Научная статья на тему 'Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза: общие положения'

Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза: общие положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречухина Мария Андреевна

Целью статьи является анализ места и значения свободы совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Предмет статьи правовое регулирование отношений, связанных с защитой свободы совести и вероисповедания в Европейском Союзе, в первую очередь, под углом взаимодействия Союза с третьими странами. При написании статьи были задействованы системный и историко-правовой методы. По итогам проведенного анализа в статье представлены выводы об основных проблемах, отмечаемых Союзом в вопросе обеспечения свободы совести и вероисповедания за его пределами, и его вкладе в их разрешение на международной арене. Тема настоящего исследования ранее не попадала в поле зрения отечественных правоведов. Однако ее рассмотрение может быть полезно в построении международных отношений с Европейским Союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза: общие положения»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Гречухина Мария Андреевна

Соискатель кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного

университета имени О. Е. Кутафина E-mail: M. Grechukhina@rospravo.ru

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация.

Целью статьи является анализ места и значения свободы совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза.

Предмет статьи — правовое регулирование отношений, связанных с защитой свободы совести и вероисповедания в Европейском Союзе, в первую очередь, под углом взаимодействия Союза с третьими странами. При написании статьи были задействованы системный и историко-правовой методы.

По итогам проведенного анализа в статье представлены выводы об основных проблемах, отмечаемых Союзом в вопросе обеспечения свободы совести и вероисповедания за его пределами, и его вкладе в их разрешение на международной арене.

Тема настоящего исследования ранее не попадала в поле зрения отечественных правоведов. Однако ее рассмотрение может быть полезно в построении международных отношений с Европейским Союзом.

Ключевые слова: международное право, право Европейского Союза, права человека, свобода совести и вероисповедания, внешнеполитическая деятельность Европейского Союза.

Grechukhina Maria A.

Postgraduate student of the Chair of Integration and European law of the Kutafin Moscow State Law University E-mail: M. Grechukhina@rospravo.ru

FREEDOM OF RELIGION OR BELIEF IN THE EUROPEAN UNION'S EXTERNAL ACTION: GENERAL PROVISIONS

Abstract.

The aim of the article is to analyze the substance and significance of the freedom of religion or belief (FoRB) in the European Union's External Action.

Legal regulation of the correspondent relationships aimed at the freedom protection, primarily from the angle of the EU — third countries cooperation, is the subject of the article. The article is based on systematic and historic methods.

The analysis results in conclusions on the main problems with the FoRB securing outside the EU to which the European Union gives notice and its contribution to finding resolution on the international stage.

The theme of the survey has not previously been reviewed by Russian legal scholars. However, it can be helpful regarding international cooperation building with the European Union.

Key words: International law, the European Union law, human rights, freedom of religion or belief, the European Union's external action.

Одним из общепризнанных фундаментальных прав человека является право на свободу мысли, совести и вероисповедания (далее в тексте статьи — «свобода совести»). В быстро меняющихся и постоянно усложняющихся условиях современного мира поиск и поддержание баланса интересов носителей различных убеждений становится все более непростой задачей, с которой приходится сталкиваться каждому участнику международных отношений и каждому субъекту международного права. Спектр проблем, связанных с названной свободой, чрезвычайно широк в различных регионах мира: от прямой дискриминации и преследований на почве определенных убеждений до злоупотреблений соответствующей свободой, приводящих к нарушению прав лиц, не разделяющих тех или иных воззрений, защищаемых в рамках обеспечения свободы совести.

Европейский Союз и как субъект международного права, и как один из наиболее значимых игроков на международной арене не может оставаться в стороне от разрешения обозначенных проблем. Как гласит ст. 2 Договора о Европейском Союзе1 (далее в тексте статьи — ДЕС), Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, равенства, и соблюдения прав человека. Выражая свою приверженность таким ценностям, ЕС выступает за их реальную защиту, что требует разработки конкретных правовых и основанных на международном праве дипломатических инструментов. Итак, в настоящей статье предлагается проанализировать место защиты свободы сове-

сти во внешнеполитической деятельности Европейского Союза.

