Научная статья на тему 'Педагогическая сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера'

Педагогическая сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Оксана Петровна

Статья раскрывает педагогическую сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера в университетском образовании. Автором раскрыты и охарактеризованы компоненты креативного потенциала будущего дизайнера, представлены основополагающие принципы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность развития креативного потенциала будущего дизайнера»

РАЗДЕЛ XII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 378.1

Тарасова Оксана Петровна

Старший преподаватель кафедры дизайна ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», talaris@mail.ru, Оренбург

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Tarasova Oksana Petrovna

The senior teacher of faculty of design, State Educational Establishment Higher Professional Education «Orenburg State University», talaris@mail.ru, Orenburg

PEDAGOGICAL ESSENCE OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE FUTURE DESIGNER

В условиях перманентного преобразования всех сфер жизнедеятельности российского общества для активной, творческой личности возрастает значение социальной свободы, возрождаются ориентации на ценностно-смысловую реализацию индивидуальности и потенциала личности.

Проблема потенциала личности (от латинского potential - возможность, сила) составляет один из приоритетов современных образовательных концепций. В этой связи во многих исследованиях последних лет просматривается устойчивая тенденция изучения вопросов развития профессионального, личностного, творческого, интеллектуального, креативного и других потенциалов будущих специалистов, их познавательно-профессиональных потребностей и интересов, профессиональной и творческой активности, профессионального мышления и компетенций.

Потенциал в отечественной психологии и педагогике первоначально рассматривался в русле идей персонализации, либо в связи с определением конкретных частных потенциалов (Б. М. Бехтерев, П. П. Блонский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.). С середины XX столетия потенциал исследовался преимущественно в аспекте соотношения потенциального и актуального, исходя из научных представлений С. JI. Рубинштейна (Б. Т. Ананьев, Т. И. Артемьев, В. Т. Асеев, М. С. Каган, JI. Д. Кудряшов, Е. Б. Старо-войтенко, и др.). В настоящее время общепризнанно личность человека характеризовать пятью динамическими доминантами (потенциалами), задающими направленность процессу ее развития: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим [1].

В общем смысле потенциал рассматривается как определенная «критическая масса» впечатлений, знаний и опыта деятельности. Потенциал, как

интегральная совокупность личностно-профессиональных качеств, обладает также динамическими свойствами и способен обогащаться, накапливаться, раскрываться и развиваться. По нашему мнению, интенсивное формирование и развитие профессионального потенциала (в т. ч. креативного как его компонента) осуществляется в процесе профессиональной подготовки в вузе, в период накопления знаний, опыта практической деятельности, осознания своих способностей, возможностей и ценностного самоопределения, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие будущего специалиста. Решение этой проблемы составляет один из приоритетов нашего исследования. Данная точка зрения подтверждатся исследованием И. П. Подласого, который считает, что потенциал - это не только то, что дано от природы, но и постоянно индивидуально пополняемая, возобновляемая и совершенствуемая система знаний и умений, характерологических свойств и пр., естественно связанная с личностным и личностно-профессиональным развитием. Вместе с тем считается, что возобнавляемая часть потенциала в значительной степени зависит от самого субъекта.

Современные научные источники трактуют дизайн как «соединение пользы и красоты», «синтез искусства и техники», «всеобщее проектирование», «очеловечивание техники» и пр. [2]. Соответственно, специфика профессиональной деятельности будущего дизайнера состоит в компоновке предмета или объекта по законам и принципам искусства, согласно которым специалист стремиться к единству формы, ясным пропорциям, четкости объемов, гармонии частей, целостности общего эмоционального впечатления. Однако, важны не только красота и индивидуальность вещей, но и то, чтобы они были заботливы, предусмотрительны, в какой-то степени даже нежны и ласковы к своему обладателю, чтобы они, как говорил К. Маркс, «относились к человеку по-человечески».

