Научная статья на тему 'Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны'

Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовное право / состав преступления / объект преступления / свобода совести / свобода вероисповедания. / criminal law / corpus delicti / object of crime / freedom of conscience / freedom of religion.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. Г. Козьмов, П. С. Мордовин, А. А. Мордовина

Статья посвящена рассмотрению свободы совести и вероисповедания как объекта уголовно-правовой охраны. В исследовании даны основные базовые понятия «свободы», «совести» и «вероисповедания». Рассматривается их соотношение и различные трактовки, имеющиеся в научном сообществе. На основании проведенного анализа выводится, что свободу совести следует рассматривать как родовое понятие, а свободу вероисповедания как видовое. И, так как свобода совести и вероисповедания стоят в основе светского государства, коим является Российская Федерация, охрана этих свобод обладает повышенной значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AS AN OBJECT CRIMINAL LEGAL PROTECTION

The article is devoted to the consideration of freedom of conscience and religion as an object of criminal law protection. The study provides the basic basic concepts of "freedom", "conscience" and "religion." Their relationship and various interpretations available in the scientific community are considered. Based on the analysis, it is concluded that freedom of conscience should be considered as a generic concept, and freedom of religion as a specific one. And, since freedom of conscience and religion is at the heart of a secular state, which is the Russian Federation, the protection of these freedoms is of heightened significance.

Текст научной работы на тему «Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны»

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

И.Г. Козьмов, магистрант

П.С. Мордовин, студент

А.А. Мордовина, канд. юрид. наук, доцент

Филиал Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске (Россия, г. Пятигорск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10993

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению свободы совести и вероисповедания как объекта уголовно-правовой охраны. В исследовании даны основные базовые понятия «свободы», «совести» и «вероисповедания». Рассматривается их соотношение и различные трактовки, имеющиеся в научном сообществе. На основании проведенного анализа выводится, что свободу совести следует рассматривать как родовое понятие, а свободу вероисповедания как видовое. И, так как свобода совести и вероисповедания стоят в основе светского государства, коим является Российская Федерация, охрана этих свобод обладает повышенной значимостью.

Ключевые слова: уголовное право, состав преступления, объект преступления, свобода совести, свобода вероисповедания.

Рассмотрение объекта преступления является важным и непременным вопросом основ характеристики любого общественно-опасного деяния [1]. Не выдаваясь в научную дискуссию [2, 3], отметим, что под ним мы понимаем охраняемые уголовным законом общественные отношения. При этом охрана данных общественных отношений во многом зависит от вектора уголовной политики государства [4].

Достигнутый к данному моменту уровень развития общества и единства личных, общественных и государственных интересов должен являть собой сущность уголовно-правовой охраны каждой сферы общественно значимых отношений. Этот уровень, в свою очередь, есть мера социальной справедливости, нашедшая свое воплощение в общественных отношениях, охраняемых уголовным правом [5]. При этом уголовное право выполняет функцию весьма действенного регулятора самых разных сфер жизнедеятельности как общества, так и личности, защищая людей от посягательств на свободу совести. Обеспечение свободы совести - крупный фактор национальной и глобальной безопасности [6].

Свобода совести имеет особое значение для существующей сегодня системы гума-

нитарных и правовых ценностей: она опирается на целый ряд неких базовых основ современного социума, которые были приобретены в ходе истории развития религиозных и общественных отношений. Среди таких основ отделение религии от науки и государства, веротерпимость, равенство всех идеологий и религий перед законом, свобода творчества, свобода убеждений и их выбора и распространения [7]. Свобода совести в самом первозданном виде существовала ещё в первобытнообщинном строе, ведь в обществе, где нет классов, государство предлагает лишь моральные нормы для регламентации отношения его членов к религии. Эти нормы добровольно соблюдались всеми членами общества [8].

В нынешнем состоянии правовая регламентация сферы общественно-конфессиональных отношений кажется весьма проработанной, однако в ходе изучения научной литературы и норм права было выяснено, что ряд современных проблем, которые связаны с определением круга компонентов, лежащих в основе религиозной свободы и свободы личности (и которые включаются в свободу личности), берут начало еще в древности и по большей части обуславливаются отсутствием

общего аппарата категорий и понятий на всех этапах развития данной сферы. Исследователь О.А. Иванюк говорит о неоднозначном понимании свободы совести из-за формализованного понятийно-методологического аппарата юриспруденции: этот факт определяется автором как препятствие на пути к выработке наиболее удачного и оптимального комплекса правовых средств, которые регулируют притязании всех участников социальных отношений [9].

Следовательно, перед началом непосредственного исследования особенностей тех преступлений, объект которых - свобода совести, важно определить базовые понятия, с которыми предстоит работать: «свобода», «совесть», «вероисповедание». Также важно отметить их соотношение с целью унификации в дальнейшем.

Перечисленные три категории достаточно часто рассматривались взаимозаменяемыми и почти всегда как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга. «Свобода» несет в себе сразу два аспекта: первый заключается в зависимости или независимости от других, второй - в свободе действия, возможности совершать что-либо [10]. Свобода является одним из важнейших понятий философии.

Она определяется также в качестве способности личности действовать соответственно её интересам, личной независимости и отсутствии ограничений того или иного рода [11]. Что касается юридической точки зрения, ученые определяют свободу как нечто, на чем строятся все права личности, в том числе и его личное достоинство [12]. Сегодня исследователи все чаще говорят о том, что понятие свободы означает не полную независимость от государства, а «лишь» формирование личности, которая будет активна, инициативна и ответственна [13].