Данная тема имеет два измерения: правовое и политико-дипломатическое. Ее актуальность в обоих аспектах обусловлена острой необходимостью поддержания мира и правового порядка, предотвращения дискриминации, розни и насилия, связанных с вопросами свободы совести. О том же, что такие вопросы приобретают все более сложный и комплексный характер, свидетельствуют как судебная практика2, так и практика международных отношений, которая будет затронута в следующей части этого исследования.

Начиная рассмотрение обозначенной темы, определим, в первую очередь, место свободы совести в правовом пространстве Европейского Союза. Для этой цели в контексте данной работы не станем предлагать подробную подборку актов Союза, регулирующих различные аспекты свободы совести и связанные с ней вопросы. Обратим сейчас внимание на основные документы, которые затрагивают предмет нашего исследования. Как уже было отмечено, нормы ДЕС устанавливают, что одной из ценностей, на которых основан ЕС, является соблюдение прав человека. Ст. 10 Хартии Европейского Союза об основных правах3 закрепляет свободу мысли, совести и вероисповедания. Оба указанных документа обладают прямым действием, следовательно, наделяют правами и обязанностями непосредственно любых лиц в рамках юрисдикции ЕС.4 Несложно сделать вывод о том, что в Европейском Союзе этой свободе на ряду с другими внимание уделяется на уровне

1 Treaty on European Union // OJ C326, 26.10.2012, p. 13-390.

2 Murdoch J. Protecting the right to freedom of thought, conscience and religion under the European Convention on Human Rights.— Council of Europe, Strasbourg, 2012.— P. 12.

3 Хартия Европейского Союза об основных првах // Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского Договора с комментариями / Под ред. С. Ю. Кашкина.— М.: Инфра-М., 2011.

4 Четвериков А.О. Законодательство и правовые акты Европеиского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 года // Lex Russica (Научные труды МГЮА).— 2008.— № 6. С. 1545.

первичного права несмотря на то, что государства-члены ЕС являются участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.5 (Европейской конвенции по правам человека).

Перейдем к анализу значения защиты и продвижения свободы совести во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Свою деятельность на международной арене Союз осуществляет исходя из принципов, которые легли в основу его создания, и стремится к их продвижению во всем мире, как это предусмотрено п. 1 ст. 21 ДЕС.

Более подробно этот аспект внешнеполитической деятельности Союза отражен в документе «Руководящие принципы ЕС по продвижению и защите свободы вероисповедания и убеждений»6 (далее в тексте статьи — «Руководящие принципы», «Принципы») от 24 июня 2013 г. Принятием этого документа Союз подтвердил свою приверженность принципам универсальности, неделимости, взаимосвязи и взаимозависимости прав человека, выражая готовность отстаивать свободу совести и вероисповедания в своих отношениях с третьими странами и международными организациями и бороться с ее нарушениями. «Принципы» разработаны, чтобы обеспечить должностных лиц ЕС ясным практическим руководством на случаи необходимости участвовать в предотвращении посягательств на свободу совести и анализе допущенных нарушений, а также эффективно на них реагировать.

Рассмотрим «Руководящие принципы» подробнее. Документ состоит из двух частей: вводной и непосредственно руководящих принципов предпринимаемых действий. Кроме того, он снабжен Приложением, в котором приводятся международные документы (универсальные и региональные, обладающие обязательной юридической силой и носящие рекомендательный характер) с указанием релевантных статей,

на которые ссылается и которыми может также руководствоваться ЕС в своем взаимодействии с третьими странами.

