Научная статья на тему 'Аналитика постиндустриального общества: от кибернетических к социологическим теориям'

Аналитика постиндустриального общества: от кибернетических к социологическим теориям Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1163
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / STATISTICAL INFORMATION THEORY / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / TECNOLOGICAL REVOLUTION / VIRTUALISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лащенов Александр Николаевич

В статье анализируются взгляды представителей разных научных направлений в области формирования концепции информационного общества. Логика предлагаемой автором классификации теорий информационного общества основана на результатах анализа теоретических подходов, лежащих в основе этих теорий. Теории информационного общества могут быть разделены на две группы: 1) основанные на технологическом (кибернетическом) подходе, где информация приравнивается к научному знанию, и 2) теории, основанные на гуманитарном подходе (философском, символическом, социологическом, глобализационном), при котором информация понимается как социальная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postindustrial Society Reconsidered: from Cybernetic to Sociological Theories

The author analyses different theoretical approaches to information society concept. He distinguishes between two groups of information society theories: 1) theories based on technological (cybernetic) approach where information means scientific knowledge, and 2) theories based on humanitarian approach (philosophical, symbolic, sociological, globalization approach) where information means social communication.

Текст научной работы на тему «Аналитика постиндустриального общества: от кибернетических к социологическим теориям»

ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

А.Н. Лащенов

АНАЛИТИКА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОТ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ К СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ТЕОРИЯМ

В статье анализируются взгляды представителей разных научных направлений в области формирования концепции информационного общества. Логика предлагаемой автором классификации теорий информационного общества основана на результатах анализа теоретических подходов, лежащих в основе этих теорий. Теории информационного общества могут быть разделены на две группы: 1) основанные на технологическом (кибернетическом) подходе, где информация приравнивается к научному знанию, и 2) теории, основанные на гуманитарном подходе (философском, символическом, социологическом, глобализационном), при котором информация понимается как социальная коммуникация.

Формационная теория цивилизаций предполагает разделение истории человечества на две эпохи: эпоха присваивающего и эпоха производящего хозяйства. Последняя, в свою очередь, делится на земледельческо-скотоводческий, доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды. Каждому из формационных периодов соответствовали конкретные типы общественных отношений, т.е. свой тип социальных отношений. Переход от присваивающего к производящему хозяйству рассматривался историками как революционный и обозначался термином «неолитическая революция». Переход от индустриального общества к постиндустриальному также характеризуется как революционный, и имя этой революции — информационная.

«Информационная революция», не менее явно, чем неолитическая, изменила традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом информационном сообществе — обществе, в котором, на первый взгляд, как будто нет места этническим особенностям, нациям и национальным отношениям, национальным традициям, о едином информационном пространстве, о новой цивилизации без национальных границ. Под информационной революцией целесообразно понимать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

Переход от индустриального к постиндустриальному типу общества

происходит в последней трети XX в. Термин «постиндустриализм» был впервые введен в научный оборот А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. В 1958 г. Д. Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впервые в послевоенный период применяет термин «постиндустриальное общество». Основоположником концепции постиндустриального общества по праву считается выдающийся американский социолог Д. Белл. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) он впервые проанализировал основные тенденции в изменении отношений секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. Социологический и социально-экономический анализ Д. Белла учитывал вклад многих предшественников, начиная с античных мыслителей, классиков социологической мысли и представителей «новой социологии». Суть социологических по сути теорий античных мыслителей сводилась к представлению об обществе как об организме, т. е. живом создании, со своими клетками, обменом веществ и нервной системой. Эту метафору можно найти еще у Аристотеля и затем у Э. Дюркгейма и Г. Спенсера. В 1940-е и 1950-е гг. в работах экономиста К. Кларка «Условия экономического прогресса» и социолога Ж. Фурастье «Великая надежда XX века» были сформулированы важнейшие методологические положения теории постиндустриального общества. Это дало возможность рассматривать возникновение нового социального состояния с позиций повышения роли технологического фактора, науки и образования, качественного изменения места теоретического знания и информации в общественном производстве.

Концепция «постиндустриального» общества получила свое развитие в трудах З. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, У. Дайзарда, М. Кастельса, Р. Катца, М. Маклюэна, Е. Масуды, Дж. Мартина, М. Пората, Т. Стоуньера, О. Тоффлера, А. Турена, Д. Белла и др. (Белл 1986: 330-342). В отечественной науке это направление представлено работами С.А. Дятлова, Д.В. Иванова, В.Л. Иноземцева, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева и др. (Абдеев 1994).

