Научная статья на тему 'Свобода мысли, совести и религии в европейском праве'

Свобода мысли, совести и религии в европейском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА МЫСЛИ / СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ / ЕКПЧ / ЕСПЧ / NTERNATIONAL LAW / THE EUROPEAN UNION LAW / HUMAN RIGHTS / FREEDOM OF THOUGHT / CONSCIENCE AND RELIGION / THE ECHR / THE ECTHR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречухина Мария Андреевна

Целью статьи ставится выявление места и значения свободы мысли, совести и религии в европейском праве. Данная цель включает задачи рассмотрения этого вопроса в контексте ЕКПЧ и в рамках права Европейского Союза. Предметом статьи выступает регулирование в отношении данной свободы, закрепленное в ЕКПЧ и праве ЕС, а также его осмысление правоприменителями и учеными-юристами. При написании статьи были задействованы системный и формально-юридический методы. По итогам проведенного исследования в статье представлены выводы о том, что право на данную свободу, являясь фундаментальным, выступает одной из основ демократического общества и ценностью в праве ЕС, а также обладает особым значением в культурном и историческом наследии Европы. Тематика прав и свобод человека достаточно широко разработана как российскими, так и зарубежными исследователями. Однако тема настоящей статьи представляется освещенной не так ярко, что делает желательным проведение подобной исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF THOUGHT, CONSCIENCE AND RELIGION IN EUROPEAN LAW

The aim of this article is to reveal the place and significance of freedom of thought, conscience and religion in European law. The aim includes scrutiny within the framework of the ECHR and the EU law. The ECHR and the EU law regulations regarding this freedom as well as legal practitioners’ and scholars' comprehension are the subjects of the article. The article is based on systematic and formal methods. The study concludes that the right to this freedom is fundamental and appears to be one of the democracy foundations and a value in the EU law. It also has special significance in the European cultural and historical context. Human rights issues are highly observed by both Russian and foreign researchers. However, academic works with specialisation in the particular topic of this article seem to be lacking and encouraging this research.

Текст научной работы на тему «Свобода мысли, совести и религии в европейском праве»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Мария Андреевна ГРЕЧУХИНА,

соискатель кафедры интеграционного и европейского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) M.Grechukhina@ rospravo.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ

Аннотация. Целью статьи ставится выявление места и значения свободы мысли, совести и религии в европейском праве. Данная цель включает задачи рассмотрения этого вопроса в контексте ЕКПЧ и в рамках права Европейского Союза. Предметом статьи выступает регулирование в отношении данной свободы, закрепленное в ЕКПЧ и праве ЕС, а также его осмысление правоприменителями и учеными-юристами. При написании статьи были задействованы системный и формально-юридический методы. По итогам проведенного исследования в статье представлены выводы о том, что право на данную свободу, являясь фундаментальным, выступает одной из основ демократического общества и ценностью в праве ЕС, а также обладает особым значением в культурном и историческом наследии Европы. Тематика прав и свобод человека достаточно широко разработана как российскими, так и зарубежными исследователями. Однако тема настоящей статьи представляется освещенной не так ярко, что делает желательным проведение подобной исследовательской работы. Ключевые слова: международное право, право Европейского Союза, права человека, свобода мысли, совести и религии, ЕКПЧ, ЕСПЧ.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.56.4.214-218

© М. А. Гречухина, 2019

M. A. GRECHUKHINA,

postgraduate student of the Chair of Integration and European law of the Kutafin

Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

FREEDOM OF THOUGHT, CONSCIENCE AND RELIGION IN EUROPEAN LAW

Abstract. The aim of this article is to reveal the place and significance of freedom of thought, conscience and religion in European law. The aim includes scrutiny within the framework of the ECHR and the EU law. The ECHR and the EU law regulations regarding this freedom as well as legal practitioners' and scholars' comprehension are the subjects of the article. The article is based on systematic and formal methods. The study concludes that the right to this freedom is fundamental and appears to be one of the democracy foundations and a value in the EU law. It also has special significance in the European cultural and historical context. Human rights issues are highly observed by both Russian and foreign researchers. However, academic works with specialisation in the particular topic of this article seem to be lacking and encouraging this research. Keywords: International law, the European Union law, human rights, freedom of thought, conscience and religion, the ECHR, the ECtHR.

в

ЕСТНИК Гречухина М. А. ^^ ^ С

УНИВЕРСИТЕТА Свобода мысли, совести и религии в европейском праве ' ^^

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

Данная статья посвящена месту и значению свободы мысли, совести и религии в европейском праве. Сомнения в том, что права и свободы человека вообще призваны играть ключевую роль в праве, вряд ли могут возникнуть: чему или чьему благу служит право, если охрана прав и свобод человека не будет поставлена в его центр? Печально, что на практике права человека неоднократно подвергались в прошлом и подвергаются сейчас различного рода нарушениям, а их защита иногда, как представляется, отходит на второй, а то и более отдаленный план, в юридической повестке.

