Научная статья на тему 'Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров'

Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5693
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕР КЛАСС / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / АКСИО ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобряшова Оксана Викторовна

В статье анализируется способ передачи профессионализма художника дизайнера в условиях взаимодействия учителя и ученика на основе педагогических технологий «мастер класс» и «творческая мастерская». Представлен аксиологический подход к исследованию педагогических технологий для будущих дизайнеров как определяющий освоение ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров»

Бобряшова О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: bobo2604@mail.ru

МАСТЕР-КЛАСС И ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье анализируется способ передачи профессионализма художника-дизайнера в условиях взаимодействия учителя и ученика на основе педагогических технологий «мастер-класс» и «творческая мастерская». Представлен аксиологический подход к исследованию педагогических технологий для будущих дизайнеров как определяющий освоение ценностей.

Ключевые слова: педагогическая технология, мастер-класс, творческая мастерская, аксиологический подход, ценностные отношения будущего дизайнера.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения» первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению [1].

Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [2].

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) [3].

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) [4].

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков) [5].

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) [6].

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [7].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников), включающих в себя формы, методы и приемы обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность це-

лей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [8]:

1) Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

2) Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

3) Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

4) Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Особенность творческих специальностей состоит в индивидуальности. Будущий дизайнер в своем индивидуальном подходе выражает и развивает те или иные способности в меру личных особенностей творчества, мировоззре-

ния, одаренности, воображения. Развитие данных качеств, накопление опыта впечатлений в учебной деятельности важно на всех этапах становления ценностных ориентаций будущего дизайнера, формирования ценностного отношения к миру искусства.

Одной из эффективных форм педагогического опыта является мастер-класс и творческая мастерская, позволяющие максимально раскрыть творческие возможности будущих дизайнеров и стимулировать их научно-исследовательскую работу.

Понятие мастер-класс широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В статье приводятся ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс от английского masterclass: master - специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class - занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [9].

В первую очередь, мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс - это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Педагог как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполага-ние, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс - это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Методика проведения мастер-классов основывается как на педагогической интуиции педагога, так и на восприимчивости студента. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «учитель-ученик» являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления в литературе и искусстве. Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель — интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. В это понятие вкладывается развитие в ходе мастер-класса способности учащегося самостоятельно и нестандартно мыслить.

Аксиологическая значимость этой технологии состоит в том, что при обмене ценностями формируется отношение к познанию окружающей действительности. Этот этап как начальная фаза ориентации, процесса врастания каждого индивида в мир духовной культуры.

Полученные впечатления порождают удовольствие или неудовольствие личности, радость или печаль, подъем или подавленность, то есть сопровождаются переживаниями. Психологи отмечают, что переживания, вызываемые конкретно чувственным рядом впечатлений, отличаются от переживаний, сопровождающихся процессом мышления, то есть опосредованного отражения [12]. Эти переживания протекают на уровне подкорки, «в самых глубинах» разума (С.Л. Рубинштейн), сильно, надолго захватывая всего человека. Именно такие эмоциональные реакции обеспечивают глубину кульминационному этапу сознания - этапу формирования оценочного (ценностного) суждения, производство которого и составляет основной результат процесса переживания - ценностное отношение (Б.И. Додонов).

Мастер-классы во многих вузах используются как форма обучения редко, поскольку в системе планирования и отчетности они не предусмотрены. В творческих вузах, там, где есть талантливые мастера, мастер-классы проводятся постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) - его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает честолюбивому студенту выбор оптимального пути для достижения уровня эксперта.

Следуя общей логики нашей работы, мы обратились к исследованию по приобретению практических навыков. Г.А. Найдановым, заслуженным деятелем культуры России, проводятся занятия по декоративно-прикладному творчеству для студентов в форме мастер-классов. Цикл занятий открывается мастер-классом, проводимым самим преподавателем, на тему «Изготовление русской обрядовой куклы». Первый показ является демонстрацией не только определенных приемов изготовления конкретного изделия (например, народной куклы «оберег»), но и вводит студентов в суть понятия «мастер-класс», наглядно описывает этапы проведения урока, указывает методические приемы работы мастера. «Декоративно-прикладное искусство в костюме» как учебная дисциплина использует педагогическую технологию «мастер-класс» и технологию «творческая мастерс-

кая». В ходе творческой работы студенты знакомятся с эстетическими принципами различных видов народного творчества и промыслов, наблюдают за процессом, задают вопросы.

Цели занятий обозначены как: знакомство с традициями изготовления народных кукол, обрядовых кукол; изучение особенностей технологий и эстетических принципов различных видов народного творчества; приобретение умений и знакомство с технологией народных промыслов; введение студентов в новую атмосферу проведения занятий в форме мастер-класса; демонстрация методики организации и проведения мастер-класса.

Эмоциональный фон проводимых занятий для творческих специальностей, где используются технологии обучения «мастер-класс», «творческая мастерская», эмоционально-нравственные отношения в общении и деятельности играют, безусловно, значительную роль в формировании ценностных ориентаций личности. Следовательно, можно добиться преобладания чувства радости от процесса познания.