В результате научно-технической революции (1950-70-х гг.) произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения. Как следствие этого, концепция постиндустриального общества получила несколько синонимичных названий-характеристик: «технотронное общество», «общество знания», «открытое общество» и, наконец, получившее наибольшее распространение «информационное общество». В начале 1960-х гг. Ф. Махлуп и Т. Умесао фактически одновременно в США и Японии ввели в научный оборот термин «информационное общество». В конце этого же десятилетия Д. Белл предсказывал превращение индустриального общества в информационное. Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, И. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и др.

В российской науке концепция информационного общества долгое время не признавалась, но благодаря работам выдающихся отечественных об-

ществоведов А.П. Ершова, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула начались исследования роли информации в постиндустриальном обществе.

Концепция информационной цивилизации изучалась различными исследователями с различных точек зрения, в зависимости от той области исследований, в которой работает ученый. Ф. Уэбстер в книге «Теория информационного общества» (2004) выделил пять применяемых в исследовательской среде определений информационного общества, каждое из которых связано с «параметрами идентификации новизны: технологическое, экономическое, пространственное, связанное со сферой занятости, культурное. Разумеется, каждое из них актуализируется, становится приоритетным в зависимости от позиции применяющего его исследователя» (Уэбстер 2004). Логика предлагаемой здесь классификации теорий информационного общества основана на результатах анализа теоретических подходов, лежащих в основе этих теорий. Анализируемые теории могут быть разделены на две группы: 1) основанные на технологическом подходе (философия техники, кибернетика) и 2) теории, основанные на гуманитарном подходе (философский, символический, социологический, глобализационный). Основание подхода определял угол зрения автора теории, сформированный, как уже было указано выше, областью исследований, в которой работал ученый.

Технологический подход

Кибернетический аспект. Начало всестороннему изучению информационной цивилизации и имманентного ей типа общественных отношений положили ученые, которые занимались техническими проблемами передачи данных. На базе этих исследований была создана статистическая теория информации, положившая начало кибернетическому подходу и получившая достаточно подробное рассмотрение в трудах Р. Хартли, К. Шеннона, Н. Винера, Л. Бриллюэна, У. Эшби и С. Голдмана. Некоторые из первоначальных кибернетических моделей, в том числе и модель общественных отношений, были излишне централизованны и имели жесткую структуру, но большинство последних подходов делает упор на самоорганизацию, автономность, децентрализованность и взаимодействие между многочисленными составляющими. Внутри кибернетики и системной теории можно выделить несколько моделей, которые могут быть использованы при изучении как живых организмов, так и социальных систем: теория живых организмов Миллера, теория автопойэзиса Матураны, теория перцептивного контроля Пауэрса и теория Турчина о метасистемных переходах (Головко 2004: 126).

Гуманитарный подход

Философский аспект. Кибернетический аспект теории информационного общества в силу его особой техноцентричности, когда основное внимание уделяется количественным аспектам информации и не учитывается ее смысловая нагрузка, не удовлетворял философов. В результате появились глубокие исследования феномена информации отечественных ученых: А.И. Анчишкина, Р.С. Абдеева, Д. Блюменау, В.А. Виноградова, В.Н. Глушкова, B.C. Готта, И.И. Гришкина, А. Ракитова, А.Д. Урсула и других.

Символический аспект. Французский социолог П. Бурдье, вслед за философами М. Фуко, Ж. Бодрийяром, Ж. Делезом и Ж.-Ф. Лиотаром заметил, что современное общество характеризуется изобилием знаков. Ф. Уэбстер писал, что «современная культура явно более информативна, чем любая предшествующая» (Уэбстер 2004: 16). Другой французский исследователь, Ж. Бодрийяр указывал, что изобилие знаков в условиях информационной цивилизации часто ведет к утрате их значимости. Часто знаки меняются, противоречат друг другу, имеют различные смыслы и представляют собой симуляции. Это приводит к тому, что люди вправе выбирать знаки и наполнять их собственными смыслами. Символический аспект теории информационного общества сегодня весьма успешно разрабатывается с социологических позиций. Одно из направлений исследований

— изучение особенностей и последствий виртуализации общества, осуществленное петербургским социологом Д. В. Ивановым. Этот исследователь создал социологическую модель, объединившую разрозненные представления об экономических, политических, технологических, культурных переменах современного общества, а также — доктрины постиндустриальной экономики, постмодернизма, компьютерной революции и т.п. Эта модель дает возможность объяснить множество фактов и тенденций, наблюдаемых в различных сферах жизни (Иванов 2002а: 224).

