Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера'

Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2130
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ПЭК) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ СИНТЕЗ / КОУЧ-СТРАТЕГИЯ / КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROFESSIONAL AND ESTHETIC COMPETENCE (PAC) / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTERSUBJECT SYNTHESIS / KOUCH-STRATEGY / CREATIVE AND VALUABLE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобряшова Оксана Викторовна

В статье представлены педагогические условия, влияющие на развитие выделенных компонентов (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный) формирования ПЭК будущего дизайнера. Приведены примеры внедрения педагогических условий в образовательное пространство студентов-дизайнеров. Даны определения ПЭК будущего дизайнера, креативно-ценностной технологии, коуч-стратегии. Сделаны выводы и аргументирована положительная динамика формирования ПЭК будущего дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCE AESTHETIC FUTURE DESIGNERS

The pedagogical conditions influencing development of allocated components are presented in article (information and cognitive, emotivno-valuable, creative and activity) formations of PEK of future designer. Examples of introduction of pedagogical conditions in educational space of students designers are given. Definitions of PEK of future designer, creative and valuable technology, kouch-strategy are given. Conclusions are drawn and positive dynamics of formation of PEK of future designer is reasoned.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера»

Бобряшова О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: bobo2604@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

В статье представлены педагогические условия, влияющие на развитие выделенных компонентов (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный) формирования ПЭК будущего дизайнера. Приведены примеры внедрения педагогических условий в образовательное пространство студентов-дизайнеров. Даны определения ПЭК будущего дизайнера, креативно-ценностной технологии, коуч-стратегии. Сделаны выводы и аргументирована положительная динамика формирования ПЭК будущего дизайнера.

Ключевые слова: профессионально-эстетическая компетентность (ПЭК), педагогические условия, межпредметный синтез, коуч-стратегия, креативно-ценностная технология.

Преобразовательная деятельность дизайнера целью, которой является сделать мир более удобным, функциональным, привлекательным определяет дизайн, как «культурный код и как маркер современной эпохи». Он отличается направленностью на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижением эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности.

Язык дизайна - уникален и универсален, он является коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире общечеловеческих ценностей и неограниченных возможностей, приобщить молодое поколение к сокровищнице мировой культуры, традициям и эстетическим ценностям, формировать эстетические вкус и отношение, развивать внутренний эмоциональный мир молодого человека.

В связи с этим, в дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки специалиста-дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструкторско-графической деятельности, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, способностью к решению нестандартных задач и продуцированию оригинальных идей, что не может быть достигнуто без формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.

Предметом моделирования в нашем исследовании выступает процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета. В связи с этим основная цель предполагает достижение подцелей, способствующих развитию компонентов профессионально-эстетического

компетентности - информационно-когнитивного, эмотивно-ценностного, креативно-деятельностного, посредствам внедрения в образовательный процесс будущего дизайнера педагогических условий.

В нашем исследовании акцентируется внимание на эстетическую составляющую профессионально-эстетической компетентности, поскольку само изучение общепрофессиональных дисциплин в образовательном процессе начинается, прежде всего, с истории культуры и искусств, с интерпретации памятников искусства, более широко - со способности будущего дизайнера эмоционально-чувственно, интеллектуально воспринимать мир через призму эстетического идеала.

Сущностным ядром профессионально-эстетической компетентности являются эстетические ориентации. Мы понимаем под профессионально-эстетической компетентностью будущего дизайнера - интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, инженерно-технических и художественно-творческих умений, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (потребителю, заказчику, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.

Этапы средства формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера включает комплекс педагогических условий от реализации которых, зависит эффективность динамики эксперимента. Только целенаправленно организованное для студента обра-

зовательное пространство формирования профессиональной компетентности позволит будущему специалисту сформировать потребность в творческой деятельности, выработать стратегию взаимодействия, овладеть необходимыми знаниями умениями и эстетическими отношениями.

По определению, данном в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов..., из наличия которого с необходимостью следуют осуществление данного явление...» [1]. Данная интерпретация условий связана с причинно-следственными отношениями объекта исследования.

Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы.

По мнению Н. М. Борытко, под условием понимается внешняя движуща я сила процесса, в той или иной мере сознательно сконцентрированное педагогом, обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат [2].

В рамках нашего исследования под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность педагогических мер, обеспечивающих будущему дизайнеру формирование профессионально-эстетической компетентности.

