Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка дизайнера с учетом требований региональных промышленных предприятий'

Профессиональная подготовка дизайнера с учетом требований региональных промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL TRAINING MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / FASHION DESIGN / РЫНОК ДИЗАЙН-УСЛУГ / ТИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / SPECIALIZATION TYPES / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / REGIONAL INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадиева Наталия Владимировна

Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор видит решение в создании модели профессиональной деятельности дизайнера, опирающейся на специфику местного рынка дизайн-услуг, для которого и происходит подготовка специалистов. Такая модель будет учитывать типы специализации и основные требования к выпускнику в области дизайна одежды. Это позволит готовить компетентного и практико-ориентированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадиева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNER’S PROFESSIONAL TRAININGWITH THE REGIONAL INDUSTRIAL ENTERPRISES REQUIREMENTS

In recent years in Russia there were opened many institutes and departments involved in the preparation of fashion designers. However, the lack of well-established teaching traditions, uniform requirements, and well-coordinated work of the teaching staff leads to inconsistency in the educational process and interferes with the preparation of specialist able to work in modern conditions. The author sees the solution of the problem in creating a designer’s professional practice model, based on the specifics of the local market of design services, where experts will work after training. The results of dialogue with representatives of regional enterprises that took place on the 24-30 November 2014 at the Institute of Arts and Culture of National research Tomsk State University in the framework of the “Cultural industries”, allow to highlight four basic types of specialization. According to them, the author identifies the basic professional requirements to young fashion designers. Specialists training model, based on these requirements, will lead to forming of student’s professional and special competences and allow higher school to take worthy place in the field of fashion designer’s education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка дизайнера с учетом требований региональных промышленных предприятий»

УДК 378

Н. В. Кадиева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА

С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор видит решение в создании модели профессиональной деятельности дизайнера, опирающейся на специфику местного рынка дизайн-услуг, для которого и происходит подготовка специалистов. Такая модель будет учитывать типы специализации и основные требования к выпускнику в области дизайна одежды. Это позволит готовить компетентного и практико-ориентированного специалиста.

Ключевые слова: модель профессиональной подготовки, профессиональные требования, компетенции, дизайн одежды, рынок дизайн-услуг, типы специализации, региональные промышленные предприятия.

В последние годы профессия дизайнера стала модной и престижной. Это обусловлено не только и не столько востребованностью выпускников на предприятиях легкой промышленности (которых в России осталось не так уж много), сколько увеличением числа молодых людей, имеющих возможность платить за обучение, но не планирующих при этом работать по специальности после окончания обучения («просто для себя»). Увеличение спроса на получение дизайнерского образования привело к ситуации, когда подготовкой специалистов в этой области занимаются не только крупные специализированные вузы, традиционно представляющие российскую школу дизайна, но и достаточно большое количество вновь созданных профильных факультетов и кафедр. И если такие гиганты, как Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова (МГХПУ), Текстильный институт дизайна и технологий (ТИ МГУДТ, бывший МГТУ им. А. Н. Косыгина), Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица (СП1 ХПА), Омский государственный институт сервиса (ОГИС) и т. п., имеют богатую историю, устоявшиеся традиции преподавания, мощный педагогический коллектив, то недавно возникшие образовательные учреждения вынуждены искать собственное «творческое лицо», решая массу сложных вопросов. Им необходимо в короткие сроки прочно занять достойное место на рынке образовательных услуг в сфере профессиональной подготовки дизайнеров.

Престижность вуза как центра подготовки специалистов, его конкурентоспособность на фоне аналогичных учебных заведений напрямую зависят от того, насколько профессионально реализуют приобретенные дизайнерские компетенции выпускники этого вуза. Поэтому любое учебное заведение, заинтересованное в поддержании собственного имиджа, стремится к подготовке как можно более высокопрофессиональных специалистов вне зависимости от того, зачем они туда поступали - «для себя» или освоения специальности.

Как верно замечают Н. П. Кириллов и Е. Г. Леонтьева, действующий в РФ Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 22 декабря 2009 г. (ФГОС ВПО 3-го поколения) не дает ответа на вопрос, кто такой конкурентоспособный выпускник вуза [1]. Он регламентирует основные направления в области

подготовки по специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) бакалавр) [2]. При этом вузам предоставлена самостоятельность в составлении учебных планов и решении проблемы повышения уровня подготовки выпускников в сокращенные сроки.

