НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
191
УДК 130.2
СВОБОДА И ПРИНУЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ
М.А. Игнатов
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема соотношения концепций информационного общества и феномена отчуждения. Отмечается, что не только на практике, но также на уровне концепций отчуждение свойственно информационному обществу.
Ключевые слова: информационное общество, отчуждение, свобода, принуждение.
На рубеже XX-XXI вв. учеными - социологами, философами, политологами -стали активно использоваться такие термины как «информационное общество», «постиндустриальное общество», «постэкономическое общество», «общество знания», характеризуя ими состояние современного общества, якобы более свободного, в том числе и от негативных форм эксплуатации и отчуждения. Информационное единство всей человеческой цивилизации, как отмечают исследователи, формируется в современном обществе - т.е. в обществе, где возможен свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам. При этом гуманистические принципы управления обществом, становятся превалирующими основанные на прозрачности власти, «всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений»1. Именно здесь мы и выходим на проблему отчуждения в контексте современной информационной культуры.
Один из авторитетнейших исследователей современного состояния общества Д. Белл пишет: «Если капитал и труд - главные структурные элементы индустриального социума, то информация и знание - основа общества постиндустриального»1 2. Делая прогноз общества будущего, Белл приходит к довольно оптимистическим выводам о том, что «знание - общественный продукт, и его издержки, цена и стоимость сильно отличаются от соответствующих показателей промышленных товаров»3 4. И эта особенность приводит к тому, что «фактором инновации становится систематизация знания. Особенностью последнего
заключается в том, что, даже будучи проданным, оно остается также и у своего
4
производителя» .
Таким образом, качественное отличие нового социального состояния от предшествующего настолько для нею существенно, что Белл прибегает к четкому противопоставлению трудовой теории стоимости, в наиболее полной мере отражающей реалии индустриальной экономики, и некоей новой теоретической
1 Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. №3. С. 7.
2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования. М. : Академия, 1999. С. 20.
3 Там же: С. 23.
4 Там же: С. 23.
192
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
конструкции, которую он называет «теорией стоимости, основанной на знании»5. Но можно ли тогда говорить о том, что проблема отчуждения в информационном обществе снята в повестке дня, т.е. становится менее актуальной? Конечно же нет.
Во-первых, отчуждение - это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека в относительно самостоятельную силу, господствующую и довлеющую над ним. Во-вторых, отчуждение - это определенный тип социальных отношений, которые доминируют над остальными социальными связями. Человек при этом оказывается жестко встроенным в систему отношений с другими людьми. В-третьих, отчуждение самоинициированный или вынужденный отрыв человека от многих компонентов реальной действительности для построения фантомных миров, в которых либо добровольно, либо вынуждено человек должен существовать. Говоря об отчуждении, укажем на наличие еще одного противоречия, имеющего эволюционную природу (речь идет о социальной эволюции): это противоречие между наличным и потенциально возможным и несостоявшемся в человеке.
Многие исследователи находят возможность «снятия» в информационном обществе отчужденного состояния общественных и интимных форм существования индивидов путем изменения деятельности на пути ее трансформации - от материально-производственной к информационной. Но не попадаем ли мы и здесь в ситуации нового, «информационного отчуждения»?
В соответствии с проблематикой нашего исследования необходимо уточнить само понятие «информационное общество», что позволит нам связать определения информационного общества проблематикой отчуждения и самоотчуждения человека.
Так И.С. Мелюхин считает, что понятие «информационное общество» можно определить:
• как совокупность характеристик, присущих данному типу общества (информационные ресурсы, индустрия информации и пр.);
• пойти от «абстрактного к конкретному», указав, что информационное общество - это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное-индустриальное-постиндустриальное общество»;
• как общество, в котором доминирующим становится производство и потребление информационных продуктов и услуг»6, как следующую стадию развития человечества.
С точки зрения Э. Тоффлера, основой информационного общества является распространение электронных коммуникаций, т.е. компьютерная революция. При этом информация выступает как главная ценность, позволяющая расширить возможности человека, его психики, реализующая виртуализацию реальности и т.д. Иначе говоря, Тоффлер определяет информационное общество как общество «нормальное», способны рационально разрешать встающие перед ним проблемы, в т.ч. и проблемы преодоления самоотчуждения человека. В то же время Гибсон, в отличие от Тоффлера, рассматривает информационное общество как отклонение от нормы. Суть его рассуждений такова: «Электронный коттедж», превращающий дом в центр общества, «Электронный офис», позволяющий работать на дому и, наконец,
5 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования. М. : Академия, 1999. С. 24.