Анализ литературы, опыт работы автора позволили выделить следующие педагогические условия способствующие формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера:

- межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей;

- реализация коучинг-стратегии эффективного взаимодействия преподавателя и студента. Данное условие предполагает адаптацию образовательного процесса (выбор уровня сложности заданий, средств и способов осуществления деятельности) к особенностям профессионально-личностного развития студента.

- использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио личных достижений, сце-

нический перформанс, средовые акции, экспозиционные технологии).

Реализация педагогических условий осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2006 года по 2013 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедры «Дизайн» и «Живописи и рисунка» по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета) в г. Оренбурге.

Остановимся более детально на описании педагогических условий. Первое условие - межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей, как условие формирования информационно-когнитивного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера подразумевает обеспечение эстетических знаний, которые бы способствовали формированию эстетической культуры студенческой молодежи, способной воспринимать и правильно оценивать красоту действительности, искусства, активно бороться за ее утверждение в жизни, идеологических идеалов, здоровых эстетических вкусов, воспитанию в ней чуткости к прекрасному в поведении, труде, общественной деятельности, искусстве. Были определены такие категории, как эстетическое чувство, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое сознание.

Данное условие реализовывалось в реальном времени, отводимом на освоение дисциплин «Пропедевтика», «Академическая живопись», «Колористика», «Проектирование», «Теория и методология дизайна», «История костюма и кроя», «Выполнение проекта в материале», «Декоративно-прикладное искусство», «Компьютерное проектирование в дизайне одежды». Связующим звеном в межпредметном синтезе знаний явилось разработанное нами методическое обеспечение, включающее рабочие программы, учебные пособия, методические указания, творческие проекты, например, проект «Альбом модных тенденций», «Силуэт - основная характеристика формы костюма», «Выявление стиля в формообразовании костюма», « Создание коллекционного ряда моделей на основе интерьера», «Выполнение проекта в материале», «Разработка коллекции по мотивам народного костюма», «Разработка авторского портфолио», творческое упражнение «Непрерывная линия».

Таким образом, делая акцент на эстетической составляющей, мы подтверждаем мысль о том, что отделить «эстетическое» в структуре профессиональной компетентности будущего дизайнера не представляется возможным в силу связи эстетики с другими научными областями

- предметами изучения в процессе подготовки будущего дизайнера.

Процесс межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей будущего дизайнера опирался на вводный, а именно пропедевтический курс, который является одним из первых и наиболее важных среди специальных дисциплин в процессе подготовки будущего дизайнера. Данный курс представляет собой основы композиции в дизайне и проходит в первом семестре первого года обучения. Необходимо заметить, что студент приходит в вуз без необходимого запаса знаний профессиональных понятий. По этой причине студент не способен воспринимать задачи и объекты познавательной деятельности на требуемом уровне. Поэтому, творческие проекты и упражнения, полученные на данной ступени, позволяют студенту свободно владеть приемами композиционного формирования плоскости листа и развивают способность к свободным и множественным графическим импровизациям на заданные темы. К тому же, учит самостоятельно ориентироваться в существующих графических техниках, понятиях, стилях и применять их в последующей работе над проектированием дизайн-объекта.

Так, например, упражнение «Непрерывная линия» и творческий проект «Композиция на основе музыкальных впечатлений» позволило студенту изучить графические возможности линии по различным направлениям, которые, в свою очередь, явились основными критериями оценки выполненного проекта: энергия начертания, пространственные и образно - эмоциональные характеристики, наличия одного или нескольких композиционных центров.

Для успешного освоения студентами профессионально - направленного курса нами была разработаны рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика», процесс изучения которой направлен на формирование ряда компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки, и рабочая программа дисциплины «Проектирование», которая

является продолжением обучения студентов предшествовавших этому проекту дисциплин.

Помимо этого в учебный процесс разработан и внедрен «Альбом модных тенденций» для дизайнеров костюма, который использовался, и пополнялся на каждом этапе профессионального обучения.

Цель данного проекта заключалась в необходимости подготовить обзор современных тенденций, а также проанализировать всю полученную информацию, чтобы на этой базе решать творческие проекты, которые будут отличаться от других стилем исполнения будущего дизайнера, его взглядом на мир и соответствовать общему духу времени.