Объектами профессиональной деятельности дизайнера являются образцы промышленной продукции: различные виды полиграфических изданий, средства транспорта и культурно-бытового назначения (одежда, промышленные изделия и пр.), предметно-пространственные комплексы внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства, парковые ансамбли и пр. Дизайнер, проектируя объекты и их элементы, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей человека, создает комфортную и привлекательную для него среду, облегчает работу и быт, воспитывает эстетический вкус. Требуется, чтобы продукт дизайн-деятельности отличался от предшествующих аналогов необычным решением, приводившим к экономии материала, времени, усилий, места, удобству в обращении.

В этой связи общепрофессиональные качества будущего дизайнера включают ориентацию на индивидуальность и творческую активность, нетрадиционные решения, умения эффективно использовать средства информации, профессиональную эрудированность и активность в освоении нового. Кроме того, дизайнер, как художник и инженер в одном лице

долже быть способен решать не только проектировочные и эксплуатационные вопросы, но обладать специализированными качествами исследователя, производственника, управленца, инструктора. В таких обстоятельствах креативный потенциал становится особенно значимым, поскольку обеспечивает формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера и субъективную потребность личности в профессиональной самореализации и саморазвитии. Таким образом, возрастающие социальные запросы общеста к продукту дизайн-деятельности связываются нами как с необходимостью развития личности будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки в целом, так и с развитием его креативного потенциала.

В изучении феномена креативности первоначально сложилось несколько направлений, базировавшихся на основополагающих идеях У. Даффа: понимание креативности как универсальной творческой способности к дивергентному мышлению; представление о креативности как типе стратегии при решении проблем; интегральные свойства и особенности личности, проявляющиеся в определенных условиях и характеризующиеся различным уровнем и степенью развития.

В отечественной психологии и педагогике начало изучения креативности (от англ. сгеайуШ - способность к творчеству, сотворение, создание, творчес-кость) связано с исследованиями механизмов развития творчества и методов его исследования (В. М. Бехтерев, С. О. Гузенберг, Д. Б. Лезин, Д. Н. Овсяни-ко-Куликовский, А. А. Потребняя, В. В. Савич,), творческого потенциала личности (Д. Б. Богоявленская (1983), А. Л. Гажуйтис, Г. А. Глотова, В. Н. Дружинин (1999,2000), А. М. Матюшкин (1994), В. Ф. Овсянникова, Я. А. Пономарев (1972), С. Л. Рубинштейн (1941), Э. Д. Телегина, Е. Л. Яковлева и др.), поскольку именно в креативности и ее основных показателях выражается динамическая личностная характеристика творчества.

В работах А. П. Воронина, Т. В. Галкиной, В. И. Звягинского, Л. Г. Хус-нутдиновой, Л. И. Щербакова креативность трактуется как «творческость», творческие возможности человека, как устойчивая особенность человеческого индивидуума, обуславливающая способность проявлять социально значимую творческую активность.

В настоящее время в науке сложился ряд направлений исследования креативности: как процесса, как совокупности способностей личности, как продукта деятельности и как черты личности [3]. Одновременно выделен ряд подходов к изучению исследуемого феномена: личностный, предметно-процессуальный, рефлексивный, продуктивно-результативный, социально-управленческий, деятельностный и интегральный.

Научный анализ подходов, предпринятый В. Н. Дружининым [4], позволил определить креативность как ценностно-личностную категорию. Креативность, будучи неотьемлимой чертой человеческой духовности и условием творческого развития личности, составляет важный резерв ее самоактуализации, поскольку проявляется не столько в многооб-

разии имеющихся знаний как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах, сколько восприимчивостью к новым проблемам, открытостью к новым идеям, склонностью изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных, необычных решений жизненных и профессиональных проблем.

Структура креативности как сложного системного образования включает определенные характеристики: мотивационные (интересы, мотивация, творческая позиция), аффективные (эмоциональность, лабильность), интеллектуальные (интуиция, способность к преобразованиям, дивергентность), эстетические (чувство стиля, ассоциативность), коммуникативные (сотрудничество, аккумуляция творческого опыта), качественные (гибкость, оригинальность, вариативность и др.), а также компетентность как уровень владения знаниями. При этом качественные характеристики креативности образуют самостоятельные комплексы, что свидетельствует не только о взаимосвязи потенциальной креативности (креативного потенциала) и актуализации ее в деятельности, но и определенной степени их автономности (Т. А. Барышева, 2005).

