех этапах и уровнях его разработки.

Так, первая профессиональная компетенция, которая заключается в способности будущего дизайнера определять и структурировать требования к дизайн-проекту на основе анализа поставленной задачи, способности синтезировать и научно обосновывать набор возможных ее решений, проявляется в таких показателях, как:

- умение находить аналогии и устанавливать ранее неизвестные предметно-пространственные и междисциплинарные связи при формулировании концепции проекта и выборе способов ее реа-

лизации. Перенос сведений и умений из одной области знаний или деятельности в другую и их нестереотипная рекомбинация позволяет создавать и внедрять соответствующие времени культурные образцы, субъективно или объективно значимые ценности. Кроме того, данный показатель характеризуется реализацией требования контекстно-сти - не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с психологическим, культурологическим, философским, юридическим, экономическим, социальным, физиологическим контекстами;

- умение формулировать цель проектирования предполагает способность студента предвидеть объект предстоящей учебно-профессиональной деятельности, в соответствии с которым осознанно выстраивать поэтапную последовательность организации проектных действий. Четкое представление о конечном результате проектирования позволяет будущему дизайнеру быстро самоопределиться в проблемном поле проекта: составить индивидуальный план работы над проектом; собрать информацию о культурных аналогах и прототипах проектируемого изделия; разработать различные варианты проекта и выбрать оптимальный, проанализировав его достоинства и недостатки; сформулировать концепцию и выбрать формат проекта; определить необходимые ресурсы для осуществления проекта и пр. Отсутствие четко обозначенного идеального образа проектируемого дизайнером предмета приводит к ошибкам в выборе средств осуществления идеи, что сказывается на уровне выполняемой практической деятельности [2]. В этой связи образ цели предстоящей деятельности поддерживает целостность начального представления о результатах предполагаемых достижений студента;

- направленное целеосуществление или стремление к достижению поставленной цели проявляется в соответствии результата проектирования с идеальным образом проектируемого объекта. Такое соответствие касается как эстетического решения создаваемого объекта, так и его утилитарных, эргономических, эксплуатационных, конструкторско-технологических, экономических и прочих свойств. Вместе с тем, способность оценивать реальность достижения цели в проекте в некоторой степени гарантирует их достижимость с позиции необходимого для реализации проекта ресурсообеспе-чения и уровня подготовки проектировщика [3];

- умение находить нестандартные решения профессиональных задач предполагает выход за пределы уже имеющихся знаний будущего дизайнера. Данный показатель проявляется в применении тактики «проектного исследования», позволяющей постепенно раскрывать систему проектных образов для других и самого себя и продуцировать качественно новое. Тактика «проектного оформления» (наиболее часто применяемая студентами), когда процесс проектирования осуществляется своеобразным «привязыванием» задания к заранее имеющемуся у будущего дизайнера образному содержанию проекта значительно замедляет процесс формирования рассматриваемой компетенции;

- способность к всестороннему анализу собственных теоретических знаний и осознанию своего опыта неразрывно связаны с выбранной студентом тактикой художественного проектирования и проявляется в стремлении будущего дизайнера расширять круг интересов, изучать дополнительный теоретический материал по проблеме, применять новые (для него) способы технологической обработки деталей и узлов проектируемого костюма, различные техники и приемы эскизирования, использовать разнообразные материалы и т. д. Значима также способность будущего дизайнера к обостренному восприятию недостающих элементов композиции, композиционной дисгармонии;

- умение актуализировать знания из совокупности дисциплин (история костюма, материаловедение, технология, макетирование, конструирование и др.) позволяет многовариантно и креативно представить решение задачи проекта, быть интеллектуально активным и независимым.

Уровень сформированности второй компетенции, проявляющейся во владении будущим дизайнером основами академической живописи, различными техниками рисунка, умении использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, а также владении приемами работы с цветом и цветовыми композициями, возможно диагностировать через такие показатели, как «творческая активность», «степень сформированности индивидуального стиля», «стремление к самовыражению и самореализации в деятельности».

