Научная статья на тему 'Уголовно-правовая защита свободы совести и вероисповеданий в России и за рубежом'

Уголовно-правовая защита свободы совести и вероисповеданий в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1567
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION / INTERNATIONAL STANDARDS / NATIONAL CRIMINAL LAW / RELIGIOUS GROUPS AND ASSOCIATIONS / CRIMINAL LIABILITY / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермакова Татьяна Николаевна, Петухов Кирилл Вадимович

В статье проводится правовой анализ норм международного права и некоторых зарубежных государств, регламентирующих охрану свободу совести и вероисповеданий, а также предусматривающих ответственность за ее нарушение. Так, рассмотрены основополагающие акты ООН, определяющие значение свободы совести и вероисповеданий в правовом статусе человека и гражданина, конституционные и уголовно-правовые нормы России, Германии, Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Италии, а также особенности применения данных норм в национальном законодательстве. Важное внимание уделяется толкованию и правоприменению указанных норм в зависимости от роли традиционных религиозных и мировоззренческих особенностей конкретного государства. Авторы указывают на сложность и необходимость соблюдения института свободы совести и вероисповеданий в демократическом государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермакова Татьяна Николаевна, Петухов Кирилл Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal-legal protection of freedom of conscience and religion in Russia and abroad

The article analyzes the legal norms of international law and some foreign countries that regulate the protection of freedom of conscience and religion, as well as providing for liability for its breach. For example, consider the fundamental acts of the United Nations, determined by the values of freedom of conscience and religion in the legal status of human and civil rights, constitutional and criminal law in Russia, Germany, Great Britain, USA, Sweden, Norway, Italy, as well as the features of the application of these rules into national law. Great attention is paid to the interpretation and enforcement of these standards depending on the role of traditional religious and ideological characteristics of a particular state. The authors point to the complexity, but at the same time, and the need to respect freedom of conscience and religion in a democratic state.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая защита свободы совести и вероисповеданий в России и за рубежом»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.56

Т. Н. Ермакова, К. В. Петухов

Уголовно-правовая защита свободы совести и вероисповеданий

в России и за рубежом

В статье проводится правовой анализ норм международного права и некоторых зарубежных государств, регламентирующих охрану свободу совести и вероисповеданий, а также предусматривающих ответственность за ее нарушение. Так, рассмотрены основополагающие акты ООН, определяющие значение свободы совести и вероисповеданий в правовом статусе человека и гражданина, конституционные и уголовно-правовые нормы России, Германии, Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Италии, а также особенности применения данных норм в национальном законодательстве. Важное внимание уделяется толкованию и правоприменению указанных норм в зависимости от роли традиционных религиозных и мировоззренческих особенностей конкретного государства. Авторы указывают на сложность и необходимость соблюдения института свободы совести и вероисповеданий в демократическом государстве.

The article analyzes the legal norms of international law and some foreign countries that regulate the protection of freedom of conscience and religion, as well as providing for liability for its breach. For example, consider the fundamental acts of the United Nations, determined by the values of freedom of conscience and religion in the legal status of human and civil rights, constitutional and criminal law in Russia, Germany, Great Britain, USA, Sweden, Norway, Italy, as well as the features of the application of these rules into national law. Great attention is paid to the interpretation and enforcement of these standards depending on the role of traditional religious and ideological characteristics of a particular state. The authors point to the complexity, but at the same time, and the need to respect freedom of conscience and religion in a democratic state.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповеданий, международные нормы, национальное уголовное законодательство, религиозные группы и объединения, уголовная ответственность, правоприменение.

Keywords: freedom of conscience and religion, international standards, national criminal law, religious groups and associations, criminal liability, law enforcement.

Институт свободы совести и вероисповеданий является на сегодняшний день одним из важнейших в любом демократическом государстве, так как лежит в основе правового статуса человека и гражданина. Мировое сообщество и каждое отдельное государство не случайно уделяют особое внимание вопросам, связанным с обеспечением мировоззренческой свободы человека и гражданина: религиозные конфликты и борьба за свободу вероисповедания - явления, характерные для любого общества на любом историческом этапе.