Как правило, преподавательский состав новообразованных вузов и кафедр формируется из числа практикующих дизайнеров, принадлежащих к различным дизайнерским школам. Каждый из них имеет собственный опыт практической работы, сформировавшийся в процессе профессиональной деятельности, собственные взгляды на организацию учебного процесса и расстановку приоритетов в общем курсе преподавания специальных дисциплин. Недостаточная слаженность педагогического коллектива и отсутствие традиций преподавания приводят к дублированию некоторых заданий в рамках нескольких дисциплин на различных этапах обучения, изоляции и отторжению отдельных курсов и отсутствию единых требований. Такая несогласованность в образовательном процессе влечет за собой профессиональную дезориентацию студентов и в конечном итоге мешает процессу формирования личности дизайнера, способного к деятельности в современных условиях.

Избежать этого, на первый взгляд, достаточно просто путем создания на базе вуза системы дизайнерских мастерских, где большая часть специальных дисциплин ведется под руководством одного практикующего мастера. Однако такой подход чреват навязыванием студентам единственной, авторитарной точки зрения [3].

Существует и другой путь создания модели процесса обучения будущих дизайнеров, основанный на позициях, общих для разных дизайнерских школ, который, на наш взгляд, является более продуктивным. Модель, совместно выработанная коллективом кафедры, должна заключать в себе несколько точек зрения, учитывать личный творческий опыт мастеров и основываться на опыте практиков, знающих местные предприятия.

Прием моделирования профессиональной деятельности весьма широко используется в практике работы вузов [4-6]. При такой организации учебного процесса студенты приобретают компетенции, необходимые им в будущей профессиональной деятельности, и затем переносят их на реальную проектную деятельность. Создаваемая модель должна отражать реальную профессиональную деятельность выпускника по окончании вуза, т. е. основные требования к специалистам такого профиля на тех предприятиях, куда вероятнее всего выпускник будет устраиваться на работу. Таким образом, приоритеты в создании модели профессиональной деятельности будут обусловлены спецификой местного рынка дизайн-услуг, для которого в первую очередь и происходит подготовка специалистов в вузах. Поэтому для построения эффективной модели профессиональной деятельности дизайнера вузам необходимо наладить связи с предприятиями региона и определить специфику требований, предъявляемых руководством к выпускникам.

Как уже отмечалось, в настоящее время востребованность дизайнеров на производстве остается на очень низком уровне. Причиной тому прежде всего является сложное финансовое положение, в котором находятся предприятия легкой промышленности. Необходимость максимально сократить расходы на дизайнерские услуги приводит к стремлению современных малых производств использовать чужие пиратские разработки либо благодаря развитию информационных технологий и относительной простоте работы в графических компьютерных программах самостоятельно создать на основе комбинаторики некоторое подобие дизайнерского проекта. Это способствует стиранию границ между профессиональной или дилетантской работой в области дизайна и формированию различных требований к проектировщикам в зависимости от места работы и круга разрабатываемых проектных задач, что, конечно, ведет к отсутствию четко выстроенных квалификационных требований к выпускникам отделений дизайна.

Чтобы определить содержательную часть изучаемых дисциплин, мы должны получить ответы на следующие вопросы:

- какова роль и основные виды профессиональной деятельности дизайнера на предприятии;

- какие требования предъявляются к специалисту в зависимости от рода его деятельности;

- каковы перспективы должностного и творческого роста в рамках специальности.

24-30 ноября 2014 г. в Институте искусств и культуры НИ ТГУ проводился форум

«Культурные индустрии», целью которого было знакомство студентов с успешными выпускниками и экспертами в области искусства и культуры и установление деловых контактов с потенциальными работодателями. В ходе форума предполагалось решить следующие вопросы:

- познакомиться с возможными местами трудоустройства для выпускников ИИК;

- узнать, какие компетенции необходимы для будущей карьеры;

- получить перечень возможностей, которые можно использовать в качестве базы для саморазвития в рамках как университета, так и городских организаций;

- познакомиться с историями успешных выпускников, работающих по специальности.

По итогам общения с владельцами и представителями частных ателье, малых предприятий легкой промышленности и некоторых других организаций, имеющих отношение к производству и реализации одежды, удалось условно выявить несколько типов специализаций для дизайнера костюма:

1. Стилист-конультант. Оказывает помощь индивидуальным клиентам в создании визуального имиджа, подборе гардероба. Работает консультантом при организации шоу, конкурсов и фестивалей.

2. Мерчендайзер. Занимается оформлением витрин и выкладкой товара в специализированных фирмах и магазинах по продаже одежды.

3. Модельер-конструктор. Разрабатывает модели одежды и пакет технической документации для частных и муниципальных предприятий, ориентированных на пошив единичных и мелкосерийных изделий.

4. Дизайнер авторских коллекций. Разрабатывает и изготавливает авторские коллекции.

