Научная статья на тему 'Система педагогических условий развития живописной компетенции будущих дизайнеров'

Система педагогических условий развития живописной компетенции будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖИВОПИСНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMPETENCE APPROACH / ARTISTIC COMPETENCE / SCENIC COMPETENCE / DESIGN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова А. А.

В статье представлены педагогические условия, влияющие на эффективное развитие живописной компетенции у будущих дизайнеров, приведены примеры реализации педагогических условий в образовательном пространстве вуза при подготовке студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF SCENIC COMPETENCE OF FUTURE DESIGNERS

The article introduces pedagogical conditions which influence the effective development of future designers’ scenic competence. There are given examples of pedagogical conditions implementation in the educational environment of the University during training of students-designers.

Текст научной работы на тему «Система педагогических условий развития живописной компетенции будущих дизайнеров»

УДК 378.14

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Удалова А.А.

В статье представлены педагогические условия, влияющие на эффективное развитие живописной компетенции у будущих дизайнеров, приведены примеры реализации педагогических условий в образовательном пространстве вуза при подготовке студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: педагогические условия, компетентностный подход, художественная компетентность, живописная компетенция, дизайн-образование.

PEDAGOGICAL CONDITIONS SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF SCENIC COMPETENCE OF FUTURE DESIGNERS

Udalova A.A.

The article introduces pedagogical conditions which influence the effective development of future designers' scenic competence. There are given examples of pedagogical conditions implementation in the educational environment of the University during training of students-designers.

Keywords: pedagogical conditions, competence approach, artistic competence, scenic competence, design education.

Проблема совершенствования подготовки бакалавра к профессиональной деятельности обусловлена социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. В настоящее время качество профессионального образования связывают с формированием компетенций и компетентности будущего выпускника. В современных исследованиях компетенции ассоциируются с заданными требованиями к образовательной подготовке обучающихся, а компетентность показывает степень их развитости, рассматривается как личностная характеристика обучающегося и проявляется по отношению к определенной профессиональной сфере [2].

Наше исследование направлено на изучение возможностей реализации компетентно-стного подхода в системе художественной подготовки будущих дизайнеров, а также на исследование процесса развития художественных компетенций, в том числе живописной компетенции. Мы определяем художественную компетентность как важнейший компонент общепрофессиональной компетентности дизайнера, выражающийся в готовности и способности к художественной деятельности как совокупность компетенций, важных для преподавания рисунка, живописи и других художественных дисциплин.

Одной из основных составляющих общепрофессиональных художественных компетенций, которыми должен обладать будущий дизайнер, является владение основами академической живописи, приемами работы с цве-

том и цветовыми композициями. Актуальным в профессиональной деятельности дизайнера является не столько овладение живописными свойствами цвета, сколько развитое чувство цвета, колористические навыки и цветовая культура. Овладение этими умениями и способностями возможно в процессе изучения курса живописи, поэтому живописная компетенция является важной частью художественной компетентности дизайнера.

Под живописной компетенцией будущего дизайнера мы понимаем наличие ценностного отношения к живописной деятельности, специальных знаний в области живописи, владение цветовыми, объемно-пространственными, техническими и др. живописными умениями и навыками, эстетическим и композиционно-творческим мышлением, профессионально-коммуникативными способностями, определяющими готовность будущего дизайнера творчески решать художественные задачи.

Разрабатывая содержание живописной компетенции, мы опирались на положения методологии художественной деятельности (А.М. Новиков), поскольку овладение данной компетенцией невозможно без приобретения опыта художественной деятельности.

Структура живописной компетенции включает следующие компоненты:

-ценностный (стремление к развитию живописных умений, интерес и мотивация к живописной деятельности),

-познавательный (знания техники и тех-

нологии, закономерностей и методов живописи),

-преобразовательный (владение техническими, объемно-пространственными, цветовыми умениями),

-эстетический (эстетическое восприятие и композиционно-творческие умения, индивидуальный стиль),

-коммуникативный (готовность к профессиональной коммуникации, оценка и самооценка) [4].

Таким образом, основная цель - развитие живописной компетенции будущих дизайнеров предполагает решение задач, направленных на формирование компонентов живописной компетенции (ценностного, познавательного, преобразовательного, эстетического и коммуникативного) и достигается при соблюдении определенных педагогических условий.