6 Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999.
С.22-23.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
193
киберпанк - это есть попрание норм и законов, которые приняты в информационном обществе. Нарушение норм есть война.
Э. Гидденс и З. Бадман отстаивают точку зрения, что информационное общество ведет к кризису идентичности человека, поскольку виртуальный мир средств массовой информации разрушает связь поколений, связь с историей, доставляет жить настоящим, которое все более и более становится иллюзорным.
Анализируя информационное общество, Л. Вартанова выделяет:
- теории информационной экономики, которые сконцентрированы на всеобъемлющем влиянии новых информационных и телекоммуникационных технологий на производительность в различных секторов экономики;
- теории информационного общества, которые рассматривают социальные, политические и культурные проблемы, являющиеся основанием интенсивного развития человека и его глобализации .
В работах Ф. Махлупа (США) и Т. Умесао (Япония) информационноe обществo понимается как обществo, в которoм процесс компьютеризaции даeт людям не только доступ к надежным источникам информации, но и избавляeт их от рутиной работы, oбеспечивая тем самым вьюокий уровень aвтоматизации производств, а продукт становится болеe «информационно eмким» (будeт одержать в cвоей стоимости болеe высокую дoлю инновaций, дизайна, маркетинга, телекоммуникаций, oбработки информации). Ряд ученых-философов рассматривают информационноe общество как общество, позволяющее людям:
- расширять права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации (У. Мартин, Д. Белл и др.);
- увеличивать возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств (И.С. Мелюхин, Ф. Махлуп, Л. Вартанова);
- давать возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять (Р. Кац, М. Парат и др.);
- обеспечивать средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций (Д. Белл, М. Порат, Р. Райх и др.).
Однако эти потенциальные преимущества и возможности информационного общества не станут реальностью сами по себе. Непосредственно воздействовать на правительства граждане получат возможность только при условии о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления «референдной демократии». Одновременно имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни людей (У. Мартин, И.С. Мелюхин и др.).
Однако, цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги - потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Коммерческий сектор также проявляет большую заинтересованность в мониторинге онлайновой активности, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу. 7 8
7 Вартанова Л. Европейское общество и стратегии Европейского Союза // Европейское право. М. 1994 // URL: http//www.medialaw.ru/huplications/ziг/43/Europe.html. М. 1994.
8 МаеЫир F. ТЬе Ргобисйоп апб Distributicn cf Knowledge in Ше United 8Ш1е8. РппсеЮп: РппсеЮп ишуегейу Press. 1962.
194
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
В документах Европейского Сообщества9 в связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации предлагаются такие рекомендации:
- хранение и сбор идентифицируемой информации должны быть минимальны;
- решение открывать или закрывать сведения, должно быть предоставлено самим людям;
- в проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;
- граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной
тайны;
- защитa персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на aнонимность граждан в информационные: системах.
Отсюда возникает одна из серьезнейших проблем: как сделать так, чтобы граждане, имея доступ к технологии и программному обеспечению могли защитить свою личную жизнь, послания и коммуникации. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Следовательно, методы шифрования будут совершенствоваться при условии, если их развитие будет частным делом человека. В то же время преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата.
В то же время, постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, которая включает возможность «спрятать» одно послание в другом, приведет к созданию практически совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. B этом случае государственные агентства, отвечающие за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.
Возникает вопрос: «На каких принципах должен основываться доступ к общественной информации?»
Анализ научной литературы позволил выделить следующие принципы:
- информация должна быть открыта для всех;
- основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
- непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества (У. Мартин, Д. Белл, Р. Кац и др.).
У. Мартин учитывая глубину, маштаб технологических и социальных последствий компьютеризации, а так же, и информатизации различных сфер жизнедеятельности человеческого общества, называет их компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного
9 Building Ше Еигореап Могтайоп 8оНе1у for Us All. First КеЙесйот cf Ше High Ьеуе1 Огоир cf Experts. Шепт КеротТ .Тапиагу 1996.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
195
общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. В западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годы ХХв. занимала теория постиндустриального общества.
Ряд ученых-философов и социологов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от
постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, постиндустриализма и традиционной футурологии (У. Мартин, Д. Белл, Р. Кац, М. Порат и др.).
Интересно и то, что ряд ведущж ученых-философов, ^следовавших теорию постиндустриального общества, в настоящеe время выступает в качествe сторонников концепции информационного обществ. Так, например, для Белла концепция информационного обществ стала cвоеобразным новым этапом развития теории постиндустриального обществ. ^к констатировал Бeлл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом»10 11.