В этой связи в структуре профессионального образования специфика и функции профессиональной деятельности будущего дизайнера, особенности профессии с точки зрения студента, его способности и индивидуально-неповторимое содержание креативного потенциала проявляются в совокупности способов и приемов целевого творчества, приемах и формах рефлексии, средствах обеспечения продуктивности своего индивидуального бытия, средствах расширения пространства индивидуальной и социальной жизни, выборе жизненных критериев саморазвития и пр.

Предпринятый нами анализ позволяет уточнить содержание понятия «креативый потенциал будущего дизайнера» как интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью в процессе проектирования творчески решать задачи, связанные с созданием эмоционально и практически значимых новых образов, предметов, объектов, и проявляется в созидательной активности, нестимулируемой творческой продуктивности, оригинальности решения профессиональных задач.

Соответственно, нами выделены и охарактеризованы компоненты креативного потенциала будущего дизайнера: мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный и рефлексивно-творческий.

Мотивационно-целевой компонент характеризует личностное отношение к деятельности, выраженное в ценностных установках, мотивах деятельности, целеполагании. Этот компонент отчетливо проявляется в наличии постоянного (стабильного) интереса к дизайн-деятельности и его динамике, потребности к созиданию, творчеству, оригинальности. Характерное проявление мотивационно-целевого компонента - направленность личности будущего дизайнера на приобретение специальных

знаний, умений и навыков, а также на осознание и развитие своего опыта и его целенаправленное использование в профессиональной деятельности. Конструктивная активность, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, автономность, склонность к риску и лидерству, стремление выполнять задания наилучшим образом -также являются значимыми показателями развитой профессиональной мотивации. Примером может служить стремление будущих дизайнеров к участию в различных конкурсах (товарных знаков, коллекций одежды, дизайна интерьеров и др.), на которых не всегда учитывается уровень профессиональной подготовки конкурсанта (студент может выступать на равных условиях с опытным дизайнером). Следует заметить, что подготовка к подобным испытаниям проходит без участия преподавателей, а результаты часто превосходят работы практикующих дизайнеров отсутствием штампов, сложившихся стереотипов.

Когнитивно-содержательный компонент включает систему методологических (философских, общенаучных, специальнонаучных) и специальных теоретических, проектных, конструкторско-технологических знаний. Данный компонент предполагает формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера, которые характеризуются усвоением содержания целей деятельности, способов ее организации, необходимых для решения проектных творческих задач. В деятельности будущего дизайнера они характеризуются определенными умениями (анализ проектируемого изделия в различных видах дизайна, прогнозирование потребностей общества в разработке и внедрении различных инновационных дизайнерских технологий и продуктов профессиональной деятельности, передача проектной идеи графическими средствами, конструктивное моделирование и проектирование продукта, имеющего прикладную значимость, практическая реализация художественного замысла в объекте).

Рефлексивно-творческий компонент характеризуется осмыслением, самоанализом и самооценкой творческой проектной деятельности, особенностями данных процессов. Они позволяют организовать собственную профессиональную деятельность, выработать на основе личного опыта оптимальные методы и приемы работы, оценить возможности и уровни притязаний в профессиональной деятельности. Соответственно, рефлексивно-творческий компонент ориентирован на самоопределение и самовыражение личности будущего дизайнера в результатах индивидуальной творческой деятельности, которые проявляются в специфике умственных действий, мыслительных логических операций, выборе способов реализации замысла.

Развитие потенциала личности обеспечивается соблюдением определенных требований, в частности принципов сочетания и реорганизации природных (имеющих известные пределы возможного и невозможного) качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности, компенса-

ции одних свойств за счет других, индивидуализации и интеграции качеств личности, противоречивости личностных и внешних условий жизнедеятельности, нравственной опосредованности системы ценностей личности (В. Г. Рындак). В контексте осуществляемого нами исследования, во-первых, указанные принципы являются значимыми и наполняют спецификой профессиональную деятельность будущего дизайнера. Во-вторых, мы полагаем, принципы целеполагания, партнерского взаимодействия участников образовательного процесса, творческой активности, саморазвития и регионализации также являются актуальными и системообразующими.