Современная наука трактует термин «педагогические условия» как совокупность факторов, возможностей образовательной среды, влияющих на успешное решение педагогических задач [5]. В теории и практике педагогики выделяют различные виды педагогических условий: организационно-педагогические (факторы, влияющие на управление процессуальным аспектом педагогической системы), психолого-педагогические (факторы, направленные на преобразование личностных характеристик), дидактические (возможности эффективного решения образовательных задач) [3]. Исследователи отмечают, что необходимыми являются те условия, без которых проблема не может быть решена, но их недостаточно, чтобы решить ее наиболее эффективно. Следовательно, достаточными являются те условия, от которых зависит максимально полное решение поставленной проблемы [1]. Применительно к нашему исследованию, одним из существенных педагогических условий является реализация разработанной методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров.

Рассмотрим составляющие модели методической системы развития живописной компетенции. В структуру разработанной модели методической системы включены:

-теоретико-методологический блок, определяющий методологические основы развития живописной компетенции дизайнеров (методология художественной деятельности, а так же деятельностный и компетентностный подходы);

- целевой блок, отражающий цель (развитие живописной компетенции будущего дизайнера) и оказывающий влияние на выбор содержания, форм, методов и средств обучения;

- содержательный блок, включающий структуру живописной компетенции (ценностный, познавательный, преобразовательный, эстетический и коммуникативный компоненты);

- технологический блок, в котором представлены этапы (мотивационно-целевой, опе-рационально-деятельностный, креативно-деятельностный и рефлексивно-обобщающий), а также методы, технологии и формы развития живописной компетенции;

- оценочно-результативный блок, определяющий результаты развития живописной компетенции и представленный уровнями достижения мастерства [4].

Использование разработанной методической системы, построенной на компетентно-стном и деятельностном подходах, а также методологии художественной деятельности является необходимым условием развития живописной компетенции, поскольку предполагает построение, организацию и управление образовательным процессом развития живописной компетенции у будущих дизайнеров.

Кроме этого выделим следующие педагогические условия:

- построение эффективного творческого взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем в учебном процессе;

- опору на индивидуальные живописные способности студента.

Построение эффективного творческого взаимодействия выступает важным условием потому, что именно в учебной среде вуза происходит студенческий обмен ценностями, осуществляется коммуникативное взаимодействие студентов и преподавателей. При эффективном творческом взаимодействии обучающихся в условиях учебного процесса, происходит их личностное развитие, выработка индивидуального художественного стиля, формирование интереса и мотивации к художественной деятельности. В нашем исследовании построение эффективного творческого взаимодействия направлено на развитие ценностного, эстетического и коммуникативного компонентов живописной компетенции. Требованиями при реализации данного условия являются создание эмоционально-комфортной, творческой атмосферы в образовательной среде и отношений профессионального доверия преподавателя и студен-

тов, принятие студента как личности, коммуникативное сотрудничество. Реализация данного условия возможна в процессе проведения открытых текущих и итоговых просмотров живописных работ, участия студентов в коллективных обсуждениях результатов живописной деятельности, организации студенческих выставок работ, использование возможностей современных информационных технологий.

Художественные способности характеризуют индивидуально-психологические особенности, отличающие одного индивида от другого, формируются в художественной деятельности на основе природных задатков и предполагают успешное овладение художественными знаниями, умениями и навыками. Важнейшими свойствами живописных способностей являются: чувство цвета и тона, свойства зрительной памяти, эмоционально-эстетическое восприятие, творческое мышление и др. Для будущих дизайнеров в профессиональной деятельности важны, прежде всего, творческое мышление и индивидуальность, способность выразить ее через определенный авторский стиль.

Опора на развитие индивидуальных живописных способностей и склонностей студента при обучении живописи позволяет компенсировать те качества личности, которые могут неблагоприятно отразиться на развитии живописной компетенции будущего дизайнера.

Педагогические условия дидактического профиля включают:

- установление междисциплинарных связей в процессе обучения живописи с другими учебными дисциплинами;

- организацию самостоятельной работы студентов с учетом опыта изобразительной деятельности (уровень базовой живописной подготовки студента).

Изучение многих понятий живописи эффективнее осуществлять при широком привлечении знаний, приобретенных на других дисциплинах художественного цикла. Такие художественные дисциплины, как рисунок, композиция, история искусств дают основы для успешного овладения живописной компетенцией. Интегрирование дисциплин «Академический рисунок» и «Академическая живопись» осуществляется через следующие компоненты содержания обучения: конструкция и форма, перспектива, тон, пластика, пропорции и др. Ведущими понятиями в междисциплинарном синтезе знаний учебных курсов «Осно-

вы композиции» и «Декоративная живопись» являются «тема», «идея», «образ», «композиция», «законы композиции», «стилизация» и др. Интегрирование дисциплин «История искусств», «Академическая живопись» и «Декоративная живопись» происходит через знания различных эпох развития искусства, стилей, творчества мастеров и т.д. Связующим звеном в установлении междисциплинарных связей является рабочая программа, включающая такие творческие задания, как «Формальная композиция натюрморта», «Разработка эскиза декоративного панно», «Составление авторского портфолио» и др.