Социологический аспект. Социальная структура постиндустриального общества изучалась такими учеными, как А. Белл, А. Турен, М. Кастельс, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Г. Маркузе, Дж. Нейсбит, А. Тоффлер. Они внесли существенный вклад в создание социологической теории постиндустриального общества, разрабатывая понятие социальной структуры, включающее в себя классы, конфессии, этносы и пр. Собственно социологический аспект теория «информационного общества» получила в работах М. Пората, Р. Каца и др. Рассматривая общественное развитие с позиций стадиальной теории, сторонники теории информационного общества связывают его становление с приоритетной ролью в социальном развитии «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. М. Порат и Р. Кац акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технотронного общества, и определили современный социум, отталкиваясь от возросшей и постоянно возрастающей роли знаний. По сути, М. Порат и Р. Кац разрабатывали теорию новой социальной структуры, возникшей в условиях постиндустриального общества. Под новой социальной структурой они понимали служащих, занятых в офисах и на инженерно-технических должностях. Термин «новый средний класс» был введен Э. Ледерером в 1912 г. Ледерер считал верным прогноз марксистов об исчезновении среднего класса в Германии в первой половине ХХ в. И действительно, «старый» средний класс, т.е. класс независимых предпринимателей, мелких фермеров и работников свободных профессий, стал в Германии уменьшаться, но то же самое происходило и с рабочим классом: с 1895 по 1925 г. доля промышленных наемных рабочих в совокупной рабочей силе сократилась с 56,8 до 45,1 %. Между ними стал формироваться новый слой

— получающих жалованье служащих, занятых в офисах и на инженерно-технических должностях. Т. Гейгер предсказывал, что «новый средний класс» окажет-

ся «раздавленным» между капиталистическим классом и промышленным пролетариатом, тогда как Й. Шумпетер утверждал, что вследствие увеличения числа служащих мир будущего превратится в мир бюрократии. Те, кто рассматривал средний класс только в экономическом аспекте, подобно Э. Ледереру и Я. Маршаку, полагали, что его положение «между классами» более невозможно, и в обществе, где нарастающее групповое самосознание вызывает необходимость правового регулирования трудовых отношений, «новый средний класс» объединится в коллективную организацию и, вероятно, вступит в альянс с профсоюзным движением. Если в начале XX в. численность работников физического труда была в десятки раз больше, чем численность «белых воротничков», то во второй половине века начался стремительный рост численности последних. Если в США с 1930 по 1965 г. численность всей рабочей силы страны увеличилась приблизительно на 50 %, то число инженеров возросло на 370 %, а ученых — на 930 %.

По мнению Ф. Уэбстера, в основе этих дефиниций лежит убеждение, что количественные изменения в сфере информации ведут к качественным изменениям в обществе, к изменению типа социального устройства: поскольку в нашем обществе стало больше информации, следовательно, оно становится информационным.

Социологические теории позволяют выявить качественный подход к определению информационного общества, который опирается на тезис о зависимости изменений образа жизни от характера получаемой информации, а не от ее объема, поскольку в основе поведения современного человека лежит сегодня теоретическое знание, т. е. информация. По мнению Ф. Уэбстера, это единственное на сегодня определение специфики информационного общества, опирающееся не на количественные, а на качественные критерии. Однако предлагаемый им взгляд на социальную динамику и контекст проблем, с ней связанных, нельзя считать общепринятым.

По наблюдениям Ф. Уэбстера, интерес к информации и ее воздействию на общество в 70-80-х гг. прошедшего века носил в большей степени констатирующий, а в 1990-х гг. приобрел исследовательский, предметный характер: какие формы может принять информация и в чем заключается ее влияние на социальные, политические и экономические отношения? И далее — направление интереса меняется от технологии к человеку, точнее, к тем людям, которых социум склонен рассматривать как проводников в мир информации. Это люди новых профессий — программисты, работники масс-медиа, менеджеры современного производства, занимающиеся PR, т.е. все те, кто работает в креативных областях деятельности. «Эти люди — ключевые игроки в информационном обществе, им выпало счастье получить первоклассное образование, обеспечившее их информационными возможностями, которые позволяют выжить в новой глобализованной экономике» (Уэбстер 2004: 23).