Первый показатель основывается на богатстве и продуктивности воображения, которое

творит субъективную реальность и нормирует действия по изменению того или иного объекта и проявляется в аудиовизуальной гибкости и способности будущего дизайнера представить несколько различных направлений решения поставленной задачи в эскизах, их количестве и качестве исполнения. Качество исполнения, в свою очередь, зависит от выбора техники эски-зирования (графической техники изображения), позволяющих оптимально передать силуэтное, конструкторско-техологическое, цветовое решение костюма, фактуру применяемых текстильных материалов, декоративное оформление проектируемых моделей одежды.

Степень сформированности индивидуального стиля проектной деятельности, а также стремление к самовыражению и самореализации проявляются в способности студента выработать собственный творческий почерк, умении работать в разных стилях, проявлении креативности в решении задач на всех этапах проектирования - от процедуры проблематизации до распространения результатов и продуктов проектной деятельности. Характеризуются данные показатели также стремлением будущего дизайнера к развитию и духовному росту, открытостью ума и способностью к быстрому приобретению знаний, непосредственностью, адаптивной гибкостью, восприимчивостью по отношению к новому опыту, мотивацией к проектной деятельности и личной увлеченностью. Стремление к самовыражению и самореализации у будущего дизайнера, на наш взгляд, основывается на эмоциональном обогащении своей жизни, связанной с ощущением способности к преобразованию действительности и на возможности подспудно получить наряду с предметным (костюм) еще и иной результат в виде важных для жизни личностных приращений (знания, опыт, переживания и пр.).

Представленная выше компетенция несколько перекликается со следующей, которая заключается в способности будущего дизайнера разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи; способности разрабатывать приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем, а также комплексы функциональных, композиционных решений. Оценить данные компетенции возможно исследуя беглость, оригинальность и метафоричность идей на всех этапах проектирования; стремление студента к ин-

новациям и новообразованиям как в концепции, так и в выборе, например, методов обработки деталей и узлов проектируемого изделия, пакета текстильных материалов, разработке технической документации на проектируемые изделия; умение выбирать наиболее оптимальные (эффективные) решения конструкторско-технологических задач.

Беглость, оригинальность и метафоричность идей характеризуется универсальной творческой способностью будущего дизайнера порождать необычные идеи, отличающиеся от традиционной схемы мышления, а также общей творческой способностью успешно решать встающие перед ним задачи на различных этапах проектирования, способностью формулировать различные гипотезы решения проблемных ситуаций. Стремление к новообразованиям предполагает способность субъекта вносить в собственное бытие значимо новое (новое решение проблемы, новый метод конструирования, моделирования или технологической обработки, новый художественный образ и т. п.), разрабатывать процесс новообразования и реализовывать продукты новаторской деятельности в материале [4].

Умение выбирать наиболее оптимальные решения конструкторско-технологических задач требуется на этапе реализации проекта, когда на основе эскизов подбирается пакет используемых текстильных материалов, методика построения конструкции изделия, возможные методы обработки. Студент демонстрирует уровень знаний по конструированию, технологии изготовления костюма, макетированию, предлагая несколько вариантов решения конструкторско-технологических задач, и на основе анализа выбирает наилучшие для достижения эффективного результата. Наилучший результат в данном случае определяется соответствием пластических свойств материала, фактуры, цвета заявленному в эскизе образу.

Последняя компетенция связана со способностью будущего дизайнера костюма к конструированию моделей и коллекций, а также способностью подготовить полный набор технологической документации по дизайн-проекту для его реализации в материале и рассчитать его стоимость. Уровень сформированности данной компетенции проявляется в грамотности составления калькуляции на изделие, базовых и рабочих чертежей, технических рисунков моделей, схем

обработки деталей и узлов проектируемых изделий, выборе режимов обработки и технических условий выполнения швов, которые зависят от глубины специальных теоретических конструкторско-технологических знаний.

Кроме того, значимым является наличие умений подготовить ткани и материалы к раскрою, грамотно выполнить раскладку деталей кроя на материале, учитывая ширину, направление долевой нити, ворса, рисунок ткани, а также умений раскроя деталей изделия. Данная компетенция предполагает также владение будущим дизайнером различным швейным оборудованием, процедурой подготовки изделия к примерке и ее осуществление. В процессе примерки студенту важно выявить несоответствия между изделием, фигурой человека и эскизами и предложить возможные пути их устранения. Способность будущего дизайнера к самооценке уровня своих конструкторских умений и пошивочных навыков, в свою очередь, позволяет при необходимости корректировать результаты проектной деятельности.

