Научная статья на тему 'Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности'

Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будникова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. БУДНИКОВА курский государственный

УНИВЕРСИТЕТ

Социально-экономические изменения, происходящие в российском образовании, порождают ситуацию, в которой актуализируются новые требования к личности и качеству профессиональной подготовки будущих специалистов - педагогов. Необходимость совершенствования процесса подготовки педагогических кадров связана с расширением профессиональных функций педагога, реализуемых в системе начального и среднего профессионального образования. В этой связи, предметом нашего исследования явилось изучение особенностей развития художественной культуры будущих педагогов профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» (специализация - художественное проектирование и конструирование швейных изделий).

Практика показывает, что эффективное развитие художественной культуры студентов происходит не только в учебном процессе при изучении специальных дисциплин, но и при освоении дополнительных специальных программ «История костюма и моды», «Конструирование и моделирование одежды!», «Художественная обработка материалов», «Театр моды», «Имидж и культура одежды и др. Причем предлагаемые программы обучения на курсах и в театре не являются обязательными и не ограничиваются рамками одной специальности. Сутью профессионального обучения для студентов-дизайнеров является постижение процессов созидательной деятельности человека, закономерностей общения и способов управления индивидом и группой, приобщение к компоненту формирования научного представления об окружающем мире, а также проектирование материальных объектов.

Содержание знаний, которыми должен владеть педагог-дизайнер достаточно объемно: общетеоретические, общехудожественные, специальнотехнологические, инженерно-технические, экономические, педагогические и психологический блоки. В процессе художественной деятельности будущий педагог приобретает навыки профессионального дизайнера: способность

выдвигать идеи, разрабатывать конструкции, композиции, переносить эскизы в материал, т.е. технологически грамотно выполнять проектируемое изделие. Задача дизайнера не только проектировать и воплощать проект в материал, но и формировать вкусы окружающих, их культуру.

Нами разработана модель развития художественной культуры в структуре профессиональной подготовки (рис.1), раскрывающая этапы творческого процесса при создании моделей и коллекций.

Рис. I. Художественная культура в структуре профессиональной деятельности

Искусство костюма, находится в пограничной зоне искусства, науки и техники, и представляет собой интегративную область знаний, которую можно разделить на определенные циклы дисциплин, включающие в себя отдельные узловые вопросы. Проработка образовательных курсов отраслевой подготовки осуществляется в форме проектной деятельности, под которой можно понимать целенаправленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате - созданию коллекции, с подбором как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков.

Умение подготовить ученика, способного конкурировать на рынке идей и новейших технологий, возможно только при высоком уровне развития художественной культуры. Художественная культура педагога-дизайнера подразделяется на ряд специфических видов деятельности. Она включает в себя художественную деятельность как умение художественными средствами реализовать идею, проектную деятельность - умение моделировать ситуации и создавать модели предполагаемых объектов, технологическую деятельность -владение различными видами технологических приёмов и материализации идеи или проекта и психолого-педагогическую деятельность, посредством которой, передаются традиционные приёмы, знания и навыки.

Субъектами педагогической дизайнерской деятельности выступают как студенты, так и преподаватели, объектом - изделие, костюм.

Обучение включает в себя систему профессиональных знаний, умений, навыков в сфере дизайна костюма: теоретические основы, положения и современные методы дизайнерского проектирования; тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды; пластические и конструктивные свойства материалов, содержание и методику организации и проведения профессиональной подготовки специалистов для дизайна. Воспитание направлено на формирование профессионально значимых качеств личности через нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и т. д. воспитание.

Профессиональная, психологопедагогическая деятельность

Рис. 2 Педагогическая деятельность в области дизайна костюма

Развитие подразумевает формирование профессионального мышления и профессиональной памяти, психическое развитие личности, затрагивая сенсорную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы. Основными функциями являются:

• проектирование, т.е. планирование учебного процесса: осуществление учебно-методической деятельности в учебных заведениях, организациях, на предприятиях;

• организация проведения учебных занятий, управление коллективом вне занятий: разработка комплекса учебно-методической документации (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы дисциплин, пособия, рекомендации);

• гностическая - определение психологических характеристик учащихся: темперамент, способности; коррекция психического развития;

• технологическая (производственно-технологическая) функция -владение технологиями разработки дизайнерских проектов;

• коммуникативная - активизация общения в социокультурном пространстве.