Переходя к категории «совесть», нужно отметить, что оно в наиболее распространенном понимании несет в себе определенный элемент этического и в целом обозначает способность личности к нравственному самоконтролю, исполнению определенных нравственных обязательств, которые эта личность установила перед

собой самостоятельно, а также к оценке поступков, совершенных данной личностью. Совесть определяется в том числе как внутренняя убежденность лица в категориях добра и зла, как осознание ответственности лица за свои поступки как перед собой, так и перед обществом и окружением [14]. Границы свободы совести в обществе определяются нормами права и морали.

Понятие «вера» законодательно не определено. В праве она понимается в смысле вероисповедания, т.е. открытого провозглашения той или иной веры и свидетельств этой веры. Для исповедания Евангелия Христова таким свидетельством является, к примеру, Новый Завет.

По большей части в справочной литературе «вероисповедание» обозначает религию или религиозную систему в широком смысле и вероучение (или официальная принадлежность к той или иной конфессии) - в узком [15]. С.А. Авакьян в своей работе указывает: свобода вероисповедания являет собой свободу не каких угодно, а конкретно религиозных убеждений лица и внешних проявлений данных убеждений [16]. Существует огромное количество мнений и взглядов на этот вопрос в научном сообществе, и одна из важнейших проблем во всем этом многообразии - разграничение категорий «свободы совести» и «свободы вероисповедания», что было подтверждено в ходе исследования работ по данной тематике.

Часть научного конгломерата убеждено в том, что понятие свободы совести является наиболее широким, включая в себя свободу вероисповедания как категорию (т.е. свобода совести - родовое, общее понятие, а свобода вероисповедания - видовое, частное понятие). Такой точки зрения придерживаются Вишнякова, Дозорцев, Шудра, Четвернин. Говоря иначе, свобода совести и вероисповедания являет собой свободу верить с одной стороны, и право не верить - с другой. Именно в данных концептах проявляется в том числе справедливость и гуманизм [17].

Данное исследование рассматривает право на свободу совести как понятие, которое включает в свою структуру право на

свободу вероисповедания в том числе: это объединяет круг объектов, которые нуждаются в уголовно-правовой охране.

Логично на основании вышеизложенного говорить о свободе совести как о праве свободного выбора религиозных взглядов и убеждений, а также о праве приобщения к определенному вероисповеданию (или отказа от такого приобщения) и возможности свободного выбора атеистических и иных воззрений каждым человеком.

Защита прав и свобод личности, а также общественная безопасность и охрана кон-

Библиографический список

1. Мордовина А.А., Мордовин П.С., Белокопытова Н.Ю. Интеллектуальная собственность как объект уголовно-правовой защиты. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2017. - №4 (24). - С. 455-459.

2. Амиянц К.А. Проблемы определения объекта преступления в уголовном праве. // В сборнике: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Материалы XIV Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. 2017. С. 158-162.

3. Комаров А.А. О взаимосвязи объекта преступления и отдельных принципов действия уголовного закона в пространстве. В сборнике: Европейские научные исследования Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. - С. 111-113.

4. Пинкевич Т.В. Особенности российской уголовной политики: структура и состояние. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - №3 (35). - С. 297-300.

5. Беспалько В.Г. Уголовно-правовая охрана религиозных отношений // Журнал российского права. - 2014. - № 7. - С. 41-50.

6. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. - 2001. - №2(2). - С. 21-26; Бурьянов С.А. Свобода совести как фактор обеспечения национальной и глобальной безопасности // Политика и общество. - 2004. - № 1. - С. 246-254.

7. Комаров А.С. Развитие учения о свободе совести в протестантских догматических источниках (вероучениях) // Религиоведение. - 2012. № 3. - С. 116-122.

8. Борухович В.Г. Мифологическая библиотека. - Л., 1972. - С. 25.

9. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. - 2010. № 9. - С. 46-58.

10. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1989. - С.323-325; Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1998. - С. 32-46.

11. Сафрански Р. Вольные вариации на тему свободы // Позиции современной философии. Современная философия в Германии. - СПб., 2004. - С. 57-58.

12. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. - М., 1882. - С. 12.

13. Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. - 2007. - № 5. - С. 80.

14. Назаретян А.П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия (полемические заметки) // Общественные науки и современность. - 1994. № 5. - С. 152-160.

15. Мамедзаде А.А. Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана. - СПб., 2013. - С. 47-49.

16. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. - 1999. - № 1. - С. 3-22.

ституционного строя РФ от преступных посягательств - прямые задачи УК РФ, поэтому он включает в себя целый ряд норм, которые криминализуют посягательства на свободу совести и вероисповеданий (и другие основы светской организации государства), опасные для общества. Это позволяет говорить о том, что защита права на свободу совести в РФ обладает повышенной значимостью [18].

17. Чемеринский К.В. Справедливость и гуманизм как принципы уголовного закона. // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. - №4 (15). - С. 149-153.

18. Беспалько В.Г. Духовная безопасность как объект уголовно-правовой охраны // Право и безопасность. - 2006. - № 3-4 (20-21). - С. 155-166.

FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AS AN OBJECT CRIMINAL LEGAL PROTECTION

I.G. Kozmov, graduate student P.S. Mordovin, student

A.A. Mordovina, candidate of legal sciences, associate professor Branch of the North Caucasus Federal university in Pyatigorsk (Russia, Pyatigorsk)

Abstract. The article is devoted to the consideration of freedom of conscience and religion as an object of criminal law protection. The study provides the basic basic concepts of "freedom", "conscience " and "religion." Their relationship and various interpretations available in the scientific community are considered. Based on the analysis, it is concluded that freedom of conscience should be considered as a generic concept, and freedom of religion as a specific one. And, since freedom of conscience and religion is at the heart of a secular state, which is the Russian Federation, the protection of these freedoms is of heightened significance.

Keywords: criminal law, corpus delicti, object of crime, freedom of conscience, freedom of religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.