Одним из необходимых факторов эффективного развития живописной компетенции является базовая художественная подготовка студентов. В системе многоуровневого обучения изобразительному искусству основы изобразительной грамоты и первоначальные умения обучающиеся получают в художественной школе, на подготовительных курсах при поступлении в вуз. В общеобразовательных школах активно проводится профессиональная ориентация в области дизайна и художественного образования, создаются классы с углубленным изучением специальных предметов: рисунка, живописи и композиции.

Практика показала, что большинство студентов имеют слабую базовую художественную подготовку при поступлении на 1 курс, не имеют системы теоретических знаний в области живописи и находятся на низком уровне развития живописной компетенции. Низкий уровень довузовской подготовки затрудняет эффективное развитие живописной компетенции студентов-дизайнеров. Успешным решением данной проблемы, по нашему мнению, является организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и склонностей студентов, а также организация самостоятельной работы, с целью развития необходимых умений и навыков.

Организация самостоятельной работы студента в процессе обучения живописи предполагает:

- сокращение объема передаваемой преподавателем информации;

- готовность преподавателя к реализации инновационных педагогических технологий;

- высокую мотивацию обучающихся к живописной деятельности и развитию компетенции.

Задания для самостоятельной работы в процессе обучения были структурированы по

уровням: репродуктивные и творческие. Репродуктивный уровень объединяет задания, направленные на углубление теоретических знаний, развитие основных умений и навыков работы с инструментами и материалами, развитие техники живописи. К заданиям этого уровня относим изучение специальной литературы по истории искусства и технологии живописи, выполнение упражнений на развитие техники живописи, копирование работ известных мастеров, посещение художественных выставок. Самостоятельная работа творческого уровня направлена на развитие креативных/творческих способностей и выработку индивидуального стиля. Творческий уровень характеризует задания, требующие исследования, реализации художественного замысла, образной трактовки, разработки композиционного решения, а также выбора материалов и технологий, художественных средств. На этом уровне самостоятельная работа представляет собой сбор материала и разработку композиционных эскизов к творческим работам, пленер.

Опыт практической работы позволяет сделать вывод о том, что использование разработанной методической системы является необходимым условием формирования живописной компетенции у будущих дизайнеров, но для более эффективного развития данного вида компетенции необходимо учитывать индивидуальные способности и личностные характеристики студентов, условия творческого развития, организацию самостоятельной работы и установление междисциплинарных связей. Эти позиции рассматривает комплекс достаточных педагогических условий.

Практика показала, что психолого-педагогические условия: построение эффективного творческого взаимодействия в учебном процессе и опора на индивидуальные способности служат достаточными условиями развития живописной компетенции, так как имеют целью развитие системы ценностей и творческого потенциала личности. Дидактические условия: установление межпредметных связей и организация самостоятельной работы имеют целью, прежде всего развитие самостоятельности, познавательных, преобразовательных и коммуникативных навыков и способностей субъектов образовательного процесса. Таким образом, комплекс достаточных педагогических условий дополняет основное необходимое условие (использование методической системы) и способствует наиболее эффективному развитию всех компонентов (цен-

ностного, познавательного, преобразовательного, эстетического и коммуникативного) живописной компетенции у будущих дизайнеров.

Все педагогические условия взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, так как направлены на повышение живописной компетенции студентов-дизайнеров. Данный комплекс необходимых и достаточных педагогических условий отражает специфику развития живописной компетенции и определяет эффективность ее развития у будущих дизайнеров.

Литературоведение

Список литературы

1. Беликов В.А Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Изд. «Академия естествознания», 2010. 339 с.

2. Введенский В.М. Соотношение деятельности и проектной компетентности специалиста / В.М. Введенский, Т.С. Донникова // Наука. Искусство. Культура. 2014. №4. С. 152-161.

3. Ипполитова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General And Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.

4. Удалова А.А. Специфика развития живописной компетенции у будущих дизайнеров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2016. № 3(43). С. 180-187.

5. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1020-1022.

Об авторе

Удалова Алла Александровна - старший преподаватель кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, allaud2006@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.