Научная статья на тему 'Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Применяемые инструменты'

Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Применяемые инструменты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОСЛАННИК ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречухина Мария Андреевна

Целью статьи является проведение анализа места и значения свободы совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Предметом статьи выступает правовое регулирование отношений, связанных с защитой Европейским Союзом свободы совести и вероисповедания на международной арене. При написании статьи были задействованы системный и формально-юридический методы. По итогам проведенного анализа в статье представлены выводы об основных инструментах, при помощи которых Европейский Союз может внести свой вклад в разрешение проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания за его пределами. Тема настоящей статьи не попадала в поле активной исследовательской работы отечественных правоведов. Однако ее рассмотрение может быть полезно в построении международных отношений с Европейским Союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Применяемые инструменты»

Свобода совести и вероисповедания

во внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Применяемые инструменты

Гречухина Мария Андреевна

соискатель кафедры интеграционного и европейского права, Московский государственный университет имени О.Е. Кутафи-на, [email protected]

Целью статьи является проведение анализа места и значения свободы совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза.

Предметом статьи выступает правовое регулирование отношений, связанных с защитой Европейским Союзом свободы совести и вероисповедания на международной арене. При написании статьи были задействованы системный и формально-юридический методы.

По итогам проведенного анализа в статье представлены выводы об основных инструментах, при помощи которых Европейский Союз может внести свой вклад в разрешение проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания за его пределами.

Тема настоящей статьи не попадала в поле активной исследовательской работы отечественных правоведов. Однако ее рассмотрение может быть полезно в построении международных отношений с Европейским Союзом.

Ключевые слова: Международное право, право Европейского Союза, права человека, свобода совести и вероисповедания, внешнеполитическая деятельность Европейского Союза, Специальный посланник по продвижению свободы совести и вероисповедания за пределами ЕС.

Завершив в предыдущей статье [1, с. 172-180] анализ сферы применения «Руководящих принципов ЕС по продвижению и защите свободы вероисповедания и убеждений» и основных поставленных в этом документе вопросов, перейдем к рассмотрению набора тех инструментов, которые ЕС использует в своей внешнеполитической деятельности в целях защиты свободы совести на международной арене. Их спектр включает в себя различные инструменты, отвечающие как превентивной цели, так и цели реагирования на совершенное правонарушение, и носящие не только ситуативный, но и стратегический характер, направленный на устойчивое развитие правовой культуры в сфере свободы совести.

В первую очередь документ называет мониторинг, оценку и подготовку отчетности. Данный инструмент выполняет информационную и аналитическую функции, позволяющие выявлять тенденции в области соблюдения права на свободу совести, прогнозировать вероятные будущие нарушения (например, если в какой-либо стране не устраняются причины систематических нарушений) и направлять усилия к их предотвращению. В рамках этого инструмента ЕС через свои дипломатические миссии (делегации ЕС и дипломатические представительства государств-членов в третьих странах):

• следит за соблюдением права на свободу совести в определенной стране и проводит ее оценку, руководствуясь положениями анализируемых «Принципов»;

• поддерживает связь со всеми сторонами, чьи права нарушаются или вовлеченными в конфликт, представителями гражданского общества, особое внимание ЕС уделяет членам групп верующих или разделяющих определенные убеждения, женщинам и молодежи;

• включает в правозащитные стратегии по странам и доклады анализ ситуации в сфере свободы совести, включая информацию о выявленных нарушениях и уже предпринятых или планируемых ответных мерах;

• обеспечивает сопровождение и анализ как частных, так и систематических нарушений;

• освещает вопросы свободы совести в ежегодных докладах ЕС по правам человека.

X 2

СО

0

сч

01

Используя демарши и публичную дипломатию, ЕС поднимает вопросы свободы совести при осуществлении контактов на высоком уровне и при необходимости выступает с демаршами или публичными заявлениями как в целях предотвращения серьезных нарушений права на свободу совести (в качестве примеров серьезных нарушений в «Принципах» приводятся расправы без суда, несправедливые судебные процессы, проявления коллективного насилия или атак), так и в ответ на них.