Состав студенческих групп, в которых проводились исследования, имеет разноуровневую подготовку. Выявлены три уровня технологической подготовки. 1 - студенты-специалисты, имеющие рабочий разряд швеи не ниже 4, (окончившие техникумы, лицеи, училища); 2 - студенты, закончившие

спецшколы: художественные, технические; 3 - студенты, получившие

образование в средних общеобразовательных учреждениях и изучавшие технологию и художественный труд. Каждая из групп имеет свои характеристики.

Объект -костюм Субъект - студент

Субъект -пре п одав атель

Первая - состоит из студентов - специалистов по пошиву швейных изделий (рабочие разряды «Швея» от 4 до 6); вторая - включает 20 % специалистов; третья группа сформирована из выпускников городских и сельских средних общеобразовательных учреждений.

Рис. 3 Функции педагогической деятельности в дизайне костюма

Третья группа является по своему составу достаточно сложной, так как процент технологической подготовленности студентов на момент поступления в вуз был различным, в зависимости от характера образовательного учреждения. Многие вьпгускники сельских школ не имели подготовки по технологии изготовления швейных изделий, так как технологическая подготовка велась по направлению «сельскохозяйственный труд». В муншгипальных образовательных учреждениях технологическая подготовка осуществляется до 9 класса, затем идет «специализация» в учебных комбинатах по различным рабочим профессиям: секретарь - машинистка, конфетчик, оператор ПВМ, швея и др. Таким образом, и среди выпускников школ выявляются различные уровни подготовки, уже в силу того, что программы по технологической подготовке различны. Степень художественной подготовленности студентов начального курса определяется способностями, но не навыками и умениями.

Строить процесс обучения невозможно без целого ряда пропедевтических курсов, включающих в себя дисциплины классического художественного цикла: рисунок, живопись, формообразование и др. С этой целью нами была

разработана программа развития художественной культуры студентов, объединившая дисциплины и спецкурсы, распределяющиеся по годам следующим образом. На первом курсе изучается дисциплина «Имидж и культура одежды». На второй год обучения в программу развития включен учебный курс «История костюма и моды», имеющий не только теоретическую, но и практическую направленность. Содержание дисциплины «Художественная обработка материала», изучаемая на третьем курсе, способствует росту профессиональных умений и навыков в сфере декоративного оформления костюма. Измерения, осуществляющиеся на четвертом курсе, базируются на основе спецдисциплин по конструированию и моделированию изделий сложных форм, позволяют отметить значительное повышение уровня художественной культуры студентов. Пятый курс предполагает диагностику динамики роста посредством оценивания знаний, умений и навыков в рамках курса дисциплины специализации «Дизайн костюма».

Следует отметить, что на протяжении исследуемого периода экспериментальная группа параллельно с изучением вышеперечисленных дисциплин занималась по спецкурсу «Театр моды» и принимала непосредственное участие в его деятельности.

В соответствии с образовательным стандартом нами был разработан для студентов 1 года обучения учебный курс в рамках дисциплины «Практикум по профессии» «Имидж и культура одежды». Содержание программы позволяет студентам понять, что кроме внешнего вида важна и так называемая коммуникативная механика, требующая знаний законов общения и умений красиво их применять.

Необходимость данного курса объясняется значимостью этикета в жизни делового человека, которую трудно переоценить. Имидж приобретает оттенок личного обаяния, когда соблюдаются правила хорошего тона. Презентация внешности становиться средством повышения нашей значимости в коллективе и обществе.

Особенностью курса является его практическая направленность. Его реализация в рамках «Практикума по профессии» способствует как повышению художественной культуры личности, так и формированию профессиональноориентированных умений и навыков. Студенты учатся анализировать законы социального восприятия и взаимопонимания (как формируется первое впечатление, какую роль играет костюм в поведении), выявлять специфику индивидуального имиджа, применять на практике знания «языка одежды» и этикетных норм (как совокупности специальных приёмов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание статусов).

Спецкурс «Имидж и культура одежды» содержит базовые основы, на которые опирается преподаватель в развитии у студентов художественной культуры. Они включают в себя целостное представление о роли и месте имиджа в современной культуре, изучение действенности костюма как средства коммуникации, формирование представлений о специфике современной культуры повседневности. Важным аспектом также является

систематизация и углубление знаний студентов по предмету с целью активного применения приобретенных навыков в практической деятельности.