Также понятно, что нормальной гармоничной жизни личности способствует соблюдение всех прав человека в их неразрывной взаимосвязи, а, например, соблюдение права на жизнь просто является детерминирующим — при его нарушении очевидно утрачивают смысл дальнейшие рассуждения о других правах. Тогда может возникнуть вопрос о том, какие особенности права на свободу мысли, совести и религии (далее в тексте статьи — право на свободу совести) позволяют говорить о его специфической роли в праве, в частности в европейском праве1. Ответ на этот вопрос, а также анализ места и значения права на свободу совести в европейском праве постараемся предложить в настоящей статье.

Начнем наш анализ с раскрытия данных вопросов в правовом контексте Совета Европы. Обратимся для этого к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.2 (далее в тексте статьи — Конвенция, ЕКПЧ). Согласно положениям ст. 9 Конвенции каждому гарантируется право на свободу мысли, совести и религии, что предполагает как свободу придерживаться убеждений (внутренний аспект свободы совести, или forum internum), так и свободу их исповедовать (т.е. тем или иным образом выражать — внешний аспект, или forum externum). Подробное рассмотрение содержания и пределов осуществления данной свободы не находится в фокусе этой статьи, поэтому в соответствии с ее темой остановимся на осмыслении того значения, которое придается этой закрепленной в ЕКПЧ свободе.

Особое отношение к обеспечению соблюдения права на свободу совести в европейской системе защиты прав человека имеет исторические корни. Как утверждает специалист по праву прав человека в свете ЕКПЧ, профессор Джим Мердок, религиозные и философские убеждения всегда представляли собой ключевые ценности европейского общества3, а гарантии свободы совести непременно можно найти в конституционных порядках стран с либеральным демократическим обществом, как и в международных инструментах по защите прав человека и на региональном, и на универсальном уровне. Это в какой-то степени всегда отражает вызовы того времени, когда разрабатывался тот или иной инструмент4.

~о И Б

В данной статье под «европейским правом» понимается право Европейского Союза и Совета Европы. Н

Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

Murdoch J. Freedom of thought, conscience and religion. A guide to the implementation of article 9 of the European Convention on Human Rights // Human rights handbooks, Council of Europe. 2007. № 9. P. 9.

Murdoch J. Protecting the right to freedom of thought, conscience and religion under the □

European Convention on Human Rights. Council of Europe. Strasbourg, 2012. P. 9. УЧЕНОГО

>

2

3

4

216 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

/ J Д ^^ i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Вероятно, будет нелегко найти акт Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ), в котором, разрешая дело, где было затронуто право на свободу совести, контрольный механизм не подчеркивал бы, что свобода совести является фундаментальным правом каждого человека и неотъемлемым признаком демократического общества. Иными словами, Страсбургский Суд указывает на то, что без признания и эффективной защиты данной свободы не может полноценно развиваться ни человеческая, ни общественная жизнь, а демократического общества без охраны данной свободы просто не существует.

Продолжая эту мысль, следует отметить, что демократическое общество обязательно должно характеризоваться плюрализмом. Например, в деле «Young, James and Webster v. the United Kingdom»5 ЕСПЧ (не в первый и не в последний раз) выразил позицию, согласно которой «плюрализм, толерантность и широкий взгляд на мир являются отличительными характеристиками «демократического общества»» (п. 63). В свою очередь, концепция плюрализма невозможна без опоры на свободу совести6. Действительно, между концепцией плюрализма и правом на свободу совести существует непосредственная и значимая на практике связь.

С одной стороны, без уважения убеждений каждого члена общества, в том числе не принадлежащего к большинству, и без признания за ним права не только интеллектуально быть носителем своих убеждений, но и реализовывать их в обществе, поступая в соответствии с ними, нельзя говорить о плюрализме.

С другой стороны, учет и уважение убеждений каждого не должны приводить к хаосу и вырождаться ни в диктатуру мнения большинства, ни в навязывание убеждений меньшинства тем, кто их не разделяет. Следовательно, нужен разумный баланс, который достигается, среди прочего, законно установленными и приемлемыми в демократическом обществе ограничениями прав, которые также предусматриваются ст. 9 ЕКПЧ.

Завершая рассмотрение значения права на свободу совести в контексте ЕКПЧ, нелишним будет вернуться к уже упоминавшейся взаимосвязи прав и свобод человека. В этом отношении обратим внимание на то, что свобода, гарантируемая ст. 9 Конвенции, естественным образом связана с правом на уважение частной и семейной жизни, со свободой выражения мнения и свободой собраний и объединений, закрепленными ст. 8, 10 и 11 ЕКПЧ, соответственно. Помимо этого, в европейской системе защиты прав человека право на свободу совести корре-лируется с запрещением дискриминации. Так, ст. 14 ЕКПЧ устанавливает, что пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно обеспечиваться без какой-либо дискриминации, в том числе и по признакам религии и политических и иных убеждений.

Установив место и значение права на свободу совести по смыслу ЕКПЧ, перейдем к анализу права Европейского Союза на тот же предмет.

5 Applications nos. 7601/76, 7806/77, Case of Young, James and Webster v. the United Kingdom, Judgment of 13 August 1981.

6 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под общ. ред. В. А. Туманова и Л. М. Энтина. М. : Норма, 2002. С. 148.