В процессе политических диалогов со странами и региональными организациями ЕС будет способствовать их присоединению к международным инструментам по защите свободы совести, особенно предлагаемым ООН. Кроме того, ЕС использует политические диалоги как возможность затронуть темы систематических и частных нарушений и обратиться к партнеру по диалогу с предложениями об изменении соответствующего законодательства. В ходе таких диалогов ЕС поддерживает развитие сотрудничества и координацию усилий по продвижению свободы совести, а также распространение наиболее эффективных региональных практик в этой сфере.

В рамках визитов представителей ЕС и государств-членов ЕС уделяет внимание проблемам свободы совести, в частности темам и вопросам, отмеченным в «Руководящих принципах», и проводит встречи с правозащитниками.

Помимо прочего, ЕС практикует использование внешних финансовых инструментов для защиты свободы совести. Несмотря на то, что «Принципы» скупо описывают применение этого весьма действенного инструмента, не приводя ни определений, ни детальных положений о способах и случаях его использования, все же можно выделить его важную особенность.

Как представляется, она состоит, во-первых, в широком поле действия инструмента: от некоммерческих проектов непосредственно по продвижению и защите прав человека до международной торговли. Во-вторых, введение такого инструмента освещает еще одну грань универсального характера прав человека: их соблюдение имеет значение всегда, независимо от того, какой вопрос занимает центральное место в повестке международного взаимодействия. Демонстрируется связь между правами человека и коммерческими отношениями и интересами, указывая на то, что несоблюдение принципа уважения прав человека, в том числе права на свободу совести, может привести к осложнению в международном сотрудничестве, имеющем, казалось бы, совершенно иные, прагматические экономические цели.

Работая с этим инструментом, ЕС действует в двух направлениях: финансирования различных правозащитных инициатив и оказания помощи лицам, находящимся под непосредственной угрозой; и учета нарушений права на свободу совести при принятии мер в соответствии с оговорками о правах человека в договорах с третьими странами вплоть до приостановки сотрудничества.

Формулировки таких оговорок могут немного различаться (возьмем в качестве примеров Евро-Средиземноморское соглашение, устанавливающее ассоциацию между Европейскими сообществами и государствами-членами, с одной стороны, и Арабской Республикой Египет, с другой, [2, с. 39-208] и Торговое соглашение между Европейским Союзом и государствами-членами, с одной стороны, и Колумбией и Перу, с другой, [3, с. 32607], но суть остается неизменной и заключается в том, что:

• взаимодействие сторон соглашения основывается на уважении ими демократических принципов и основополагающих прав человека;

• эти принципы и права определяют внутреннюю и внешнюю политику сторон и

• являются неотъемлемой частью соглашения.

Хотя первые два аспекта в любом случае имеют самостоятельное значение, с введением последнего уточнения они занимают качественно иное место в правоотношениях сторон.

Представляется, что трактуя приведенные выше положения, можно сделать вывод о том, что они формируют особую группу обязательств сторон соглашения, в частности, по соблюдению прав человека (куда, несомненно, входит и право на свободу совести). В связи с этим они должны исполняться так же, как иные обязательства, связанные непосредственно с предметом соглашения.

Однако возникает вопрос, в каком именно контексте стороны обязуются уважать права человека в рамках конкретного соглашения, имеющего основной целью, прежде всего, экономическое сотрудничество. Только ли совершая действия, направленные на исполнение других обязательств (здесь имеем в виду обязательства в определенных соглашением сферах сотрудничества), что становится весьма актуальным на фоне растущей обеспокоенности негативными последствиями экономической деятельности и ответственности бизнеса за них? Или речь идет о политике государства-стороны соглашения в отношении прав человека в целом? В отсутствие прямо установленных ограничений или указаний на сферу применения общих положений международных договоров об уважении прав человека к отдельным предусмотренным ими обязательствам, на наш взгляд, ответ: политика государства в соответствующей области в целом.