Знание этикетных норм и следование правилам хорошего тона позитивно влияет на формирование имиджа человека. Возникает потребность в изучении и реализации имиджа как системы знаков и форм регулирования человеческого общения, получения практических рекомендаций по созданию костюма и имиджа, которые берут свое начало в работе со специальной литературой, подборе и систематизации материала. Таким образом, предварительная теоретическая работа является базой для дальнейшей деятельности.

Для достижения максимальной эффективности поставленных целей в рабочую программу были включены курс лекций и лабораторно-практические занятия. Использование различных технологических приемов и методов композиционных решений по созданию имиджа позволило будущим педагогам профессионального обучения отрасли «Дизайн» с наилучшим результатом решать поставленные творческие задачи. Изложение курса рассчитано на большой объем самостоятельной работы студентов: подбор специальной литературы, иллюстративного и графического материала; эскизирование; создание образа моделей с учетом современных технологий и требований; составление технологических карт, инструкций, схем по имиджу определенного типа.

Практическая направленность курса учитывает особенности костюма как средства коммуникации через изучение семантики и символики цвета, законов зрительных иллюзий, в том числе и иллюзий психологического отвлечения. Согласно предложенной модели, определяющей место художественной культуры в структуре профессиональной деятельности дизайнера, рассматриваемый нами курс играет важную роль в становлении будущего специалиста. Важнейшими составляющими являются:

• художественная деятельность, способствующая развитию графических навыков при выполнении зарисовок фигур человека, символов и знаков, используемых при создании художественных образов, выполнение эскизов моделей одежды, обуви, аксессуаров и их соответствие интерьеру, архитектуре;

• проектная деятельность, проявляющаяся в разработке коллективной коллекции, поиске исходной формы цвета, цвета, выполнении развертки, макета;

• технологическая деятельность, предполагающая выполнение пробной коллекции в простейшем материале - бумаге, т. е. студент из данного материала различными способами: жатка, гофре, оригами и т. п. выполняет коллекцию в натуральную величину, используя в качестве манекенщиков себя и своих

сокурсников независимо от их физических параметров;

• психолого-педагогическая деятельность, направленная на исследование личности-носителя костюма (психологической комфортности в одежде, диагностике личности по костюму, определении соответствия характера и манеры одеваться, а также в умении работать в разноуровневом коллективе над решением единой задачи по созданию коллекций.

• анализ ошибок, недочетов, включающий в себя просмотр возможных вариантов исправления и корректировки созданныгх моделей. Необходимо отметить положительные стороны деятельности студентов по всем сегментам, характеризующим художественную культуру.

На втором курсе в рамках программы развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности изучается дисциплина «История костюма и моды». В соответствии с разработанной моделью художественной культуры в сфере профессиональной деятельности мы рассматриваем художественную деятельность через эскизирование фрагментов и моделей исторического костюма, дизайнерскую и технологическую деятельность к реализации проекта реконструкции костюма (по выбору студента) любой исторической эпохи. Форма контроля проходит в виде представленного к защите макета костюма, где раскрываются стиль эпохи, крой костюма, его силуэт и колористика, особенности ношения и элементы поведенческого этикета. Последняя составляющая, наряду с оцениванием (как преподавателем, так и самим студентом), это психолого-педагогическая деятельность, включающая в себя подбор материала, теоретическую обработку сведений, публичное выступление в группе.

Третий год обучения позволяет выстраивать процесс развития художественной культуры студентов через реализацию программы

«Художественная обработка материалов». Студенты, обучающиеся по предложенной программе, осуществляют все выявленные нами и показанные в схеме-спирали виды деятельности: от вытдвижения идеи к созданию вещи через проектную и технологическую деятельность. Красота и гармония созданныгх изделий осуществляет эстетическую функцию вещи и носит воспитательный характер.

В программе развития художественной культуры студентов четвертый год обучения представлен дисциплинами специализации: «Конструирование» и «Моделирование одежды». Через изучение основ конструктивного

моделирования рассмотрен этап развития художественной культуры в структуре профессиональной деятельности. Выщвижение идеи и работа с источниками творчества, каковыми являются элементы живой природы, окружающего предметного мира, исторический костюм посредством стилизации и трансформации образа, совершенствование графических навыков

характеризуют художественную деятельность студентов в сфере дизайна костюма.