Понятно, что описанные виды деятельности не охватывают всей сферы приложения

профессиональных навыков выпускников, однако они дают возможность наметить объекты профессиональной деятельности и определить квалификационные требования к дизайнерам костюма с учетом потребностей региональных предприятий и, соответственно, выработать систему подготовки будущих специалистов, опирающуюся на потребности местного рынка дизайнерских услуг.

На основании вышеизложенного можно выделить основные профессиональные требования к специалисту в области дизайна одежды и систематизировать их в виде таблицы (см. таблицу).

Как видно из таблицы, большинство требований являются общими для всех областей деятельности дизайнера. Приняв их за основу, можно выделить следующие основные виды профессиональных компетенций для дизайнеров костюма:

- создание и реализация художественно-графических образов;

- разработка индивидуального стиля;

- разработка всех видов коллекций (авторской, перспективной промышленной);

- выбор материалов для реализации проекта (конфекционирование);

- изготовление пространственных макетов изделий;

- совместная работа над проектом (взаимодействие с конструктором, технологом, лаборантом);

- подготовка технической документации проектов;

- самостоятельное технологичное выполнении проекта;

- сопровождение и контроль текущих заказов.

Требования к профессиональной деятельности дизайнеров костюма

Специализация Мерчендайзер Стилист-кону льтант Модельер- Дизайнер конструктор авторских коллекций

Требования X X Владение приемами конструирования, моделирования, знание технологии изготовления костюма

X Умение соотносить конструктивное и образное решение изделий с его товарными свойствами в зависимости от возрастных, социальных, психологических качеств потенциального потребителя

X Владение приемами декорирования и формообразования в одежде в соответствии с образным и стилевым решением костюма

Осуществление авторского надзора за выполнением проекта

Владение приемами костюмографики, навыками графического представления проекта

Умение находить целостный художественный образ единичного изделия и серии

Знание и умение работать в рамках исторически сложившихся стилей в костюме

Владение навыками анализа современных тенденций в моде

Владение навыками анализа и прогнозирования потребительского спроса

Умение проводить анализ требований к дизайн-проекту и на его основе синтезировать набор возможных решений или подходов к выполнению проекта, выявление приоритетов в решении задач с учетом этических, эстетических, экономических и иных аспектов

Умение обосновать принятие того или иного художественно-технического решения

Способность к творческому самовыражению при создании уникальных и оригинальных изделий

Еще два вида профессиональных компетенций не фигурируют явно в таблице, однако являются неотъемлемыми качествами современного дизайнера. Это создание профессионального портфолио и работа со специальными компьютерными программами.

Кроме названных профессиональных компетенций для успешной работы в сфере дизайна необходим еще целый ряд профессионально-личностных качеств:

- стремление к самосовершенствованию, повышению интеллектуального и культурного уровня, развитию профессионального мастерства;

- способность методично работать над заданием, внимательно прорабатывать детали;

- способность подходить к работе творчески, креативность;

- способность адекватно воспринимать критику, стрессоустойчивость;

- способность прогнозировать результаты своей работы и нести за них ответственность;

- организация работы в команде, умение создавать комфорт в общении;

- создание и поиск собственной клиентской базы.

Что касается перспектив должностного и творческого роста, в модной индустрии специалисты-дизайнеры могут развиваться в рамках своей профессии только «по горизонтали» [7]. Максимум, которого может достичь дизайнер, работающий на предприятии, - стать ведущим специалистом, но при условии, что фирма достаточно крупная, чтобы содержать в своем штате несколько дизайнеров. Однако опыт знакомства с историями успешных выпускников, работающих по специальности, позволяет студентам надеяться в будущем на

создание собственной дизайнерской студии. Поэтому к составленному перечню необходимо добавить еще несколько организационно-управленческих компетенций:

- готовность систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия;

- компетенция в разработке эффективной стратегии работы предприятия;

- компетенция в управлении персоналом, владение методами оценки качества и результативности труда персонала.

Диалог с представителями предприятий дает основание заключить, что, проектируя учебный процесс, необходимо учитывать ассортимент объектов проектирования в их будущей деятельности. Поэтому задания по специальным дисциплинам должны быть скорректированы таким образом, чтобы студенты заранее могли освоить необходимый набор проектируемых объектов.

Специально составленный перечень объектов проектирования ляжет в основу модели образовательного процесса, определит структуру и последовательную взаимосвязь заданий по специальным предметам.

Следующей задачей по формированию модели профессиональной подготовки дизайнера будет определение тематических и технологических взаимосвязей между профильными дисциплинами.

Таким образом, на основе полученных данных может быть выстроена логическая последовательность введения в образовательный процесс специальных дисциплин, учитывающая постепенное усложнение задач проектирования и квалификационных требований. Интеграция всех дисциплин, преподаваемых на кафедре, будет осуществляться вокруг проектной деятельности, которая лежит в основе профессионального обучения дизайнеров.