в

ЕСТНИК Гречухина М. А.

УНИВЕРСИТЕТА Свобода мысли, совести и религии в европейском праве

217

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Основу правового регулирования вопроса свободы совести в Европейском Союзе составляют Договор о Европейском Союзе (ДЕС)7, Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС)8, а также Хартия Европейского Союза об основных правах9. Исходя из их положений, конечно, дополненных другими актами Союза, обладающими различной юридической силой и раскрывающими более подробно тот или иной аспект, представляется возможным сделать следующее заключение о месте анализируемой свободы в праве интеграционного образования.

В первую очередь здесь отметим, что «источником вдохновения» для создания Союза послужили культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы, что полностью согласуется с приведенным выше мнением профессора Мердока

06 особой исторической роли вопросов убеждений, т.е. вопросов, связанных со свободой совести, в европейском правовом поле.

Во-вторых, на основе этого наследия сформировались универсальные ценности: «неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свобода, демократия, равенство и правовое государство». В связи с этим интересно обратить внимание на два момента. Первым является то, что наряду с другими правами человека право на свободу совести представляет собой самостоятельную ценность в праве Союза. Как мы успели уяснить, рассматривая место и значение права на свободу совести в перспективе ЕКПЧ, эта свобода является естественным и необходимым элементом демократического общества. «Свобода» как правовое понятие, разумеется, немыслима без свободы совести, а о равенстве может идти речь только в том случае, если носители различных убеждений пользуются равной правовой защитой. Таким образом, свобода совести непосредственно связана с другими ценностями ЕС. И это второй момент.

Дело в том, что ценности в праве ЕС не служат декоративным элементом на юридической сцене. Они обладают вполне конкретным правовым значением: в соответствии с ними формируется целеполагание в различных областях политики Союза. Декларируется, что ЕС выстраивает свою внутреннюю деятельность согласно своим ценностям и содействует их защите и продвижению в отношениях с остальным миром. Для этого Союз избирает надлежащие способы и инструменты. В качестве иллюстрации одного из таких инструментов можно привести оговорки о правах человека в соглашениях с третьими странами, предусматривающие меры вплоть до приостановки сотрудничества (см., например, Торговое соглашение между Европейским Союзом и государствами-членами, с одной стороны, и Колумбией и Перу — с другой10). Кроме того, ценности ЕС играют одну из ключевых ролей в возможности принятия в Союз нового государства, а также представляют собой обязательный стандарт в толковании права ЕС.

Во внутреннем пространстве Союза свобода совести приобретает важное зна- Б

чение в контексте борьбы с дискриминацией. Документом, из положений которого

>

7 Consolidated version of the Treaty on European Union // OJ C 202, 07.06.2016. Р. 13—46.

8 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 202, 07.06.2016. Р. 47—200.

9 Charter of Fundamental Rights of the European Union // OJ C 83, 30.03.2010. Р. 389—403.

10 Trade Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and □ Colombia and Peru, of the other part // OJ L 354, 21.12.2012. P. 3—2607. УЧЕНОГО

"0

>

218 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

/ у Д ^^ I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

это явно следует, можно назвать Директиву Совета 2000/78/ЕС от 27.11.200011. В ней устанавливается запрет дискриминации на различной почве, в том числе религии и убеждений. Говорить о том, почему сам принцип недискриминации связан со свободой совести, представляется излишним — думается, по тем же причинам, что и в отношении принципов плюрализма или равенства.

Завершая анализ значения права на свободу совести в праве ЕС, остановимся на внешнеполитической деятельности Союза. Продвижение права на свободу совести и вероисповедания на международной арене составляет целое направление такой деятельности ЕС. Полностью этому вопросу посвящены Руководящие принципы ЕС по продвижению и защите свободы вероисповедания и убеждений12, где указано, какие методы используются в этом направлении деятельности.

Подводя итог, сделаем следующие выводы о месте и значении права на свободу совести в европейском праве:

— это право является одним из фундаментальных прав человека;

— оно имеет особое историческое значение ввиду культурного, религиозного и философского наследия Европы;

— данное право представляет собой одну из основ демократического общества;

— в праве Европейского Союза оно является одной из ценностей, на которых Союз основан, а также играет существенную роль в формировании политики и реализации практической деятельности интеграционного образования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под общ. ред. В. А. Туманова и Л. М. Энтина. — М. : Норма, 2002. — 336 с.

2. Murdoch J. Freedom of thought, conscience and religion. A guide to the implementation of article 9 of the European Convention on Human Rights // Human rights handbooks, Council of Europe. — 2007. — № 9.

3. Murdoch J. Protecting the right to freedom of thought, conscience and religion under the European Convention on Human Rights. Council of Europe, — Strasbourg, 2012. — 91 p.

11 Council Directive 2000/78/EC of 27 November 2000 establishing a general framework for equal treatment in employment and occupation // OJ L 303, 02.12.2000. P. 16—22.

12 EU Guidelines on the promotion and protection of freedom of religion or belief // Council of the European Union, Brussels, 24 June 2013. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/ guidelines_death_penalty_st08416_en.pdf (Accessed: 20.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.