Так, применение финансовых инструментов, особенно связанных с соглашениями в сфере экономического сотрудничества, видится весьма эффективным, хотя потенциально влекущим серьезные экономические же последствия, из чего можно предположить, что этот их аспект будет задействован только в исключительных случаях.

В рамках следующего инструмента, предусмотренного «Принципами», продвижения защиты свободы совести на многосторонних площадках, ЕС сотрудничает, например, с ООН, ОБСЕ и Советом Европы (используя также возможности других организаций и конференций), предлагая включение в повестку вопросов права на свободу совести

и наблюдая за их последующей разработкой и принятием по ним эффективных решений.

Последний элемент инструментария «Руководящих принципов», о котором осталось упомянуть — обучение. Применение такого средства предполагает не поддержку каких-либо образовательных и просветительских программ по тематике свободы совести, что осуществляется при использовании ЕС других инструментов, а усилия ЕС по подготовке методического обеспечения в соответствующей области для сотрудников собственных структур для того, чтобы их работа была результативной.

Завершая анализ сфер и методов деятельности ЕС в области защиты свободы совести во внешнеполитических отношениях, отметим, что их главная особенность состоит в международно-правовом характере. Взаимодействие с другими субъектами международного права по их внутренним вопросам (а нарушения прав человека, допущенные под юрисдикцией третьей страны, несмотря на международно-правовое измерение этой проблемы, из-под нее не выводятся) остается весьма ограниченным их суверенитетами. Кроме того, на практике многие действия официальных представителей ЕС, предусмотренные «Руководящими принципами», могут столкнуться с препятствиями, установленными национальным правом третьих стран. Так, вероятно возникновение проблем, связанных как с материальным (например, спонсорская поддержка организаций, находящихся под юрисдикцией третьего государства, может оказаться невозможной из-за запрета для них получать иностранное финансирование), так и с процессуальным правом (например, возможность присутствия, а тем более какого-либо участия представителя ЕС в судебном процессе по делу гражданина, где затрагивается свобода совести, может просто не предусматриваться законодательством государства суда).

Напротив, некоторые инструменты представляются безотказно эффективными именно в сфере внешнеполитических отношений. К ним отнесем весь арсенал дипломатических средств и внешние финансовые инструменты в части международных соглашений.

Рассмотрим, как принципы, положенные в основу деятельности ЕС по защите свободы совести на международной арене, применяются на практике, и как осуществляется сама эта деятельность.

4 февраля 2016 г. Была принята резолюция Европейского парламента в связи с систематическими массовыми убийствами [представителей] религиозных меньшинств так называемым «ИГИЛ/ДАИШ» [4, с. 77-82]. В ней Европейский парламент выразил категорическое осуждение этих преступлений и квалифицировал их как геноцид, а также предложил ряд мер по борьбе с ними. Среди прочего Парламент в данном документе призвал учредить в ЕС должность Специального представителя по вопросам свободы совести и вероисповедания.

Решением Председателя Европейской комиссии от 6 мая 2016 г. [5] такая должность была учреждена и названа должностью Специального по-

сланника по продвижению свободы совести и вероисповедания за пределами ЕС. Назначение на эту должность делает Европейская комиссия сроком на один год. Первым специальным посланником стал Ян Фигель, который продолжает действовать в этом качестве по настоящее время (информация приводится по состоянию на 23.06.2018 г.).

Специальный посланник обеспечивает применение «Руководящих принципов», работает в тесном сотрудничестве с официальными представителями международных организаций и третьих стран, а также гражданским обществом и религиозными лидерами и сообществами. Особое внимание уделяется деятельности ЕС, предпринимаемой в соответствии с положениями рассмотренных нами «Принципов» в конкретных странах [6].