Определение динамики формирования профессионально-эстетической компетентности в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось на основе разработанных нами критериев оценки творческих проектов, контрольных вопросов и тестовых заданий, выполненных в системе АИССТ.

Одной из самых перспективных стратегий дизайн-образования, отвечающей наиболее полно требованиям современной дизайнерской практики и способствующих формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера является с нашей точки зрения второе педагогическое условие - реализация коучинг-стратегии эффективного взаимодействия преподавателя и студента.коучинг. Учитывая, что современное развитие общества характеризуется особым вниманием к миру личности, а образование исследователи называют «состоянием личности», ее «общественным социальным статусом» [3], коучинг-стратегии, предполагающие приоритет личностной активности и индивидуального креативного мышления, в полной мере отвечают целям современного дизайн-образования.

Существует множество определений коучинга, наиболее известными являются.

Коучинг - это искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение студента к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [4].

Коучинг - это длительные отношения, которые помогают людям получить значительные результаты в их жизни (в карьере, бизнесе или в общественных делах). Посредством коучинга студенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни [5].

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента [6].

В нашем случае использование коучинг-стратегий направлено на реализацию аксиологического потенциала студентов. Коучинг-стратегии, активизируя ресурсы способности студента для решения его задач и находясь в иной по сравнению с традиционным обучением плоскости взаимоотношений, является мощным инструментом формирования профессиональноэстетической компетентности будущего дизайнера. У студента открывается возможность представить проектную ситуацию со всех сторон, оценить ее в целом, сгенерировать несколько разных способов ее решения, проанализировать их и принять наилучшее решение, составить план действий, научиться контролировать себя, продуктивно взаимодействовать с преподавателем и со всей дизайнерской средой. Основное внимание студента сосредотачивается на настоящей ситуации и на том, какие действия он готов предпринять для достижения желаемого профессионального результата.

Так, используя в процессе обучения коучинг-стратегии, мы ставили своей целью индивидуально-личностное развитие студента, пробуждение его творчества, формирование собственного оригинального взгляда на тот или иной проект. При этом важным условием эффективности подобного взаимодействия является безусловное принятие студента как личности и вера в его способности, так как только отношения абсолютного профессионально-личностного доверия преподавателя и студента способны дать действительно продуктивный и долговременный результат. Следовательно, обязательное условие коучинг-стратегий - коммуникативное сотрудничество преподавателя и студента, их взаимоотношения, сотрудничество на равных.

Коучинг-стратегии предполагают организацию четырех базовых этапов:

- постановка целей «Чего ты хочешь?»

- анализ текущей ситуации «Что происходит?»

- выстраивание путей достижения цели (наработка вариантов) «Что нужно сделать?»

- достижение (реализация и контроль) «Что ты будешь делать?».

Нами были использованы различные форматы коучинга: очный (личный коучинг, фото-

коучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).

К непосредственным результатам коучинг-стратегий мы относим, во-первых, определение целей и расстановку приоритетов, что особенно важно для будущего дизайнера, задача которого состоит в разработке разных вариантов решения проекта, а также сделать свой собственный выбор. У студента, таким образом, складывается понимание важности ответственности и выбора, как определенных целей, так и вариантов и средств. Во-вторых, создание атмосферы сотрудничества преподавателя и студента, что является залогом их эффективного взаимодействия и способствует взаимообогащению, достижению более высоких результатов. Главной задачей преподавателя в данном процессе было разработать совместный план действий, показать студенту разные взгляды на проблему, активизировать способности студента для успешной реализации проекта. В результате такой работы студент иначе оценивает себя в профес-сионально-личностнном смысле, приобретаются навыки самостоятельного решения проблем, использования собственного опыта, знаний, иначе осознает степень ответственности, активизируется личностная позиция, появляется внутренняя мотивация к целенаправленным действиям и изменениям.

В процессе реализации коучинг-сессии по проблеме «Дизайн-проектирование коллекции одежды» на дипломном проектировании и при разработке любого творческого проекта на выбранную студентом тему нами были использованы вопросы. Так, например:

1 Постановка целей - «Чего ты хочешь?». При дизайн - проектировании всегда есть источник вдохновения, общая идея и направленность. Надо лишь эту идею сформулировать в текстовом виде. И желательно вокруг этой идеи создать интересную историю:

«...почему вас привлекла эта тема?»;

«...что для вас послужило отправной точкой для вдохновения?»;

«.работали ли вы в этом направлении ранее?»;

«.для кого разрабатывается данная коллекция (возрастные особенности, ассортимент, сезонность, предназначение и т. д.)?»;

«...что нового вы хотите привнести в вашу разработку коллекции?»;

«.дайте социальное обоснование вашей коллекции, чем она будет полезна для людей, которые будут носить эту одежду?»;

«.в чем заключается актуальность вашей коллекции на данный период времени?»