Введение раскрывает обоснование принятия «Руководящих принципов», цели и сферу действия документа и определения. Так как в отношении цели и сферы действия к уже сказанному выше что-либо добавить не удастся, остановимся на определениях. В этом разделе авторы «Принципов» представляют свой анализ норм статей 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1976 г. В «Руководящих принципах» отмечается, что свобода совести имеет две составляющих:

• свободу воспринимать, придерживаться, менять убеждения, отказываться от них или не придерживаться каких-либо убеждений (что трудно себе представить в реальной жизни, однако международное право со всей очевидностью не пренебрегает и защитой такого рода «нигилизма»);

• свободу исповедовать (вероятно, в понимании этого слова есть место для дискуссии, суть же второго компонента свободы совести состоит в проявлении каких-либо убеждений в различных внешних формах) религиозные или иные убеждения индивидуально или совместно с другими лицами как в частном порядке, так и публично, посредством богослужений, обрядов, практики и учения.

Права, включенные в первую составляющую, абсолютны и ограничениям не подлежат. Во вторую — могут быть ограничены в строго установленном законом порядке только в целях защиты общественной безопасности и порядка, а также охраны общественного здоровья и нравственности на основах недискриминации и пропорциональности предпринимаемой меры ограничения ее законной цели.

5 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ.— 2001.— № 2.

6 EU Guidelines on the promotion and protection of freedom of religion or belief // Council of the European Union, Brussels, 24 June 2013. https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/guidelines_death_penalty_st08416_en.pdf (дата последнего обращения: 20.06.2018 г.)

Несложно заметить, что такое регулирование вписывается в стандартную для европейской правовой традиции схему разрешенных, то есть оправданных, ограничений прав.

В сферу действия «Принципов» входят как религиозные, так и нерелигиозные убеждения: теистические, нетеистические и атеистические. В целом отмечается, что понятия «религия» и «убеждения» должны толковаться широко, не подвергаясь ограничениям, основанным на традиционном характере или сходстве (наличии институциональных черт) с религиями и убеждениями, которые воспринимаются как традиционные.

Учитывая особую цель документа — служить правовым путеводителем в пространстве дипломатии и внешней политики, отдельно упоминается такой чувствительный в международном праве (в первую очередь, конечно, в праве прав человека и гуманитарном праве) и международных отношениях вопрос, как права религиозных меньшинств. Полагаем, что религии меньшинств неслучайно выделены в поле действия «Руководящих принципов»: в контексте много-национальности религиозная принадлежность часто становится важнейшим маркером идентичности для представителей некоторых, особенно немногочисленных, народов. Дискриминация на религиозной почве одновременно лишает их права ее сохранить.

Очертив сферу применения документа, определим, на каких базовых принципах, в каких именно сферах и что конкретно предпринимает ЕС в поставленных целях продвижения демократии и равенства и борьбы с дискриминаций. Для этого обратимся ко второй его части, непосредственно руководящим принципам предпринимаемых действий, где и найдем ответы на предложенные для выяснения вопросы.

Согласно положениям анализируемого документа деятельность ЕС по защите свободы совести и вероисповедания основывается на следующих принципах:

• универсальном характере данной свободы: правом на эту свободу обладают все и повсеместно вне зависимости от содержания их убеждений7;

• право на свободу совести является индивидуальным, но может осуществляться также и в сообществе и, таким образом, имеет коллективный аспект: этот принцип предполагает помимо защиты прав индивидов охрану прав сообществ, основанных на приверженности определенным убеждениям;

• первостепенной роли государств в обеспечении свободы совести: государства несут обязанность по защите любых лиц на их территории и под их юрисдикцией — в их правовых системах должны быть предусмотрены эффективные средства правовой защиты, а также должно быть обеспечено их корректное применение на практике, включая превентивные меры и установление ответственности за нарушение данной свободы;

• взаимосвязи с защитой других прав человека и другими руководящими принципами ЕС в этой сфере: неделимость прав человека и их взаимная связь между собой очевидны, однако в раскрытии этого принципа есть момент, о котором следует отдельно упомянуть — категорическое осуждение ЕС использования каких-либо убеждений для оправдания нарушений прав человека (как отмечается в «Принципах», такие нарушения часто касаются, например, прав женщин и лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам).