Действительно, даже просто ознакомившись с аккаунтом Яна Фигеля в «Твиттер», несложно убедиться в том, как много мероприятий различного уровня, посвященных свободе совести, проводится с его участием по всему миру.

В качестве примера приведем действия ЕС в отношении дела Асии Биби. Опишем кратко его фабулу. Асия — христианка, проживающая в Пакистане. В 2009 г. она работала на ферме под Лахором, где, как сообщалось новостной службой BBC, разразился конфликт из-за совместного пользования кружкой. В результате Асия была обвинена в богохульстве и арестована. В 2010 г. суд признал ее виновной и приговорил к смертной казни [7]. [Хотелось бы прокомментировать для читателей значительный разрыв во времени обращения к использованным информационным ресурсам. Дело в том, что текст данной статьи был подготовлен летом. Однако к моменту ее сдачи для опубликования в деле Асии, к счастью, появились новости, о которых еще будет сказано. Так, стало необходимо внести некоторые коррективы в текст.] Высокий суд Лахора оставил приговор в силе. В 2016 г. должно было состояться рассмотрение дела в Верховном суде Пакистана, чего не произошло, так как один из судей заявил самоотвод, сославшись на конфликт интересов [8].

Посмотрим, какие отношения связывали ЕС и Пакистан, и какой вклад Союз постарался внести в разрешение описанного дела. Между Союзом и Пакистаном установлены торговые отношения, и Пакистан пользуется (информация приводится по состоянию на 23.06.2018 г.) значительными преференциями в рамках «Всеобщей системы преференций Плюс» (Generalised Scheme of Preferences Plus / GSP Plus), предназначенной для наиболее уязвимых стран с низким уровнем дохода [9].

Специальный посланник ЕС во время своего визита в Пакистан в начале 2018 г. заявил, что обновление торгового статуса GSP Plus для Пакистана будет зависеть, в частности, от исхода дела Асии Биби [10]. Подобное заявление можно было бы считать намерением применить внешне-финансовый инструмент, как это предусмотрено в «Руководящих принципах».

Как о фактах можно утверждать о том, что такое заявление прозвучало, и о том, что Пакистану

SÉ*

был выдвинут ряд условий, связанных с устранением нарушений прав человека, включая право на свободу совести [11]. Однако оценить, оказались ли усилия ЕС решающим фактором для состоявшегося в октябре 2018 г. разрешения дела в пользу Асии [12], трудно. На лицо то, что Союз предпринял действия, направленные на защиту права на свободу совести гонимой христианки.

Подводя итог, предложим несколько выводов, сделанных в результате приведенного в статье анализа:

• свобода совести и вероисповедания действительно включена во внешнеполитическую и международно-правовую повестку ЕС;

• для осуществления деятельности в соответствующей сфере разработана правовая база и учреждена должность Специального посланника;

• меры, принимаемые на основе такой правовой базы, могут иметь только ограниченное действие в силу международно-правового принципа par in parem non habet imperium (лат. «равный не имеет власти над равным»);

• кроме того, их (мер) практическое применение требует исключительно взвешенного подхода для достижения наилучшего результата.

Литература

1. Гречухина М.А. Свобода совести и вероисповедания во внешнеполитической деятельности Европейского Союза: общие положения. // Юридическая наука. 2018. № 3.

2. Euro-Mediterranean Agreement establishing an Association between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Arab Republic of Egypt, of the other part // OJ L 304, 30.9.2004.

3. Trade Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Colombia and Peru, of the other part // OJ L 354, 21.12.2012.

4. European Parliament resolution of 4 February 2016 on the systematic mass murder of religious minorities by the so-called 'ISIS/Daesh' (2016/2529(RSP)) // OJ C 35, 31.1.2018.

5.Decision of the President of the European Commission of 6 May 2016 on the Special Envoy for the promotion of freedom of religion or belief outside the EU // European Commission Press release IP/16/1670. President Juncker appoints the first Special Envoy for the promotion of freedom of religion or belief outside the European Union. Vatican City, 6 May 2016.