Вопрос о необходимости юридического закрепления прав и свобод, касающихся отношения к религии, вероисповедания, свободы совести, поднимался многими философами, юристами, го-сударствоведами, политическими и общественными деятелями на протяжении столетий. Однако этот процесс окончательно смог завершиться только в XX в., когда ООН закрепила свободу совести и вероисповеданий в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.): «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения» [1]. Позднее, в 1966 г., был принят Международный Пакт о гражданских и политических правах, который в статье 18 позволил детально раскрыть положения статьи 18 Всеобщей Декларации прав человека:

© Ермакова Т. Н., Петухов К. В., 2015 70

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» [2].

Указанные положения стали ключевым шагом на пути становления демократических преобразований в конституционных нормах многих государств мира, однако нормы Пакта дорабатывались, обсуждались, что привело в итоге к принятию в 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Таким образом, на международном уровне существенно разработаны нормы, защищающие свободу совести и вероисповеданий человека. Любое государство, присоединившееся к вышеназванным актам, обязано соблюдать его нормы, а также изменить национальное законодательство с целью унификации нормативных положений.

Помимо вышеназванных положений международного законодательства, которые мы можем отнести к категории «права и свободы», следует выделить нормы национального законодательства, которые детализируют международные, а также предусматривают юридическую ответственность за посягательства на свободу совести и вероисповеданий. Проведем небольшое сравнение основных положений российского законодательства и норм некоторых зарубежных государств.

В ст. 14 Конституции РФ прямо закреплено, что «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [3]. Это важное положение конкретизируется в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который ч. 3 ст. 3 указывает на запрет установления «преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии» [4].

Уголовный закон России всегда предусматривал ответственность за деяния, направленные на нарушения свободы совести и вероисповеданий человека и гражданина. В действующем Уголовном кодексе РФ 1996 г. предусмотрена ответственность за разжигание религиозной вражды или ненависти (ст. 282), а также за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148). Однако был принят Федеральный закон № 136-ФЗ от 29.06.13 г., который расширил действие ст. 148 УК РФ. Теперь она предусматривает ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» [5]. Таким образом, российский уголовный закон сегодня выделил особую категорию лиц - «верующие» - и предусмотрел ответственность за их публичное оскорбление, хоть и не раскрывая данное понятие. Институт свободы совести и вероисповеданий упоминается также и в административном законодательстве РФ. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за дискриминацию по признаку отношения к религии и убеждений (ст. 5.62).

Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что был выделен специальный состав преступления, предусматривающий ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ), несмотря на наличие действовавшей нормы, признававшей преступным разжигание вражды или ненависти по религиозным признакам (ст. 282 УК РФ). Это может свидетельствовать, с одной стороны, о необоснованном ужесточении уголовного закона, с другой - о его клерикализации. В любом случае, такой подход законодателя значительно отличается от общемировой практики. Остановимся на ней подробнее.

Законодательство Германии также затрагивает данный вопрос. Так, Уголовный кодекс Германии содержит ст. 166, которая закрепляет состав преступления, выражающийся в публичном или письменном оскорблении чувств верующих, а также деяния, направленные на публичное или письменное оскорбление устоев религиозной организации и религиозных мировоззренческих объединений (движений, организаций) [6]. Статья 167 данного кодекса предусматривает уголовную ответственность за грубое умышленное посягательство на порядок осуществления

71

церемоний (обрядов, богослужений) [7]. Следует отметить, что в самой конституции ФРГ нет норм, закреплявших бы определение «светское государство», но при этом допускается многообразие религиозных течений, взглядов, ни одна из религий не признается главенствующей (ст. 4):

«(1) Свобода вероисповедания, свобода совести и свобода религиозных и мировоззренческих убеждений неприкосновенны.

(2) Гарантируется беспрепятственное исповедание религии.

(3) Никто не может быть против своей совести принужден к военной службе с оружием. Подробности регулируются федеральным законом» [8].

Церковь (христианская) отделена от государства, хотя и признается ее важная роль в регулировании социальных процессов. Получается, что юридически Германия провозглашена светским государством, но фактически отдельные конфессии (для Германии признаются традиционными христианская и иудейская) занимают привилегированное положение по отношению к остальным.