Общеизвестно, что развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, в результате развития возникает новое качество, состояние объекта - его состава и структуры. Это сложный и противоречивый закономерный процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития, провоцируя тем самым собственное самодвижение [5; 6]. Развитие есть закономерное и направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В результате такого изменения возникает их новое качественное состояние, основой которого выступает диалектическое единство возможного и действительного, потенциального и актуального. Развитие личности, в свою очередь, означает формирование самосознания - осознание человеком собственного «Я». Характерно, что с развитием личности как субъекта познания неизбежно развивается деятельность.

Развитие креативного потенциала будущего дизайнера является необходимым аспектом профессионального образования и обладает рядом процессуальных особенностей: этапность и последовательность (причем каждый новый этап предполагает использование все более совершенных, разнобразных методов и средств, способов осуществления деятельности, отражающихся на внутренних личностных характеристиках будущих дизайнеров и, как следствие, на результатах); количественно-качественные изменения в деятельности: преобразуются процессы целеполагания и планирования, действия и операции, необходимые для оптимального достижения цели, осуществляется постоянная рефлексия ее результатов и своевременная коррекция. В контексте целевого подхода схематично поэтапное развитие креативного потенциала бдущего дизайнера представлено на рисунке 1, где Ц1...Цп - цели развития креативного потенциала будущего дизайнера, А1...Ап - содержание креативного потенциала, Кмц, Ккс, Крт ~ компоненты креативного потенциала будущего дизайнера.

Схема поэтапного развития креативного потенциала будущего дизайнера

Таким образом, креативный потенциал будущего дизайнера понимается нами как интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью в процессе проектирования творчески решать задачи, связанные с созданием значимого нового. Обеспечивается данная готовность приобретением общетеоретических, общехудожественных, специальных технологических, инженерно-технических, организационно-технических знаний и информационно-визуальных, визуально-аналитических, художественно-аналитических, конструктивно-графических, технологических, проективных, инструментальных, организационных и визуально-презентативных умений в соответствии со структурными компонентами креативного потенциала будущего дизайнера. Проявляется креативный потенциал будущего дизайнера в созидательной активности, нестимулируемой творческой продуктивности и оригинальности решения профессиональных задач. Структурные компоненты креативного потенциала будущего дизайнера составляют мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный и рефлексивно-творческий. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера является необходимый аспектом профессионального образования, осуществляется поэтапно, последовательно и сопряжено с количественно-качественными измененими деятельности и ее результатов. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера обеспечивается

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ...

соблюдением принципов целеполагания, партнерского взаимодействия участников образовательного процесса, творческой активности, саморазвития и регионализации.

Библиографический список

1. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина - М.: 1991. - 288 с.

2. Воронов, Н. В. Дизайн: русская версия [Текст] / Под ред. Г. В. Вершинина. Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 224 с.

3. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: Учебное пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский - М.: Академический Проект, 2004. - 2-е изд., испр. и доп. - 560 с.

4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин - СПб.: издательство «Питер», 1999. - 368 с.

5. Кирьякова, А. В. Теория риентации личности в мире ценностей: монография [Текст] / А. В. Карьякова - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с. Издание 2-е переработанное.

6. Образование. Наука. Творчество, Теория и опыт взаимодействия: монография. Научная школа [Текст] / Под общ. ред. В. Г. Рындак; Уральское отделение РАО. - Екатеринбург, - Оренбург: Орлит - А, 2002. - 352 с.

УДК 378.048.2

Котляров Иван Дмитриевич

Доцент Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, ivan.kotliarov@mail.ru, Санкт-Петербург

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА АСПИРАНТАМ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Kotlyarov Ivan Dmitrievich

Senior lecturer of the Northwest institute of the press of the St.-Petersburg state university of technology and design, ivan.kotliarov@mail.ru, St.-Petersburg

ON IMPROVEMENTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO POST-GRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL AND ECONOMIC COLLEGES

Владение иностранным языком включает в себя два компонента: пассивный (умение понимать и переводить письменные и устные тексты на иностранном языке) и активный (владение навыками устной и пись-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.