6. https://ec.europa.eu/europeaid/special-envoy-jan-figel_en — сайт Европейской Комиссии, дата последнего обращения: 23.06.2018 г.

7. https://www.bbc.com/news/world-asia-38222680 — сайт BBC News, дата последнего обращения: 13.11.2018 г.

„ 8. https://www.ucanews.com/news/pakistans-top-2 judge-to-hear-asia-bibis-death-sentence-я appeal/82125 — сайт информационного ресурса JT UCA News, дата последнего обращения: N 13.11.2018 г.

^ 9. Joint Staff Working Document. The EU Special Z Incentive Arrangement for Sustainable Development

and Good Governance ("GSP+") assessment of Pakistan covering the period 2016 -2017SWD(2018)29 final, Brussels, 19.1.2018.

10. https://www.worldwatchmonitor.org/2018/02/asi a-bibi-central-to-trade-deals-eu-tells-pakistan/ — сайт неправительственной организации World Watch Monitor, дата последнего обращения: 23.06.2018 г.

11. http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/pakistan/ — сайт Европейской Комиссии, дата последнего обращения: 23.06.2018 г.

12. https://www.bbc.com/news/av/world-asia-46046504/asia-bibi-s-escape-from-pakistan-death-row — сайт BBC News, дата последнего обращения: 13.11.2018 г.

Freedom of Religion or Belief in the European Union's External

Action. Tools in Use Grechukhina M.A. Kutafin Moscow State Law University

The aim of the article is to analyze the substance and significance of the freedom of religion or belief (FoRB) in the European Union's External Action. Legal regulation of the correspondent relationships aimed at the freedom protection on the international stage is the subject of the article. The article is based on systematic and formal methods.

The analysis results in conclusions on the main instruments enabling the European Union to contribute to finding resolution of problems with FoRB guarantee outside the EU. The theme of this article has not been included in the field of active research by Russian legal scholars. However, it can be helpful regarding international cooperation building with the European Union.

Key words: International law, the European Union law, human rights, freedom of religion or belief, the European Union's external action, Special Envoy for the promotion of freedom of religion or belief outside the EU. References

1. Grechukhina MA Freedom of conscience and religion in the foreign policy of the European Union: general provisions. // Legal science. 2018. № 3.

2. Euro-Mediterranean Agreement of the United Kingdom, OJ L 304, 30.9.2004.

3. Trade Agreement between the States of Colombia and the United States, OJ L 354, 21.12.2012.

4. European Parliament resolution 'ISIS / Daesh '(2016/2529 (RSP)) // OJ C 35, 31.1.2018.

5. European Commission Press release IP / 16/1670. Decision of

the European Commission of 6 May 2016. President of the European Union. Vatican City, 6 May 2016.

6. https://ec.europa.eu/europeaid/special-envoy-jan-figel_en - the website of the European Commission, date of last appeal: 06.23.2018

7. https://www.bbc.com/news/world-asia-38222680 - BBC News website, last accessed: 13.11.2018

8. https://www.ucanews.com/news/pakistans-top-judge-to-hear-asia-bibis-death-sentence-appeal/82125 - the site of the information resource UCA News, last accessed date: 13.11. 2018

9. Joint Staff Working Document. The EU Special Incentive Arrangement for Sustainable Development and Governance ("GSP +") assessment of Pakistan covering the period 2016 -2017SWD (2018) 29 final, Brussels, 19.1.2018.

10. https://www.worldwatchmonitor.org/2018/02/asia-bibi-central-to-trade-deals-eu-tells-pakistan/ - the site of the non-governmental organization World Watch Monitor, date of last appeal: 23.06. 2018

11. http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/pakistan/ - the website of the European Commission, last accessed: 23.06.2018

12. https://www.bbc.com/news/av/world-asia-46046504/asia-bibi-s-escape-from-pakistan-death-row - BBC News, the date of the last appeal: 13.11. 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.