Далее в «Руководящих принципах» приводятся аспекты, которым ЕС уделяет наибольшее внимание, признавая равную их важность.

7 Полагаем, здесь требуется оговорка: такая формулировка принципа универсального характера свободы в общем виде совсем не означает, что она вообще ничем не ограничена. Напротив, как отмечено выше, право исповедовать убеждения вполне может быть ограничено на законных основаниях в целях защиты прав и свобод других лиц.

Насилие. В данном вопросе обеспокоенность ЕС вызывает применение насилия в различных видах на почве каких-либо убеждений. Субъектами такого рода нарушений свободы совести (а смотря по тому, в чем именно выражается конкретное насильственное действие, они также могут представлять собой и другие правонарушения) могут выступать как уполномоченные государством, так и частные лица, а их основой являться как действительные или предполагаемые убеждения потерпевшего лица, так и идеологические или иные установки нарушителя.

В этой связи ЕС:

Публично осуждает такие грубые нарушения свободы совести и не исключает применения прочих санкций.

Требует немедленного призвания нарушителей к ответственности и проведения соответствующих судебных разбирательств.

Всецело поддерживает придание огласке государственными и другими влиятельными общественными деятелями случаев таких нарушений, особенно если официальные лица замалчивают или поддерживают агрессию против физических лиц, сообществ, а также их имущества.

Наоборот, выражает протест против распространения со стороны государственных деятелей и иных влиятельных лиц подстрекательской информации в отношении носителей определенных убеждений и в особенности против призывов к насилию и против его оправдания. При осуществлении международных контактов ЕС намерен требовать в этой связи принятия национальных законов, запрещающих публичное оправдание религиозной розни, проявляющееся в подстрекательстве к дискриминации, вражде или насилию.

Резко осуждает насилие над женщинами и девушками, включая совершаемое под предлогом религиозных предписаний и традиций (например, ранние и насильственно заключаемые браки и «убийства во имя чести»), равно как и любое насилие

на почве гендерной идентичности. В борьбе с подобными проявлениями ЕС продвигает различные инициативы, включая законодательные, по криминализации и предотвращению таких деяний.

Свобода слова. Как справедливо замечено в «Принципах», свобода совести и свобода слова взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимно необходимы для полноценного осуществления каждой из них. Действительно невозможно представить свободу совести лишенной такого аспекта как, возможность приверженцев тех или иных убеждений их разъяснять и распространять. А о свободе слова вряд ли вообще пойдет речь, если возникнут табуированные темы, в частности вопросы, связанные со свободой совести.

Однако в документе констатируется, что на публикации и распространение информации, посвященной религиозным и другим убеждениям, как в печати, так и в Интернет-пространстве, нередко накладываются ограничения и цензура.

В этом отношении в «Принципах» рассматриваются две ситуации: когда высказывания о тех или иных убеждениях воспринимаются как оскорбительные в такой мере, что они могут привести к насилию; и когда свобода слова ограничивается во имя определенных убеждений.

В первом случае, если критическое высказывание представляет собой призыв к розни или насилию или их оправдывает, ЕС его решительно осуждает и настаивает на проведении расследования и судебного разбирательства при независимом и беспристрастном суде. В обратной же ситуации — если высказывание ничего подобного не содержит — ЕС противодействует любой попытке криминализации такого рода высказываний и выступает с заявлениями против любого насилия, которое может быть ими спровоцировано. Кроме того, Европейский Союз выступает за развитие диалога и напоминает о том, что в этих целях все средства передачи информации могут быть задействованы как

для критики, так и для защиты (ответа на критику) убеждений.

Ограничения свободы слова в целях защиты определенных убеждений (второй случай, затронутый в «Принципах») в некоторых регионах мира являются гораздо более серьезной проблемой, чем может показаться, и, соответственно, требует продуманной и сбалансированной реакции во внешнеполитических отношениях. По данному вопросу ЕС напоминает, что свободное распространение информации гарантируется международным правом, а кроме того, что очень важно с точки зрения правильного правоприменения, настаивает, что в рамках закрепления права на свободу совести защищаются его субъекты — физические лица8 — а не те или иные убеждения как таковые. В этой связи ЕС справедливо указывает на то, что свобода совести может быть ограничена только по закону и на строго определенных основаниях (которые приводились выше в ходе анализа вводной части документа), а принятие и применение законов, криминализирующих богохульство, часто на деле оборачивается преследованием представителей религиозных и иных меньшинств.