Поскольку А.П. Панфилова считает, что даже самый опытный исполнитель может и не быть самым лучшим преподавателем, важно не только продемонстрировать мастерство, но и научить конкретным техникам, навыкам. Мы уверены в том, что встречаются ситуации, когда мастерство специалиста, может помешать ему передать свои умения другим (например, талантливый музыкант может не обладать методическими и коммуникативными навыками). Поэтому проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату [10].

Вместе с тем творческий потенциал педа-гога-мастера оптимально передается в живом общении. Считается, что лучшим тренером в мастер-классе становится аналитик, уверенный в себе, способный определить сущность мастерства и изложить ее так, чтобы это было доступно обучающимся. Терпение, толерантность, чувство юмора и навыки презентации также отличают хорошего мастера от дидактически неэффективного.

Специалисты в области карьеры считают, что каждый человек в своей жизни может пройти пять ступеней развития:

1) ученик — человек, который независимо от возраста и социального статуса сохранил способность развиваться;

2) подмастерье — человек, включенный в трудовую деятельность и выясняющий соотношение выбранной профессии и личностных ценностей;

3) мастер — тот, кто взял на себя ответственность за результаты осмысленного профессионального труда;

4) уникальный мастер — тот, кто создал процесс порождения «вещей» (товаров, услуг, произведений искусства, идей, литературных и научных трудов, человеческих отношений и пр.), которых до него никто не делал, или сотворил сам эти уникальные вещи;

5) учитель — человек, который прошел все предыдущие ступеньки, сохранил в себе способность в любое мгновение «спускаться» на любую из этих ступенек, но к тому же имеет своих учеников, последователей. Учитель сохранил способность к духовному росту, т. =е. к эффективному самообразованию, и достиг уровня осознанной сверхкомпетентности. Он характеризуется повышенной скоростью настройки уровня компетентности. Осознанно сверхком-петентные педагоги-мастера обладают обширными навыками и опытом, сочетают их со способностью взглянуть на задачу в новом ракурсе и, следовательно, могут быстро переключаться на более низкий уровень компетентности.

Одно занятие может длиться от 1 ч до целого рабочего дня. Однако важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала и до конца в количестве от одного до 30 человек.

Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы мастера, но и участвовать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков.

Осознание мастером своей роли как модели оставляет участникам больше пространства для собственных открытий посредством эксперимента и игровых технологий.

Таким образом, программа мастер-класса предназначена для того, чтобы усилить потенциальные возможности участников через развитие их уважения к мастеру, доверия к нему и создание уверенности, что программа соответствует их способностям и потребностям и даст те компетентности, которые смогут пригодиться в их собственной практической деятельности.

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. В толковом словаре В. Даля слово «мастерская» определено как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а «мастер» - это «человек, занимающийся каким-либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем».

В творческой мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.

Основными признаками творческой мастерской специалисты считают следующие:

- максимальную включенность и активную позицию участников;

- диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие;

- некоторую неопределенность и возможность для импровизации в заданиях;

- низкую степень регламентации действий участников;

- свободу выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности;

- столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий;

- психологическую поддержку участников и атмосферу открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия.

Руководитель мастерской (тренер-мастер), продумывая программу обучения и развития, прописывает последовательность «шагов» -заданий, которые выстроены по определенной логике.

Так, в мастерской по декоративно-прикладному искусству костюма, ее участники сначала осваивают более легкие и кратковременные (по регламенту проведения) технологии (например, обзор и анализ аналогов по методике валяния); затем участники погружаются в интерактивную работу и только потом осваивают имитационные и другие виды техники. Мастерство и компетентности осваиваются за счет многократного повторения технологий каждым из участников и обсуждения результатов. Позиция ведущего мастера на таких занятиях - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Следует не преподносить учащимся готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск учащегося на изучение и познание.

Мастерская - это технология, при помощи которой педагог-мастер вводит своих студентов в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой студент может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а педагог - мастер продумывает действия и материал, который позволит учащемуся проявить себя через творчество.

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.

В связи с этим формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе студент является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности студентов в составе

малой группы (7-15 учеников) при участии пе-дагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Это живой опыт принятия любого партнера, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить будущих дизайнеров самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Целевые ориентации, которые проявляются в данной ситуации, ситуации творческой мастерской это:

- познакомить и предоставить студентам психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире;

- понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать со студентами путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен);

- научить студентов мыслить раскованно, творчески.

Надо отметить, что в последние годы с учетом наработанного о поэтапном образовании умственных действий появился целый ряд методических и дидактических трудов, в которых обосновывается, что структура познавательной деятельности направлена не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения студентов к самой познавательной деятельности. По мнению А.В. Кирьяко-вой наивысшую самостоятельность студент проявляет в тех случаях, когда, выполняя задание, он не просто воспроизводит готовый образец умственного действия, а вносит в работу свое, новое (для него), создает свой собственный способ мышления и деятельности в процесс обучения. Это позволяет установить зависимость между самостоятельностью и творчеством [12].

