Научная статья на тему 'К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров'

К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ / CREATIVITY / INDEPENDENT ACTIVITY / CREATIVE INDEPENDENCE / PROFESSIONALLY FOCUSED TRAINING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

Рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF FUTURE DESIGNERS’ CREATIVE INDEPENDENCE

The paper considers pedagogical conditions providing the efficiency of future designers’ creative independence actualization.

Текст научной работы на тему «К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров»

• способность использовать мировые информационные ресурсы и при необходимости методически обеспечивать и вести образовательную деятельность на иностранном языке;

• способность использовать современные информационно-коммуникационные средства и технологии, в том числе компьютерные и сетевые (Щете!) для организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Из модулей, обеспечивающих развитие перечисленных компетенций, была сформирована программа повышения квалификации, учебный план которой включает блок обязательных (30 ч) и элективных (42 ч) модулей.

Базовый блок включает модули: «Проектирование образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов», «Организация учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы», «Проектирование компетентност-но-ориентированного учебного модуля (дисциплины)», «Разработка фонда оценочных средств», «Организация обучения студентов по индивидуальным образовательным программам».

В структуру вариативного блока входят 11 модулей, такие как «Педагогическое проектирование», «Педагогическая толерантность в профессиональной культуре преподавателя университета», «Социально-психологические аспекты воспитания студентов», «Создание позитивной коммуникативной среды обучения», «Электронный УМК — персональная образовательная среда преподавателя», «Технологии Web 2.0 в ООП» и др. Преподавателям университета предоставлена возможность формирования индивидуального маршрута освоения программы путем выбора модулей вариативного блока и определения проблемно-тематической направленности аттестационной работы.

Опыт реализации такого варианта программы показал, что в этом случае обеспечивается более высокий уровень мотивации и продуктивности работы слушателей, но выявлена необходимость углубления дифференцированного подхода непосредственно в процессе освоения программы.

Дальнейшее развитие работы в направлении подготовки преподавателей к созданию образовательной среды мирового уровня, к освоению ком-петентностного подхода в реализации образовательных программ нового поколения предусматривает:

• внедрение модульно-накопительной системы, обеспечивающей преподавателям возможность планировать пролонгированные индивидуальные траектории повышения квалификации;

• освоение современных дистанционных форм поддержки образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей.

Список литературы

1. Медведев, В.Е. О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов / В.Е. Медведев // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — С. 21—26.

2. Жураковский, В.М. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — С. 27—31.

3. Матушанский, Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации / Г. Матушанский, Г. Завада // Высшее образование в России. — 2008. — № 3. — С. 27-32.

4. Чучалин, А.И. Программы повышения квалификации и переподготовки в ТПУ вузовских менеджеров и преподавателей / А.И. Чучалин, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2008. — № 8. — С. 18-22.

5. Комплексная система повышения квалификации преподавателей университета инновационного типа / А.И. Чучалин [и др.] // Изв. МАН ВШ. — 2008. — № 1 (43). — С. 166-186.

УДК 378.147

Ю.В. Даськова, преподаватель

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

На протяжении последних десятилетий творческая самостоятельность как человеческая деятельность играет все большую роль в культурной, социальной и экономической жизни общества. Особое место творческая самостоятельность занимает в профессиональной деятельности дизайнера. Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в обла-

сти предметных средств, продуктами своей деятельности они воздействует на формирование общественного вкуса и эстетической культуры населения. Специальность связана с ее творческим характером и требует нестандартных подходов как к объекту деятельности, так и к процессу его проектирования. Творческая самостоятельность рассматривается автором как важный компонент, характери-------------------------------------------147

зующий профессиональную компетентность сту-дентов-дизайнеров, а ее формирование и развитие является актуальной педагогической задачей. Становится необходимым отбор таких приемов и методов обучения, применение которых дает возможность сделать процесс обучения интересным и максимально результативным.

Современные подходы к системе образования на первое место выдвигают дидактический принцип активности и самостоятельности обучающихся. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение студентами знаний и умений в процессе активной познавательной и практической деятельности. Методы активного обучения несут в себе прогрессивное начало, придают учебному процессу личностно ориентированную направленность, способствуют вовлечению каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность. Так, М.М. Новик считает, что использование в образовательном процессе методов активного обучения позволяет более эффективно воздействовать на качество усвоения материала, поскольку:

• достигается максимальное приближение учебного материала к конкретной практической

или профессиональной деятельности;

• усиливается мотивация обучения.