ЕС рекомендует декриминализацию этого состава и выступает однозначно против назначения наказаний за него в виде смертной казни, телесных наказаний или лишения свободы.

Следующие две области, обозначенные в «Руководящих принципах», особенно тесно связаны друг с другом и, как представляется, в сущности это две стороны одного и того же вопроса: продвижение многообразия и толерантности и борьба с дискриминацией.

В этой сфере ЕС призывает государства и негосударственные структуры к сотрудничеству в целях снятия напряженности в отношениях между последователями различных убеждений, принимая во внимание законодательство и правопримени-

тельную практику, и воспитания культуры мира, диалога и толерантности в обществе. Со своей стороны ЕС готов задействовать все доступные инструменты, не исключая и финансовых. Данный момент вызывает особый интерес, так как в нем проявляется взаимосвязь защиты прав человека не только с внешнеполитической деятельностью (дипломатической практикой), но и с торговыми и другими экономическими аспектами в праве ЕС, что заслуживает отдельного исследования.

Борьба против дискриминации будет также поддержана ЕС дипломатическими акциями и необходимыми техническими способами. В поле особого внимания при этом попадает дискриминация женщин, детей и мигрантов, которая может осуществляться в отношении доступа к образованию, трудоустройству, участию в общественной жизни, в отношении семейных и имущественных прав и в иных формах.

К двум рассмотренным областям непосредственно близка еще одна сфера «Принципов», а именно поддержка гражданского общества и вовлеченность в него. Ключевым моментом в ней становится финансовая поддержка усилий неправительственных организаций на благо защиты свободы совести.

Согласно положениям «Принципов» ЕС во внешнеполитической деятельности также имеет в виду вопрос смены религии и убеждений или отказ от них. Данная проблема, как отмечается в документе, может иметь серьезные последствия для лица, воспользовавшегося своим абсолютным правом на смену убеждений, и его семьи. Среди таких последствий: заключение, утрата имущественных прав и прав наследования, а также лишение прав в отношении детей. Если таковой может быть реакция со стороны государственных структур, то со стороны частных лиц может ожидаться любая агрессия, например, совершение так называемого «убийства во имя чести».

Наделение этим правом сообществ, основанных на определенных убеждениях, и их защита в контексте международно-правовых гарантий свободы совести представляют собой отдельный вопрос, который не рассматривается в этом положении «Руководящих принципов».

ЕС призывает государства отменить правовые положения, устанавливающие ответственность или дискриминирующие за смену убеждений в какой бы то ни было форме, особенно же если в качестве меры ответственности предусматривается смертная казнь или лишение свободы на длительный срок. Кроме того, ЕС осуждает применение мер принуждения в вопросе выбора и исповедания религии или иных убеждений.

Также «Руководящие принципы» охватывают работу ЕС в сфере исповедания религии или иных убеждений. В этой связи особое внимание ЕС привлечено к вопросам прав сообществ, основанных на определенных убеждениях (обязательной регистрации, возможности приобретения статуса юридического лица, имущественные аспекты, особенно когда затрагиваются культовые сооружения); а также таким индивидуальным правам, как право ребенка на получение образования в соответствии с убеждениями его родителей и корреспондирующее право родителей обеспечивать ребенку такое образование, и право на отказ от несения воинской службы по соображениям религии или иных убеждений.

ЕС подвергает критике попытки поставить осуществление прав человека в зависимость от государственного разрешения, например в форме обязательной регистрации и/или запрета на религиозную деятельность незарегистрированных групп.