Правила и методические приемы, которые формируются в мастер-классе и творческой мастерской это:

- педагог четко формулирует для себя цель (конечный результат) занятия;

- педагог подбирает материал в соответствии с поставленной целью;

- на занятии педагог ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы;

- студенты размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

Последовательность «шагов» может быть выстроена и как система заданий, включающих следующие блоки:

индукция (техники «погружения», «разогревания» участников, создание эмоционального настроя);

- самоконструкция (индивидуальная работа по созданию какого-то продукта: рисунка, решения, идеи, гипотезы и пр.);

- социоконструкция (обсуждение в группе и выработка коллективной версии или продукта);

- социализация (презентация коллективного продукта, комментарии и межгрупповое обсуждение);

- самокоррекция (доработка/уточнение, внесение изменений в разработанный материал, продукт);

- обратная связь (дискуссия - обсуждение результатов и выводов, рефлексия - отражение чувств, ощущений и дебрифинг — демонстрация того, чему научились).

Таким образом, участие в работе мастерской — это интенсивная работа каждого в отдельности и всех участников вместе. Именно эти технологии, мастер-класс и творческие мастерские, в большей степени, формируют, на наш взгляд, практически все перечисленные выше метакомпетентности. Как и в мастер-классе, руководитель творческой мастерской должен быть коммуникативно и психологически грамотным, для того чтобы поддерживать потребность в таком обучении и развитии у участников на протяжении нескольких лет.

На приобретение нового опыта в режиме мастер-класса и творческой мастерской направлены, прежде всего, молодые люди, в том числе студенты творческих специальностей. И это оправдано, ведь на таких занятиях вне строгого преподавательского контроля, в раскрепощенной обстановке удобно не только овладевать свежими навыками (будь то ручной, интеллектуальный или физический труд), но и заводить новые знакомства, общаться с друзьями, плодотворно использовать свободное время.

Подобная организация обучения оправдывает одно из важных качеств грядущей модели

образования - ценность «таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными средствами деятельности в конкретной области» [11]. Таким образом, движущей силой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования становится мотивация и заинтересованность, увлеченность студентов собственным развитием.

14.10.2011

Список литературы:

1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специольностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с. - ISBN 5-241-00145-х.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988.- 750 с. - ISBN 5-200-00313-Х.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Б.Т. Лихачев.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. -607 с. - ISBN 5-94227-099-6.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Знание, 1989. - С. 85.

5. Волков, И.П. Много ли в школе талантов. - М.: Знание, 1989. - Сер. Педагогика и психология. - №5. - С. 104.

6. Шепель, В.М. Социально-психологические проблемы воспитания / В.М. Шепель. - М.: Моск. рабчий, 1987. - 240 с.

7. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998. - 180 с.

8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Искусство, 1982. - С. 53.

9. Зубова, Н.И. Творческие мастерские / Н.И. Зубова // Профессиональное образование. - 2006. - №6. - С. 21.

10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. зеведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с. - ISBN- 978-5-7695-6220-4.

11. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики (Материалы для обсуждения) // Вопросы образования. -2008. - №1. - С. 32-65.

12. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 318 с. - ISBN 978-5-89149-016-1.

13. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие / А.П. Панфилова.- 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 336 с. - ISBN 978-5-7695-5577.

14. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий) - ISBN 587953-196-1.

15. Андреева, Ю. Мастер-класс как форма практико-ориентированного обучения специалистов в области рекламы / Ю. Андреева // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2005. - №11. - С. 31-34.

16. Скробот, И. Мастер-класс как форма профессионального образования / Ирина Скробот // Библиотека. - 2008. - №1. -С. 26-27.

17. Дубинина, В.Л. Изучение и обобщение передового педагогического опыта как фактор становления учителя-исследователя / В.Л. Дубинина // Педагогическое образование и наука, 2009. - №9. - С. 11-18.

18. Боровиков, Л. Что такое Мастер-класс // Электронный ресурс: http://image.websib.ru

19. Загороднева О.Л., Стрельникова Н.А. Использование мастер-класса по здоровьесберегающим образовательным технологиям как формы профессионального обучения педагогов на муниципальном уровне // Электронный ресурс: http:// festival.1september.ru/2004_2005/

20. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В. Хуртова. -Волгоград: Учитель, 2008.

21. Что такое мастер-класс? // Электронный ресурс: http://www.phpconf.ru/articles/137/75/mc.html

Сведения об авторе: Бобряшова Оксана Викторовна, ассистент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы,1З, e-mail: bobo2604@mail.ru

UDC 37.091.3:74

Bobryashova O.V.

Orenburg state university, bobo2604@mail.ru

THE RESEARCH OF AN «YOUTH SUBCULTURE»: AXIOLOGICAL ASPECT

In article are analysed high class skill teacher, as follows so, in one of the variant possible to explain the idea pedagogical technology master-class and creative workshop. The Author presents axiological approach to study pedagogical technology for future designer as one of main, defining value of the representatives given to professions.

Key words: determination of the notion pedagogical technology, master-class, creative workshop, axiological approach, aesthetic relations future designer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.