Многочисленные научные исследования и литературные публикации подтверждают, что в течение последних десятилетий активные методы обучения широко внедрились в образовательный процесс.

Аспектам исследования прогрессивных технологий обучения посвящены работы М.М. Новик,

A.М. Смолкина, В.Н. Кругликова, Н.В. Борисова,

B.Б. Кузова (разработка классификации активных методов обучения), Ю.А. Арутюнова, Г.П. Щедро-вицкого (использование деловых игр в конкретных профессиональных областях), Г.О. Буш, С.К. Саркисов [1] (методы поиска технических решений для использования активизации процесса творческого мышления студентов-архитекторов). Активизация деятельности студентов по средствам включения творчески-поисковых заданий в учебный процесс студентов-дизайнеров, описаны в трудах С.А. Новосёлова. Он научно обосновал и опытно доказал роль подобных заданий в формировании профессионально значимых способностей: развитие творческого потенциала, индивидуальности, творческого почерка, способность генерировать новые идеи, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

В классификации методов активного обучения для вуза А.М. Смолкин выделил имитационные и неимитационные игры, которые соответственно определяют форму занятия: неимитационное или имитационное.

148

К неимитационным методам относятся все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях, при которых активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Занятия с использованием немитационных методов характеризуются отсутствием модели изучаемого процесса или деятельности. К ним относятся: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары.

Занятия, построенные на основе имитационных методов, отличаются наличием модели изучаемого процесса, т. е. происходит имитации индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности. Эта группа методов в свою очередь делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся: проведение деловых игр, игровое проектирование, ситуации инсценирования профессиональной деятельности. К неигровым — анализ конкретных ситуаций, решение профессиональных задач, анализ собственной деятельности.

Учебный курс по дисциплине «Основы производственного мастерства» состоит из практических занятия (модулей), объединенных темой курсовой работы. Практические занятия предполагают групповую и индивидуальную деятельность по решению проблемно-творческих заданий.

Научно доказано, «для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании» (С. Рубинштейн). Мотив учебной деятельности в период обучения в вузе обусловлен необходимостью приобретения профессиональных знаний, умений и навыков. Этапы профессионального подхода к разработке проекта стали основой для организации учебной работы по теме курсовой работы, что позволило погрузить студентов в процесс профессиональной деятельности. Выполняя задачи каждого этапа, студенты имеют возможность прочувствовать значимость каждого, отработать традиционные методы их решения и также сформировать индивидуальные подходы к выполнению деятельности будущего дизайнера. Процесс обучения направлен не столько на получение определенного продукта учебной деятельности, сколько акцентирует внимание на способах деятельности студентов по получению этого продукта. Необходимость актуализации профессиональных этапов работы над проектом изучили А.В. Степанов, С.А. Малахов,

Н.Н. Нечаев [2]. Основываясь на том выводе, что

«профессиональный метод должен стать преимущественной целью деятельности студентов» ими выделены методы активизации обучения: дискуссии, мастер-классы, включение заданий-ситуаций. Включение их в учебный процесс, по мнению ученых, способствуют тому, что «студент сможет самостоятельно прослеживать связь между задачами и условиями и индивидуальным решением», «насытить условиями ту проектную ситуацию, которая будет представлена в расположение нашего студента», студент имеет возможность собственной деятельностью «приобрести качественно новые представления» [2].

Методы активизации обучения, используемые в рамках дисциплины «Основы производственного мастерства» направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в рамках ГОС ВПО, а также творческой самостоятельности как специальной компетенции будущих дизайнеров. В основе методики отбора методов активизации студентов на каждом этапе работы над темой лежит «необходимость в повышении уровня системности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью, наличием ассоциативности и иерархичности» [1]. В соответствии с этими условиями методы активизации обучения в рамках дисциплины «Основы производственного мастерства» можно условно разделить на следующие группы.

1. Методы организации творческой деятельности: мозговой штурм, творческие тренинги, поисковые задания.

2. Методы разрешения сложных проблем: деловые игры, круглый стол, дискуссии.

3. Методы стимулирования и мотивации творческой деятельности: олимпиады, выставки достижений, создание экспертных комиссий.

4. Методы контроля и оценки творческой деятельности: по способу протекания (клаузуры, эски-зирование, семинары); по результату (промежуточный, итоговый просмотры, презентации).

Комплексное использование и взаимопроникновение методов обучения на разных этапах курсовой работы дает возможность применять их в соответствии с различными учебными целями: управления и стимулирования внимания и активности; контроля и демонстрации нового и приобретенного знания; проверки знаний и умений.