ЕС выражает готовность принимать меры в случаях:

• если регистрационные требования к религиозным и другим основанным на убеждениях организациям используются как средства государственного контроля в области свободы совести;

• неправомерной конфискации имущества религиозного назначения или иного воспрепятствования его законному использованию;

• наложения неоправданного административного бремени на религиозные

и иные основанные на убеждениях группы и организации в том, что касается их внутренних вопросов, приводящего к ограничению свободы совести в аспекте внешнего проявления убеждений, при чем также затрагивается свобода собраний и объединений.

Помимо этого, ЕС призывает все государства обеспечивать защиту мест, связанных с религиозным наследием и культовыми действиями. При выявлении случаев вандализма, осквернения или разрушения таких мест дипломатические миссии ЕС и государств-членов предпримут необходимые усилия, чтобы посетить место, где произошел инцидент, и привлечь к нему общественное внимание.

Также, ЕС напоминает государствам о необходимости уважать право на обоснованный убеждениями отказ от воинской службы и предоставлять возможность заменить ее другим видом службы.

Последней сферой, о которой остается упомянуть в соответствии с «Руководящими принципами», является поддержка и защита правозащитников (это действительно тот случай, когда обладая богатствами русского языка, завидуешь возможностям синонимии английского), включая частные дела.

Этой проблеме специально посвящены «Руководящие принципы ЕС по вопросам правозащитников»9. В контексте анализируемого документа важно отметить, что ЕС выражает готовность реагировать на нарушения свободы совести, применяя различные дипломатические средства, в том числе включение соответствующего пункта в повестку политических диалогов. Кроме того, официальные представители ЕС будут посещать, когда это возможно, судебные процессы, на которых рассматриваются дела лиц, преследуемых в связи с осуществлением свободы совести, и следить за их исходом, а также навещать таких лиц в местах лишения свободы.

9 The European Union Guidelines on Human rights Defenders https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_guidelines. hrd_en.pdf (дата последнего обращения: 20.06.2018 г.)

Подводя итог рассмотрения вопросов в сфере защиты свободы совести, которые ЕС выделяет как заслуживающие пристального внимания и не обходит их в своих внешнеполитических отношениях и инициативах на международной арене, сделаем следующие выводы:

• ЕС рассматривает проблему нарушений права на свободу совести в его взаимосвязи с другими свободами, например, свободой слова и свободой собраний и ассоциаций.

• В фокусе остаются вопросы борьбы с дискриминацией и соблюдения прав меньшинств, в контексте данного документа — на почве убеждений. Нередко, например, для национальных меньшинств их принадлежность к определенной религии или иной системе убеждений

является одновременно и маркером их идентичности, а дискриминация на этом основании фактически заставляет от нее (собственной идентичности) отказаться или выпасть из поля нормального осуществления гражданских прав в стране проживания.

• В качестве наиболее острой обозначена проблема насилия, особенно в отношении женщин и детей.

• Свой вклад в борьбу с нарушениями права на свободу совести во взаимодействии с третьими странами ЕС в основном вносит посредством широкого спектра дипломатических инструментов и поддержки гражданских инициатив, однако не исключается применение и финансовых инструментов.

Библиографический список

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ.— 2001.— №2.

2. Хартия Европейского Союза об основных првах // Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского Договора с комментариями / Под ред. С. Ю. Кашки-на.— М.: Инфра-М., 2011.

3. Четвериков А. О. Законодательство и правовые акты Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 года // Lex Russica (Научные труды МГЮА).— 2008.— №6.

4. Murdoch J. Protecting the right to freedom of thought, conscience and religion under the European Convention on Human Rights.— Council of Europe, Strasbourg, 2012.

5. EU Guidelines on the promotion and protection of freedom of religion or belief // Council of the European Union, Brussels, 24 June 2013.

6. The European Union Guidelines on Human rights Defenders (https://eeas.europa.eu/sites/ eeas/files/eu_guidelines_hrd_en.pdf).

7. Treaty on European Union // OJ C326, 26.10.2012, p. 13-390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.