Таким образом, интегральная оценка деятельности студента на каждом этапе проектирования и полученного продукта позволяет диагностировать степень сформированности профессиональных компетенций у будущего дизайнера, а данные диагностики позволяют быстро корректировать методы и приемы педагогического воздействия. В свою очередь, знание студентами механизмов оценочной процедуры проектной деятельности обеспечивает возможность планировать и своевременно координировать свои действия в процессе обучения достигая достаточного уровня компетенций и, как следствие, высокой конкурентоспособности [4].

Конкурсная деятельность, в свою очередь, способствует формированию способности будущего дизайнера анализировать уровень выполнения собственного проекта, сопоставляя его с работами других участников конкурса, определять и классифицировать требования к дизайн-проектам, оценивать степень собственных знаний и умений (ПК-1). Стремление к участию в конкурсах активизирует работу над проблемой в объеме, значительно превышающем установленные требования к учебному проекту. Так, студенты в автономном режиме стараются разработать несколько концепций решения поставленной задачи, часто занимаясь темами, не входящими в программу дисциплины, активно ра-

ботают над эскизами, отшивают большее количество моделей в лучшем качестве, стремясь соответствовать требованиям организаторов конкурсных мероприятий.

Степень сформированности индивидуального стиля дизайнера, относящаяся ко второй профессиональной компетенции, наиболее ярко проявляется в выполнении графических конкурсных заданий и при разработке конкурсных коллекций. Здесь можно проследить предпочтения будущего дизайнера в элементах кроя представляемых изделий, приоритетные для автора стилевые направления одежды, в которых он наиболее успешно работает. Это позволяет определить соответствующую нишу для реализации творческого потенциала будущего специалиста. В исполнении конкурсных коллекций наглядно проявляется умение дизайнера «уловить» модные тенденции, выражающиеся в объемах пространственной формы костюма, цветовой гамме выбираемых материалов, количестве и качестве применяемой декоративной отделки.

Успешность конкурсной работы тесно связана со следующей профессиональной компетенцией - способностью будущего дизайнера самостоятельно разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи, поиске перспективной тенденции, опережающей текущую модную реальность.

Представление собственной коллекции на конкурсе является квинтэссенцией всего курса обучения, применения его результатов в процессе создания конечного продукта дизайна и составляет часть реализации очередной профессиональной компетенции (ПК-4).

Важно отметить, что часто учредителями и основными организаторами конкурсов являются учебные заведения соответствующего направления подготовки. Таковы конкурсы «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна), «Подиум» (Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса г. Шахты) и др. Соответственно, качество и уровень исполнения проекта студентами региональных вузов сравнивается с уровнем выполнения аналогичной работы студентами головных вузов.

Существуют конкурсы, которые проходят в рамках сезонных выставок, ярмарок или традиционных недель искусств, например, Между-

народная выставка-конкурс современного искусства «St.PETERSBURG ART WEEK» проводится в рамках Санкт-Петербургской Недели Искусств. Международный конкурс модельеров и дизайнеров «Экзерсис» проводится в период работы Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» и имеет два сезона: осенний и весенний. Существуют авторские проекты, как, например, Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». Кроме того, данные конкурсы имеют различный перечень номинаций: pret-a-porter (фр. - готовое платье) или костюм-реальность; авангард или костюм-художественная идея; перформанс и пр. [5]. Все они требуют тщательной подготовки и, как правило, дополнительного самостоятельного изучения материала по смежным дисциплинам, оттачивания навыков рисования, составления композиций и переработки их в направлении проектирования любого объекта. Данный вид учебно-профессиональной деятельности требует овладения приемами работы с цветом и цветовыми композициями, владения навыками макетирования и моделирования костюма и, как следствие, способствует формированию соответствующей компетенции (ПК-2).