2 Анализ текущей ситуации - «Что происходит?».

«.продемонстрируйте самые привлекательные для вас исторические аналоги исследуемой темы»;

«.какие художники, литераторы, историки работали в этом направлении?»;

«.какие известные дизайнеры затрагивали вашу тему?»;

«.какая область в исследуемой теме оказалось не затронутой, и вы бы хотели на этом сделать акцент?»

«.проведя исторический анализ исследуемой темы, какие вы сделали для себя выводы?»

3 Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»

«.какую линию при создании коллекции вы выбрали: «от-кутюр», «прет-а-порте?»;

«.продемонстрируйте ваши идеи в эскизах»;

«.отвечает ли модным тенденциям выбранное направление разрабатываемой коллекции?»;

«.какие основные элементы дизайн - проектирования вы использовали при разработке коллекции (силуэт, линия, фактура, цвет)?»;

«.какие применяли принципы дизайн -проектирования при создании коллекции (повторение, ритм, контраст, нюанс, ассиметрия и т. д.)?»;

«.продемонстрируйте образцы материалов, которые планируете использовать в своей работе»;

На последнем этапе дизайнер продумывает стиль причесок и грима для манекенщиц. Во время этапов работы возникают следующие вопросы:

«.разложите эскизы в определенной последовательности: начало, развитие, кульминация и завершение»;

«.обоснуйте, почему именно в этой последовательности разложены эскизы?»;

«.выберите самые удачные, на ваш взгляд, эскизы моделей»;

«.обоснуйте сильные стороны выбранных эскизов».

Одним из эффективных способов реализации коучинг-стратегий, с одной стороны, распространения педагогического опыта, с другой -организацию педагогического сопровождения, начиная с представления опыта педагога, повышая интерес, мотивацию к формированию собственного видения студента, является технология «мастер-класс» и «творческая мастерская».

Основными задачами мастер-класса являются создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала будущих специалистов; повышение профессионального мастерства и квалификации участников; распространение передового профессионального опыта.

Мастер-класс как особая форма приобретения практических навыков была нами использована при проведении, как аудиторных занятий, так и во внеаудиторной работе. Было принято решение провести занятия по декоративно-прикладному творчеству для будущих дизайнеров в форме мастер-классов. Цикл занятий открывался мастер-классом, проводимым самим преподавателем, на тему «Изготовление русской обрядовой куклы». Первый показ был демонстрацией не только определенных приемов изготовления конкретного изделия (например, народной куклы), но и вводил студентов в суть понятия «мастер-класс», наглядно описывал этапы проведения урока, указывал методические приемы работы мастера.

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. В толковом словаре В. Даля слово «мастерская» определено как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а «мастер» - это «человек, занимающийся каким - либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем».

В мастерской специально организуется развивающее творческое пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни.

Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических «ша-

гов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.

Так, например, на дисциплине «Декоративно-прикладное искусство в дизайне костюма», участники сначала осваивают более легкие и кратковременные (по регламенту проведения) технологии (например, обзор и анализ аналогов по методике сухого и мокрого валяния из шерсти, по лепке из полимерной глины). Затем участники погружаются в интерактивную работу, далее -осваивают имитационные и другие виды техники. Мастерство и компетентности осваиваются за счет многократного повторения технологий каждым из участников и обсуждения результатов.

Тем самым, внедренные в процесс подготовки будущих дизайнеров, коучинг-стратегии формируют навыки выделения, анализа и преодоления собственных проблем в профессиональной сфере. В результате чего студент становится коучем для себя, начиная думать новым, непривычным образом, готов к совершению необходимых изменений, предпринимает необходимые для этого действия, становится более ответственным за результат своей профессиональной деятельности.

Одним из организации педагогического сопровождения, повышающего интерес и мотивацию в подготовке будущего дизайнера, является использование следующего педагогическ-го условия, а именно внедрение креативно-ценностных технологий: творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио личных достижений, сценический перформанс, средо-вые акции, экспозиционные технологии.