Иную позицию выбрали парламентарии Великобритании. Так, в английском праве существовали нормы, принятые еще в 1547 г. во время правления короля Эдварда VI, которые позволяли ограничивать свободу творчества. Уже в XX столетии назрела острая необходимость изменения данных правовых норм по многим причинам: это и откровенная поддержка исключительно Англиканской церкви (богохульством признавались оскорбления только в адрес этой церкви), и отсутствие правоприменительной практики (с 1977 г.), несмотря на то что само законодательство о богохульстве считалось действующим все это время. Только в 2008 г. были внесены поправки, отменившие действие указанных норм. До отмены статьи за это правонарушение в 2008 г. британское законодательство трактовало богохульство как «любые письменные суждения о Боге или Христе, христианстве, Библии или ином священном предмете, использующие бранные, оскорбительные или непристойные выражения, а также унижающие христианскую религию» [9]. Таким образом, законодатель Великобритании пошел по пути устранения противоречий между национальным законодательством и нормами международных актов: закон о богохульстве способен нарушить принцип свободы слова, указанный в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Немаловажное значение в законодательстве Англии и Уэльса имеет Акт о расовой и религиозной ненависти, который в части 3А дает прямое указание на деяния, признаваемые «религиозной ненавистью»: ненависть в отношении группы лиц, характеризующихся приверженностью к религиозной вере или отсутствием религиозных взглядов (29А) [10]. Аналогично российскому законодательству Акт использует указание на преступность таких действий, если они совершены публично, то есть в присутствии других лиц, однако указанные нормы распространяются не только на посягательство против свободы совести и вероисповеданий, но и на разжигание религиозной и расовой вражды.

Следует отметить, что государство может пойти по пути преимущественного использования норм международного права, вносить в национальное законодательство уточнения, касающиеся традиционных религиозных течений либо устанавливать привилегированное положение того или иного религиозного течения с широким набором санкций за «кощунство» (Пакистан, ряд исламских государств). Совершенно иную позицию занимают США: помимо соблюдения международных норм на своей территории они следят за исполнением норм о свободе совести человека и гражданина на территории государств мира. Ежегодно Госдепартамент США представляет Конгрессу отчет о соблюдении свободы совести и вероисповеданий и о зафиксированных нарушениях на всей территории помимо самих США. В зависимости от количества зафиксированных нарушений указанных принципов составляется перечень государств, где такие нарушения носят повсеместный характер (встречаются часто), а это, в свою очередь, напрямую играет роль в формировании внешнеполитических отношений с такими государствами, а также позволяет США оказывать помощь религиозным группам, чье право на свободу совести и вероисповеданий ущемляется. Так, в докладе за 2013 г. к числу стран, в которых встречаются нарушения свободы совести и вероисповеданий, отнесены Сирия, Пакистан, Иран, Бангладеш, Шри-Ланка, Китай, Египет, Соединенное Королевство. При этом отдельно перечислены страны, в которых религиозная свобода ущемлялась посредством «правительственных репрессий»: Северная Корея, Саудовская Аравия, Судан, Куба, Таджикистан, Узбекистан, Россия [11].

Уголовный закон Норвегии и Швеции декриминализировал специальные составы преступлений, предусматривающие ответственность за «богохульство». В обоих случаях одной из причин отмены составов стало отсутствие правоприменительной практики в течение длительного времени. Норвежский законодатель указывает на важное условие привлечения к ответственности за оскорбление религиозных чувств - степень вреда, причиненного общественному интересу. 72

Шведский законодатель ограничивается на данный момент положениями ст. 8 ч. 2 гл. 16 УК Швеции: «Лицо, которое в распространенном заявлении или сообщении угрожает или выражает неуважение к национальной, этнической или другой подобной группе людей со ссылкой на расу, цвет кожи, национальное или этническое происхождение или религиозные убеждения, должно быть приговорено за агитацию против национальной или этнической группы к тюремному заключению на срок не более двух лет, или если преступление является малозначительным, то к штрафу (Закон 1988:835)» [12].

Законодательство Италии длительное время предусматривало ответственность за оскорбление государственной религии (католичество). Только в 1985 г. были внесены изменения в уголовное законодательство, касающиеся защиты не только католичества, но также иной религии (веры). На сегодняшний день деяния, посягающие на свободу совести и вероисповеданий в Италии, относятся и к административным правонарушениям («богохульство»), и к уголовным -ст. 724 УК Италии: деяние считается преступным, если совершено публично путем оскорбления религиозных символов или религиозных деятелей государственной религии (Конституционным судом в 1995 г. было указано на незаконность формулировки «государственной религии»).