С 2009 года кафедра «Дизайн» активно поддерживает связь с благотворительной организацией «Благовест», что позволяет в рамках учебного процесса включить студентов в выполнение реальных заданий социальной направленности, дать прочувствовать результаты своей работы, сформировать навыки взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. За время сотрудничества студенты выполнили проекты по следующим темам:

оформление и подготовка фойе и концертного зала Пензенской филармонии к благотворительному рождественскому концерту в пользу детей-сирот детских учреждений г. Пензы; изготовление подарка для детей детского дома в рамках акции, приуроченной ко Дню защиты детей 1 июня 2009 года (шкатулка-сюрприз); концепция социальной рекламы в рамках конкурса «Жизнь — священный дар» (баннеры, растяжки, реклама в общественном транспорте, листовки); разработка логотипа и рекламной продукции общественной организации «Благовест»; оформление летнего лагеря «Ковчег» для детей-сирот г. Пензы. Включение в учебный процесс тем социально ориентированной направленности автор рассматривает как возможный метод активизации деятельности студентов. Задача включения таких тематик заключается в следующем:

• обеспечить увеличение доли самостоятельного участия студентов в ходе социального проектирования;

• предоставить возможность студентам творческого самовыражения в разработке и реализации социальных проектов

• создать методические условия актуализации профессиональных подходов дизайн-проектирования в учебном проектировании;

• привлечь специалистов в области психологии и педагогики, менеджмента и медицины в процесс разработки социального проекта;

• предоставить возможность студентам использовать опыт делового профессионального взаимодействия.

Социальные темы предусматривают многообразные формы самостоятельной работе студентов:

• составление технического задания, в процессе чего студентам необходимо установить контакты с реальными заказчиками, выяснить цели данной работы, имеющуюся интерьерную ситуацию, наметить проблемы, которые необходимо решить для разработки;

• работу с нормативной и специальной литературой, так как чаще всего темы имеют специфическую направленность, как правило, это вопросы возрастной физиологии, детской психологии или возможные способы адаптации людей с ограниченными возможностями в окружающей среде;

• подбор, анализ и переработку аналогового материла;

• выполнение творчески-поисковых заданий для активизации творческого мышления на стадии выдвижения идеи.

Творчески-поисковое задание (тренинг) «Розовые очки» разработан и внедрен в учебный процесс студентами-дизайнерами на основе идеи профессионального веб-дизайнера Сергея Пронина («Рекламная иллюстрация: креативное восприя-

тие», 2002). Цель — развивать художественно-творческие способности, логическое мышление студентов на основе сравнения и сопоставления характерных особенностей предметов; учить осмысленному подходу к этапам профессиональной деятельности, в частности, к этапу выдвижения идеи.

Методика организации тренинга состоит в следующем. Студентам предлагается для сравнения пара предметов, например: апельсин и коробка; лимон и стул; груша и ваза. В аудитории начинается выделение всех характерных особенностей каждого (форма, цвет, функциональные назначения, строение и т. д.), все записывается на доске в два столбика. Затем обсуждаются вопросы, например, как особенности одного могут проявиться в другом и наоборот, т. е. стул может нести характеристики лимона, в форме лимона можно отразить функции стула. Наиболее сложным этапом для студентов является переход от мысленных, словесных образов к их визуализации. Препятствием на пути появления нового художественного образа, художественных идей выступают зрительный опыт, память, имеющиеся связи между конкретными признаками и образами. Предложенный тренинг активизирует творческое мышление студентов в процессе самостоятельной аудиторной работы, настойчиво и целенаправленно нацеливает на поиск новых идей, оригинальных решений. Как вариант тренинговых заданий — эскиз-поиск индивидуального образа объекта интерьера на основе ассоциаций. Аудитории предлагаются на выбор несколько японских стихотворений или философских выражений, возможны отдельные слова, определяющие человеческие чувства, переживания, состояния души. Перед студентом стоит задача отобразить в художественном образе конструктивные и функциональные особенности реального предмета. Темы для тренингов можно предложить придумать самим студентам, тем самым поддержать атмосферу эмоционального отклика. При этом они должны соотноситься с задачами общей работы.