Во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) [7].

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [8].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [9].

Нами предлагаемые креативно-ценностные технологии понимаются как технологии, основанные на креативно-ценностном механизме, под которым понимается развитие творческих способностей студентов, на основе их ценностного отношения к учебе, к изучению специальных дисциплин, к выбранной профессии, к окружающей действительности и к себе, способствующего формированию профессиональноэстетической компетентности и применению её в будущей профессиональной деятельности.

Так, например, средовые акции как одна из форм креативно-ценностных технологий, являются одновременно факторами социализации личности, а также характеризуют нетипичные условия, сказывающиеся на способности проявлять естественную активность личности дизайнера.

Средовые акции понимаются нами как временная организация жизни, включающая в себя определенную систему информационно наполненных отношений между людьми и общественными институтами, для достижения определенной цели [10].

Ярким примером средовой акции, подготовленной студентами университета - будущими дизайнерами стал проект - дискуссия за круглым столом под девизом «Нужен ли в университете строгий дресс-код?». Особое внимание было уделено обсуждению вопроса о целесообразности введения дресс-кода с учетом мно-гонациональности и многоконфессиональнос-ти нашего региона.

По итогам встречи, организованной кафедрой дизайна и Малой академией государственного управления ОГУ, было принято решение провести среди студентов вуза цикл лекций о стилях одежды, а также продемонстрировать коллекции костюмов, разработанных на АСФ ОГУ.

Проект средовых акций «Ночь музеев» - стал ежегодным культурным событием, приуроченным к Международному дню музеев и объединившим более двух тысяч музеев по всему миру. Студенты кафедры дизайна ОГУ традиционно принимают участие в средовой акции «Ночь Музеев», в рамках которой проводится показ модных коллекций

дизайнерской одежды, созданных будущими дизайнерами, презентации-инсталляции авторской мебели, выполняются портреты по заказу, предлагаются дизайнерские прически. В течение всего праздника на площадках студенты участвуют в боди-арт, мэнди, пробуют себя в роли граффити-художников, принимают участие в лотереях, викторинах и квестах.

В образовательном пространстве данная деятельность представлена в виде социальных практик, под которыми понимают «сконструированное организаторами (педагогами, студентами) социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в образовательном пространстве университета ценности или ценностей., которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и, воздействие которого на студентов признается положительным по своему социальному значению [11].

Проектное обучение рассматривается как тип ценностно-ориентированного, развивающего обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплекса творческих заданий с целью усвоения базы теоретических и практических знаний, умений и ценностных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношений. Оно представляет собой целостную дидактическую систему, основанную на творческом усвоении знаний в процессе работы над заданной темой. Использование креативно-ценностных технологий позволяет обогатить междисциплинарные связи и способствует естественной интеграции специальных предметов.

Важно заметить, что креативно-ценностные технологии создают условия взаимодействия, взаимодополнения всех дисциплин и обеспечивает возможность наиболее грамотного выполнения проектов по профилирующим курсам на высоком профессиональном уровне, и в конечном итоге воздействует на положительное динамичное формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.

Таким образом, разработанные педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера представляет собой систему, включающую качественно различные, но взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие, которые могут быть использованы с целью усовершенствования учебного процесса подготовки будущего дизайнера.

14.03.2014

Список литературы:

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - 579 с.

2. Борытко, Н. М. Методология психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. М. Моложавенко, И. А. Соловцева ; Под. ред. Н. М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.

3. Аношкина, В. Л. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы) / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов // Ростов н/Д : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

4. Аткинсон М. Жизнь в потоке: Коучинг = Art & Science of Coaching Flow The Core of Coaching / Мэрилин Аткинсон -М. : Альпина Паблишер, 2013. - 330 с.

5. Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose / Джон Уитмор - М. : «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с.

6. Шекшня, Ст. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг / Ст. Шекшня - М.: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1988. - 750 с.

8. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-М, 2001. - 607 с.

9. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин - Рига : ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998. - 180 с.

10. Бобряшова, О. В. Средовые акции как условие формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера / О.В. Бобряшова // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. -Казань. - 2013. - С. 83-87.

11. Мосиенко, Л. В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: дис. ... док-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Мосиенко. - Оренбург, 2012. - 515 с., С. 381.

Сведения об авторе:

Бобряшова Оксана Викторовна, старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 912212, e-mail: bobo2604@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.