Можно сделать вывод о том, что уголовное законодательство ряда светских государств идет по пути декриминализации деяний, которые могут рассматриваться как посягательство на конкретную конфессию, религиозное течение (в том числе некогда занимавшее или занимающее особое положение в государстве), в связи с тем что подобные нормы противоречат принципам равенства, свободы слова, свободы совести и вероисповеданий. Зарубежный законодатель, помимо прочего, приходит к выводу о том, что защите должны подлежать не только религиозные отношения, но и чувства лиц, относящих себя к атеистам. Тенденции изменения уголовного закона в России говорят об обратном процессе, однако с уверенностью судить о результатах указанных преобразований рано по причине немногочисленной судебной практики.

Свобода совести и вероисповеданий является важной частью национального законодательства любого государства, которая может ограничиваться нормами общего характера (основываясь на международных актах), но также и учитывать религиозные особенности и традиции населения. Проанализировав положения уголовных законов некоторых зарубежных государств, можно прийти к следующему выводу: законодатель стремится избегать норм, которые закрепляют привилегированное положение одного религиозного мировоззрения над другим. Несомненно, можно выделить государства, где религия является государственной: Финляндия, Греция, а также государства, религиозные институты которых осуществляют давнее тесное сотрудничество с властью, при этом государство носит светский характер (Россия, Германия). Важным остается не только качественное формулирование правовой нормы, призванной регулировать свободу совести и вероисповеданий, но и недопустимость некорректного правоприменения ее, например, в отношении отдельных групп и объединений, которые являются малочисленными или молодыми по сравнению с традиционными. Признавая религиозное и мировоззренческое многообразие, государство берет на себя обязательство по контролю за эффективным механизмом защиты свободы слова и совести каждого человека и гражданина. Закрепляя ответственность за нарушения права на свободу совести и вероисповеданий, законодателю следует максимально точно формулировать уголовно-правовую норму, указывать на ее применение без исключений (привилегий), избегать оценочных категорий и терминов без указания на их значение. В противном случае норма права вместо гарантии соблюдения принципа равенства становится средством искоренения инакомыслия и препятствием для развития культурного, идеологического и религиозного многообразия в обществе.

Примечания

1. «Всеобщая декларация прав человека» : принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 24.02.2015).

2. «Международный Пакт о гражданских и политических правах» : принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml (дата обращения 24.02.2015).

3. «Конституция Российской Федерации» : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Кон-сультантПлюс : справ.-правовая система. Версия Проф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обращения 24.03.2015).

4. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. Версия Проф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170122 (дата обращения 24.02.2015).

5. Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. Версия Проф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=148270;fld=134;dst=100009;rnd=0.3826851272024214 (дата обращения 24.02.2015).

6. «Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной республики Германия» : принят 15 мая 1871 года // Официальный сайт Федерального министерства юстиции и защиты потребителей ФРГ (Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz, BMJV). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/__166.html (дата обращения 24.02.2015).

7. Там же. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/__167.html (дата обращения 24.02.2015).

8. «Основной закон Федеративной Республики Германии» : принят 23 мая 1949 года // 1000 документов (1000 ключевых документов по германской истории в ХХ веке). URL: http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=trans lation&l=ru (дата обращения 24.02.2015).

9. Кенан М. Богохульство и меняющаяся природа сакрального // Русский журнал. Гефтеровские чтения. 16.02.2012. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Bogohul-stvo-i-menyayuschayasya-priroda-sakral-nogo (дата обращения 24.02.2015).

10. «Акт о расовой и религиозной ненависти» : принят парламентом Соединенного Королевства в 2006 году // Законодательство Соединенного Королевства (официальный сайт). URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/1/pdfs/ukpga_20060001_en.pdf (дата обращения 24.02.2015).

11. Доклад бюро США по вопросам демократии, прав человека и труда о свободе вероисповедания в 2013 году (International Religious Freedom Report for 2013): официальный сайт Государственного Департамента США. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/ index.htm#wrapper (дата обращения 24.02.2015).

12. Уголовный кодекс Швеции: принят в 1962 году // Шведская пальма. URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:16 (дата обращения 24.02.2015).

13. Уголовный кодекс Италии: утвержден Королевским указом № 1398 от 19.10.1930 г. // Altalex. URL: http://www.altalex.com/index.php?idnot=36776 (дата обращения 24.02.2015).

Notes

1. "The Universal Declaration of human rights": adopted by resolution 217 A (III) of the UN General Assembly of 10 December 1948 // Official website of the United Nations. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (access date 24.02.2015). (in Russ.)