Работа над социальным проектом завершается просмотром и сопровождается индивидуальной защитой. На этом этапе студенту необходимо не только показать навык владения компьютерной графикой, специальными знаниями в области композиции и цветоведения, эргономики и искусствоведения, но и умение грамотно, логично выстроить свою речь, т. е. оформить ее в форме доклада. Доклад в рамках социальной темы — научное обоснование личной концепции. Для грамотной, убедительной защиты студент вынужден демонстрировать владение научной, профессиональной и нормативной информацией в определенной ситуации. Проведение просмотра позволяют преподавателю провести оценку и контроль теоретических и практических знаний студентов в соревнователь-

ной атмосфере, имитируя профессиональный процесс подачи проекта.

Организованная таким образом учебная работа дает возможность студентам овладеть методами социального взаимодействия; познакомиться с различными методами получения, хранения и переработки информации; освоить методы планирования, организации и контроля самостоятельной деятельности. Учебный процесс в этом случае предусматривает неразрывную связь четырех сторон: содержание темы курсовой работы социальной направленности; деятельность преподавателя определяет пути воздействия на творческое сознание студентов; деятельность студентов преобразует имеющуюся информацию в проектное решение; деятельность организации-партнера направляет, консультирует и корректирует(рисунок).

Организация учебной деятельности с использованием описанных методов активизации деятельности студентов применяется с 2008 года. Для оценки их эффективности в процессе формирования и развития творческой самостоятельности наряду с объективными показателями учебной деятельности (количественная и качественная успеваемость, посещаемость учебных занятий, потеря контингента учащихся) был замерен показатель мотивация творческой деятельности. О данном показателе можно судить по увеличению количества участия студентов в разработке проектов социальной направленности, а также конкурсах различного уровня (таблица).

Организация-партнер

Преподаватель

її

Студент

Процесс учебного проектирования

Результат проектирования (КР социальной направленности)

Модель взаимодействия участников учебного проектирования

Мониторинг тем социальной направленности с участием студентов

Год Количество соцпроек- тов Количество выставок Количество конкурсов

региональ- ных междуна- родных

2008 1 0 0 0

2009 3 1 0 0

2010 4 2 2 1

2011 5 2 2 1

Таким образом, творческая самостоятельность студентов — сложная структура осознанных действий на основе устойчивых мотивов освоения способов и методов самостоятельной деятельности. Раскрытие творческого потенциала, формирование навыков самостоятельной деятельности связано в первую очередь с решением задач эффективности организации учебного процесса. Технология активного обучения — это такая организация учебного процесса, когда студенты в ходе познавательной деятельности вынуждены проявлять творчество, которое предполагает не усвоение «готовых» знаний, а создание собственных решений ситуаций. Развитие творческой самостоятельности иг-

рает важную роль в становлении профессиональной готовности будущего дизайнера.

Список литературы

1. Саркисов, С.К. Основы архитектурной эвристики: учебник / С.К. Саркисов. — М.: Архитектура-С, 2004. — 352 с.

2. Степанов, А.В. Введение в проектирование: учеб. пособие / А.В. Степанов, С.А. Малахов, Н.Н. Нечаев. — М: МАРХИ, 1982. — 136 с.

3. Новоселов, С.А. Технология комплексного развития художественно-творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна / С.А. Новоселов, Л.Е. Шмакова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. — 2008. — № 9(57). — 56 с.

УДК 159.9:37.015 Е.В. Голованова

Московский городской педагогический университет

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

При решении задач образования творческий подход все более вытесняет стандартные методы. Традиционное обучение содержит в основном элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда преподаватель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т. е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности.

Актуальная проблема поиска средств развития мыслительных способностей связана с творческой деятельностью школьников и студентов как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Данной проблеме посвящены работы Т.М. Давыденко, Л.В. Занкова, И.Б. Котовой, А.И. Савенкова и другие, в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.

Современная школа готовит детей, в основном, к исполнительской деятельности, развивая при этом соответствующие способности. А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о «выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика,

равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса» [1], поэтому в научных исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей учащихся занимает значительное место.

Реформирование системы образования невозможно без реализации личностно ориентированного подхода образования на микро- и макроуровнях, позволяющего выработать индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику или студенту и формирующего активную личностную позицию в дальнейшей самостоятельной жизни.

Особое значение в педагогической науке приобрела проблема личности. Во многом это вызвано тем, что с решением данной проблемы связывают возможности обновления педагогической практики. В гуманистических концепциях перестройки системы образования упор делается на повышение внимания к ребенку как личности [2].

В современных условиях личность исследуется в рамках личностно ориентированного подхода, который признает активную природу человека и подразумевает последовательное отношение педагога к личности как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного воздействия.

В основе личностно ориентированного подхода лежат философско-психологические теории личности, утверждающие, что поведение человека есть

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.