Кроме того, на каждый конкурс или фестиваль разрабатывается своя система и критерии оценок представленных работ, порядок награждения и призовой фонд. Как правило, критерии оценки сводятся к следующим пунктам: соответствие коллекции заявленной номинации; соответствие коллекции сезону и современным тенденциям моды; оригинальность образностилевого решения коллекции; соответствие материалов и декора основной теме коллекции; использование последних достижений в области конструкторско-технологических решений при создании конкурсной коллекции; единство образа и режиссерской идеи демонстрации коллекции, соблюдение общей стилистики показа; коммерческая перспектива представленной коллекции. В этой связи подготовка студента к участию в конкурсе требует комплексного подхода, интеграции знаний различных научных областей (основы проектирования, история дизайна, конструирование и моделирование костюма, история костюма и кроя, материаловедение, технология изготовления костюма, экономика,

режиссура и сценирование и др.), что способствует активному профессионально-личностному развитию будущего дизайнера.

Важно отметить, что победители престижных конкурсов получают более широкие перспективы дальнейшего продвижения в профессии - возможности работы с деятелями искусства, стажировки на предприятиях ведущих марок одежды, заключение контрактов с известными производителями. Так, студенты-дизайнеры костюма по результатам одного из конкурсов получили возможность обучения по немецкой системе кроя «М. Мюллер и сын» в высшей профессиональной школе Ирины Феличкиной «МИФ». Победительница Международного конкурса модельеров «Кутюрье года» была приглашена на стажировку во Францию в Модный Дом Пьера Кардена.

Необходимо сказать, что студенты кафедры дизайна ОГУ неоднократно становились обладателями Гран-при, призерами, лауреатами конкурсов по дизайну одежды различной направленности. Представим неполный перечень их достижений, которые позволяют говорить о высоком уровне сформированности профессиональных компетенций у будущих дизайнеров и их конкурентноспособности на рынке труда:

- первое место в номинации «Костюм-реальность» Молодежного форума моды ЕвроУ-фаАзия, 2004 год;

- Гран-при Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», 2004 и 2013 год;

- первое место в номинации «Костюм-ху-дожественная идея» Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», 2008 год;

- Гран-при Международного конкурса дизайнеров одежды «Ассамблея моды», 2011 год;

- Гран-при Международного конкурса модельеров «Кутюрье года», 2012 год;

- первое место в номинации «Детская одежда» на Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла», 2013 год [5].

Значимым также является, что дальнейшая профессиональная деятельность многих выпускников-дизайнеров костюма связана с преподавательской работой в детских учреждениях дополнительного образования, в том числе в детских Театрах моды. Разработка конкурсных коллекций и участие в конкурсах является лучшим тренингом для будущих пе-

Таким образом, синтез проектной и конкурсной деятельности будущих дизайнеров определяет направленность и регулирует осуществление процесса формирования их профессиональных компетенций в учебно-профессиональной деятельности. Активизация данных видов деятельности способствует мотивации сознательного профессионально-личностного развития и реализации собственных профессиональных возможностей.

25.02.2014

Список литературы:

1. Гладких, В.Г. Профессиональное целеполагание в проектной деятельности будущего дизайнера / В.Г. Гладких, О.П. Тарасова // Perspektywiczne opracowania sa nauka i technikami - 2011: materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. - Volume 24. Pedagogiczne nauki. : Przemysl. Nauka i studia - 54-60 str.

2. Тарасова, О.П. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера: авт. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.П. Тарасова. -Оренбург, 2010. - 23 с.

3. Гладких, В.Г. Стратегия развития креативного потенциала в профессиональной подготовке будущего дизайнера / В.Г. Гладких, О.П. Тарасова // Образование и общество. - 2010. - №6. - С. 31-35.

4. Тарасова, О.П. Вопросы формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера в проектной деятельности / О.П. Тарасова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. -С. 790-794

5. Яньшина, М.М. К вопросу о формировании общекультурных компетенций будущего дизайнера в процессе конкурсной деятельности / М.М. Яньшина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 860-864.

Сведения об авторах:

Тарасова Оксана Петровна, доцент кафедры дизайна архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, е-mail: talaris@mail.ru Яньшина Майя Михайловна, старший преподаватель кафедры дизайна архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, е-mail: yanshina.maiya@mail.ru 460013, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 912212

дагогов и позволяет наглядно представить конечный результат обучения детей основам композиции костюма, цветовой гармонии, технологии изготовления одежды, сценирова-нию и пр. Этот вид деятельности полностью соответствует ПК-6, заключающейся в ориентации будущих специалистов на преподавательскую работу, способности планировать учебный процесс, самостоятельно проводить занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.