Затем по утвержденному эскизу выполняется базовый чертеж и корректируется конструкция модели. Посредством определения формы на макете осуществляется проектная деятельность. Поиски конструкции наиболее выразительной формы требуют вариативности моделей. Тем самыпм сквозь стилистику художественного образа идет процесс проектирования коллекции. Технологическая деятельность направлена на изготовление предложенной конструкции в материале.

Участие в творческой работе позволяет студенту убедиться в правильности выбора профессии, перейти от репродуктивного «поглощения» материала к осознанному накоплению знаний, получаемых в процессе обучения, овладеть

специальными умениями и навыками решения нетрадиционных задач, по созданию «нового» в искусстве костюма.

Средствами развития художественной культуры студентов могут быть спецкурсы, например, «Театр моды», взаимодополняющий различные виды искусств: дизайн костюма, театр, хореографию, музыку и позволяющий наиболее полно раскрыться творческой личности.

Студент в процессе обучения под руководством преподавателя становится специалистом, создавая как отдельные модели, так и коллекции. Специфика участия в конкурсах с независимой экспертной оценкой жюри помогает сделать данный процесс более адекватныш современным требованиям.

Участниками театра являются студенты, обучающиеся на всех курсах специальностей: «Технология и предпринимательство», «Профессиональное

обучение (дизайн)», «Дизайн костюма». Целью создания и функционирования данного театра является проблема развития художественной культуры студентов, включающая в себя художественную, дизайнерскую (проектную), психолого-педагогическую и технологическую деятельности.

При подготовке коллекций к конкурсам важнейшими задачами, стоящими перед студентами в дизайне костюма являются:

• новизна предлагаемой формы;

• новизна используемого материала;

• новизна разработанной конструкции;

• новизна колористики и декора;

• новизна применяемые технологий;

• опережение времени (предложение новыгх символов).

Необходимость их учета в период подготовки коллекции к показу на публике вносит множество конструктивные: ограничений в процесс творчества. Реализация программы спецкурса «Театр моды» предполагает открытость и многофункциональность: каждый из участников может себя реализовать и как художник и как портной и как манекенщик - демонстратор одежды.

Конкурсы различных уровней способствуют выявлению талантливых студентов, стимулированию их творческого роста и профессиональной адаптации в современных условиях, обмену опытом, повышению значимости и престижа профессии. Любой конкурс, проводимый в несколько этапов (эскизный (чаще заочный тур); макетный с предварительным показом моделей одежды и ее дополнений; демонстрационный, включающий сценарий показа, музыкальное сопровождение и хореографию), позволяет выявить все уровни подготовленности, профессионализма будущих модельеров и определить тенденции развития моды в костюме. Характерно, что студенты, осуществляя творческие проекты, опираются не только на европейский «стандарт», но и активно преломляют современные тенденции моды к региональныш особенностям. Мода каждого города, края является составной частью его культуры, отражением времени и автор той или иной коллекции -проводник культуры.

Помимо того, что студенты проектируют костюмы, они же разрабатывают сценарии показов, подбирают музыкальное сопровождение. Важно не только технологически грамотно изготовить изделия, но и суметь их преподнести:

показать работу конструкции модели в движении, пластику материала, цветовые нюансы. Театр моды есть художественный синтез хореографического, режиссерского и архитектонического творчества в динамике.

Таким образом, специфика дизайнерской деятельности заключается в том, что она полифункциональна и интегративна: полифункциональность

отражается в разнообразии видов и типов профессиональной деятельности: психолого-педагогическая деятельность (обучение, развитие, воспитание, общение, коррекция деятельности субъектов педагогического процесса); трудовая деятельность (производственно-педагогическая практика); инженерная деятельность (конструкторско-графическая, моделирующая); проектная деятельность (исследователь-ско-проектировочная); интегративность является отражением системности профессиональных знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных качеств, необходимых для реализации продуктивной технологической деятельности. Основой художественной деятельности является индивидуальный творческий стиль как способность к созданию нового, оригинального. Именно он является ключевой характеристикой профессиональной деятельности педагога-дизайнера. Особенностями такого стиля, на наш взгляд, являются: высокий уровень сформированности художественной культуры, нетрадиционный подход к решению профессиональных задач, высокая мотивация к успеху, развитое образное мышление, способности к художественному творчеству и проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.