2. "The international Covenant on civil and political rights": adopted by resolution 2200 A (XXI) of the UN General Assembly of 16 December 1966 // Official website of the United Nations Organization. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml (access date 24.02.2015). (in Russ.)

3. "The Constitution of the Russian Federation": adopted by popular vote of 12.12.1993 (including the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014 No. 2-FKZ, dated 21.07.2014 No. 11-FKZ) // Consultant plus: Ref.-legal system. Prof. version. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (access date 24.03.2015). (in Russ.)

4. Federal law dated 26.09.1997 N 125-FZ "On freedom of conscience and on religious associations" // Consultant plus: Ref.-legal system. Prof. version. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170122 (access date 24.02.2015). (in Russ.)

5. Federal law dated 29.06.2013 No. 136-FZ "On amendments to article 148 of the Criminal code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation aimed at countering insult of religious beliefs and feelings of citizens" // Consultant plus : Ref.-legal system. Prof. version. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148270;fld=134;dst=100009;rnd=0.3826851272024214 (access date 24.02.2015). (in Russ.)

6. "Criminal code (criminal code) of the Federal Republic of Germany": adopted on May 15, 1871 // Official website of the Federal the Ministry of justice and consumer protection of Germany (Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz, BMJV). Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/ stgb/__166.html (access date 24.02.2015). (in Russ.)

7. Ibid. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/__167.html (access date 24.02.2015). (in

Russ.)

8. "The basic law of the Federal Republic of Germany, adopted on 23 May 1949 // 1000 documents (1000 key documents on German history in the twentieth century). Available at: http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=trans lation&l=ru (access date 24.02.2015). (in Russ.)

9. Kenan M. Bogohul'stvo i menyayushchayasya priroda sakral'nogo [Blasphemy and the changing nature of the sacred] // Russkij zhurnal. Gefterovskie chteniya - Russian journal. Gefterov readings. 16.02.2012. Available at: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Bogohul-stvo-i-menyayuschayasya-priroda-sakralnogo (access date 24.02.2015).

10. "The act of racial and religious hatred": adopted by the Parliament of the United Kingdom in 2006 // UK Law (official website). Available at: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/1Zpdfs/ ukpga_20060001_en.pdf (24.02.2015). (in Eng.)

11. Report of the U.S. Bureau of democracy, human rights and labor on religious freedom in 2013 (International Religious Freedom Report for 2013): the official website of the U.S. State Department. Available at: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/ index.htm#wrapper (access date 24.02.2015).

12. The Swedish penal code: adopted in 1962 // Swedish Palma. Available at: http://www.sweden4rus.nu/ rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:16 (access date 24.02.2015). (in Russ.)

13. The Italian penal code: approved by Royal decree No. 1398 from 19.10.1930 / / Altalex. Available at: http://www.altalex.com/index.php?idnot=36776 (access date 24.02.2015). (in Russ.)

УДК 342.81

И. Г. Верзилина

К вопросу о совершенствовании правового статуса членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса

В демократическом государстве на выборах, проходящих открыто и гласно, фактор увеличения количества членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и других контролеров за организацией избирательного процесса должен приветствоваться. Однако правоприменительная практика при организации и проведении выборов в последние годы выявила ряд пробелов в избирательном законодательстве, свидетельствующих о недостаточной урегулированности правового статуса членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В статье обосновывается необходимость устранения этих пробелов, обусловленная тем, что они порождают возможность злоупотребления своими правами некоторых недобросовестных субъектов избирательных правоотношений.

In a democratic state elections in a transparent and public manner, the factor of increasing the number of members of election commissions with advisory vote, observers and other inspectors for the organization of the electoral process, should be welcomed. But practice in the organization and holding elections in recent years has revealed a number of loopholes in the electoral legislation, demonstrating the lack of regulation of the legal status of members of election commissions with advisory vote. The article proves the necessity to eliminate these loopholes, due to the fact that they give rise to the possibility of abusing their rights by some unfair members in the electoral legal relationship.

Ключевые слова: выборы, избирательные комиссии, избирательная кампания, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, права, обязанности.

Keywords: elections, election commission, electoral campaign, member of election commission with advisory vote, rights, obligations.

Впервые члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса вошли в состав Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу и участковых избирательных комиссий на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» [1]. В ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» [2] было закреплено право избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), самого кандидата после регистрации назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Аналогичная норма содержалась в ст. 24 Феде-

© Верзилина И. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.