Полученная в итоге модель процесса подготовки дизайнера будет настроена на формирование заранее заданных профессиональных и специальных компетенций, позволит воспитать дизайнеров, востребованных современной модной индустрией с учетом интересов региона и, возможно, станет первым кирпичиком в построении собственной школы дизайна.

Список литературы

1. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Конкурентоспособность выпускников вузов: проблемы и решения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 9-13.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр»): приложение к приказу министра от 22 декабря 2009 г. № 780 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр»)». 2012. С. 11. URL: http://www.mosirt.ru/docs/fgos/072500_Design.pdf (дата обращения: 20.03.2013).

3. Соколов М. В. Совершенстование профессиональной подготовки дизайнера на основе модели процесса обучения // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2005. № 6. С. 14-18.

4. Земцова В. И. Моделирование образовательных систем профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 51-52.

5. Жданова Н. С. Моделирование содержания профессиональной подготовки будущих дизайнеров // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2007. № 76. С. 52-56.

6. Арестова У. В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 32 с.

7. Кузнецова М. М. Подготовка дизайнеров, конструкторов, технологов для компаний индустрии моды: какова она сегодня, и что будет завтра? // Рынок легкой промышленности. 2009. № 66. URL: http://rustm.net/catalog/article/1555.html (дата обращения: 06.12.2014).

Кадиева Н. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.01.2015.

N. V. Kadieva

DESIGNER'S PROFESSIONAL TRAINING WITH THE REGIONAL INDUSTRIAL ENTERPRISES REQUIREMENTS

In recent years in Russia there were opened many institutes and departments involved in the preparation of fashion designers. However, the lack of well-established teaching traditions, uniform requirements, and well-coordinated work of the teaching staff leads to inconsistency in the educational process and interferes with the preparation of specialist able to work in modern conditions. The author sees the solution of the problem in creating a designer's professional practice model, based on the specifics of the local market of design services, where experts will work after training.

The results of dialogue with representatives of regional enterprises that took place on the 24-30 November 2014 at the Institute of Arts and Culture of National research Tomsk State University in the framework of the "Cultural industries", allow to highlight four basic types of specialization. According to them, the author identifies the basic professional requirements to young fashion designers. Specialists training model, based on these requirements, will lead to forming of student's professional and special competences and allow higher school to take worthy place in the field of fashion designer's education.

Key words: professional training model, competence, fashion design, specialization types, regional industrial enterprises.

References

1. Kirillov N. P., Leont'eva E. G. Konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov: problemy i resheniya [Competitiveness of graduates: problems and solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 9-13 (in Russian).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 072500 "Dizayn" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"): prilozhenie k prikazu ministra ot 22 dekabrya 2009 g. № 780 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 072500 "Dizayn" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr')" [Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction training 072500 Design (qualification (degree) Bachelor). Annex to the order of the Minister. December 22, 2009 № 780 "On approval and enactment of the federal state educational standards of higher professional education in the field of training design 072500 (qualification (degree) bachelor)"]. 2012. P. 11. URL: http://www.mosirt.ru/docs/ fgos/072500_Design.pdf (accessed 20 March 2013) (in Russian).

3. Sokolov M. V. Sovershenstvovanie professional'noy podgotovki dizaynera na osnove modeli protsessa obucheniya [Improving the designer's training based on the model of the learning process]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta -OSU Bulletin, 2005, no. 6, pp. 14-18 (in Russian).

4. Zemtsova V. I. Modelirovaniye obrazovatel'nykh system professional'noy podgotovki spetsialistov v vuze [The educational systems of professional training modeling in higher school]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2006, no. 1, pp. 51-52 (in Russian).

5. Zhdanova N. S. Modelirovaniye soderzhaniya professional'noy podgotovki budushchih dizaynerov [Te content of future designers training modeling]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - OSU Bulletin, 2007, no. 76, pp. 52-56 (in Russian).

6. Arestova U. V. Modelirovaniye sistemy professional'noy podgotovki dizaynerov v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Modeling of the system of professional training of designers in high school. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2007. 32 p. (in Russian).

7. Kuznetsova IVI. IVI. Podgotovka dizaynerov, konstruktorov, tekhnologov dlya kompaniy industrii mody: kakova ona segodnya, i chto budet zavtra? [Preparing designers, engineers, technologists for companies of fashion industry: what it is like today, and what will be tomorrow?]. Rynok legkoy promyshlennosti, 2009, no. 66. URL: http://rustm.net/catalog/article/1555.html (accessed 06 December 2014) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.