У. Mартин пошел еще дальше: под информационным обществом он понимает «развит постиндустриальноe общество».
Для нашего исследования особый интерес имеют выделенные У. Мартином критерии и показатели информационного общества11.
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ
Технологический ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, cистеме образования и в быту.
^циальный информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.
Экономический информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве рeсурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
Политический свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
Kультурный признание культурной ценности информации посредством ^действия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и обществ в целом.
Выделенные критерии и показатели У. Мартином позволяют сделать следующие выводы: 1) коммунитация есть «ключевой элемент информационного обществ»; 2) информационное общество есть ориентир, тех изменений, которые происходят в ^временном западном обществе.
10 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 63.
11 Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 115-123.
196
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
Данная модель, как нам думается, была ориентирована на будущее развитие человека. Однако уже сегодня можно назвать целый ряд изменений, связанных с развитием информационных технологий, что и подтверждает концепцию информационного общества.
Каковы же эти изменения
- во-первых, структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
- во-вторых, возросшее осознание важности информации;
- в-третьих, растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
- в-четвертых, широкое распространение информационной технологии;
- в-пятых, поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций (У. Мартин, Д. Белл, М. Порат и
др.).
С учетом происходящих изменений «информационное общество» можно рассматреть как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социально-политических изменений и экономического развития, в значительной степени зависят от информации и ее эксплуатации. «B таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания»12 13.
Д. Белл как родоначальник концепции информационного общества почеркивает, что информация и знания входят в социальный базис наравне с материальными условиями и производственной деятельностью. При этом Белл определяет информационную теорию стоимости, рассматривая знания, а не труд, ее источником . О превращении индустриального общества в информационное Д. Белл говорил еще в конце 1960-x годов. M. Порат, T. Огоуньер, P. Кац и др. впоследствии развили концепцию Белла.
Таким образом, концепция Д. Белла - это первая попытка понять суть информации и развивающихся коммуникационных технологий. Д. Белл полагает, что мы входим в новую систему, в постиндустриальное общество, которое, хотя и имеет различные отличительные черты, характеризуется, главным образом, возрастанием количества и значения информации. Более того, информация и в количественном, и в качественном отношении является ключевой для нового типа общества. Во-первых, находит выражение в увеличении объёмов информации, находящейся в пользовании. Во-вторых, происходит качественный сдвиг, особенно в связи с возрастанием роли теоретического знания. За основу своего рассмотрения исследователь принимает структуры занятости населения. Им предполагается, что мы вступаем в информационное общество в том случае, когда большинство занятых людей работает в информационной сфере. Снижение занятости в сфере новейших технологий слежения, цифровой фото- и видеоаппаратуры, проникновения в компьютерные системы, файлы и базы данных, минуя средства электронной защиты информации, приводит к необходимости поставить проблему защиты персональной информации от постороннего вмешательства. Кроме того, для значительной части населения (в основном представителей старшей возрастной группы) большие сложности вызывает адаптация к условиям информационной среды. Но даже в том случае, когда адаптация, казалось бы, происходит вполне успешно, этот процесс (складывания и
12 Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 115-123.
13 Ве11 D. ТЬе sceial framework cf infcrmaticn society //ТЬе сошрЫег а§е: A twenty уеаг view. Ьопбои, 1981. P.163.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
197
развития информационного общества) порождает «цифровой раскол». Ибо разделение труда и сфере информационной приводит к формированию новой «информационной» элиты, состоящей в основном из тех, кто волей судьбы оказался ближе всего к производству, занятому разработкой информационных технологий. Всё это способствует росту социального отчуждения.
Список литературы
1. Белл Д. Г рядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования. - М. : Академия, 1999.
2. Вартанова Л. Европейское общество и стратегии Европейского Союза [Электронный ресурс] // Европейское право. - М. - 1994 // URL: http//www.medialaw.ru/huplications/zir/43/Europe.html. - М. - 1994.
3. Мартин У. Царство культов. - СПб., 1992.
4. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. - М., 1999.
5. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - №3. - С. 7-14.
6. Bell D. The social framework of information society //The computer age: A twenty year view. London, 1981.
7. Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996.
8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press. - 1962.
freedom and coercion in the information age
М.А. Ignatov
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
The problem of the relation of the information society and the phenomenon of alienation. It is noted that not only practical, but also at the level concepts peculiar disposition information society.
Keywords: information society, alienation, freedom and coercion.