Социально-экономический аспект. В социально-экономической и культурологической теории понятие «информационное общество» складывалось под влиянием работ американского экономиста и социолога Т. Веблена. Он создал теорию технократии, которая затем использовалась теоретиками постиндустриального общества. Т. Веблен выделил понятия «технологическая революция». Согласно его социологической теории, структуризация

секторов общественного производства в постиндустриальную эпоху может происходить на основании внутренних закономерностей хозяйственного развития, т.е. независимо от социальной и политической системы той или иной страны. Но эти внутренние закономерности являются эхом законов глобальной экономической динамики. Вопросы становления информационной цивилизации на уровне социологического теоретизирования были рассмотрены в 1960-1990 гг. в работах западных исследователей.

Процессы становления и развития информационной экономики, механизмы ее функционирования и социально-экономических последствий этого функционирования наиболее полно рассматриваются в фундаментальных работах зарубежных экономистов: Дж. Стиглера, Ф. Махлупа, Дж. Нейсбита, М. Пората, Т. Стоуньера, Д. Тэпскотта, Т. Умесао, И. Масуды, К. Эрроу, Дж. Штиглица, М. Мэлоупа, Ф. Фукуямы. Ряд аспектов информационной экономики исследованы в работах российских экономистов: Д. С. Львова, В.Л. Макарова, В.Л. Иноземцева, С.А. Дятлова, А.Н. Костюка, Р.М. Нижегородцева, Т.П. Николаевой, Р.А. Цвылева, А.Н. Клепача, Е.З. Майлинаса и др. Анализом феномена «экономики, основанной на знаниях» активно занимаются А. А. Пороховский, Ю.В. Осипов, В.М. Кульков, А.В. Бузгалин, Ю.В. Яковец, Т.Е. Степанова и др. В 1978 г., анализируя информационную среду национальной экономики и установив, что почти половина валового национального продукта США тех лет связана с одним из этих секторов, М. Порат пришел к выводу, что США является «обществом, в котором главное место занимает деятельность по производству информационного продукта и информационных услуг, а также общественное и частное (вторичный информационный сектор) делопроизводство» (Уэбстер 2004: 19). «Смекалка, изобретательность, способность налаживать и использовать «сети» и есть ключ к успеху в новой "легковесной" экономике. Появились новые профессии, успех в которых достигается «идеями, знаниями, навыками, талантами и креативностью», — дизайнеры, дилеры, имиджмейкеры, ниш-файндеры (ЬеаёЬеа1ег 1999: 18).

С критикой социально-экономического подхода к изучению информационного общества выступил Ф. Уэбстер. Анализируя экономический критерий оценки особенностей информационного общества, исследователь отмечал присутствие высокой степени субъективизма в оценках того, «как следует выстраивать категории и что именно включать в информационный сектор и что из него исключать». Он указывал, что сводные экономические данные (статистика) неизбежно нивелируют все виды деятельности, устраняя возможность дифференциации информационной деятельности и констатируя лишь ее удельный вес в обществе (который, конечно же, активно наращивается — хотя бы в результате рекламы на телевидении).

Социально-экономический аспект теории информационного общества в 1970-1980 гг. изучал Т. Стоуньер. Согласно его социально-экономической теории информационного общества, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы — самый большой потенциальный источник богатства. Постиндустриальная экономика — это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. Производс-

тво информации увязывалось с производством знаний и научными открытиями, а растущее значение информатизации выражалось в концепциях постиндустриального и информационного общества. Среди зарубежных ученых, занимавшихся исследованиями в этих направлениях, необходимо выделить работы Дж. Мартина, И. Масуды, Дж. Миллера, И. Николова, У. Приеста, П. Страссмана, А. Тоффлера, Ф. Хайека, К. Эрроу, Ф. Махлуп и др. Так, в своей работе «Производство и распределение знаний в США» (МасЫир 1962) Ф. Махлуп отнес к информационным отраслям деятельности образование, право, средства массовой коммуникации и производство компьютеров и сделал попытку установить их экономическую ценность, которая, как известно, в этих областях весьма подвижна.

Глобализационный аспект. Впервые к вопросу поиска социокультурной идентичности человеком как индивидуальности и личности и в то же время части крупного суперорганизма — общества — обратился психолог К. Юнг, поставив проблему «духа времени». В условиях информационного общества жить и быть адекватным ему, сохраняя субъектность/индивидуальность — задача, доступная для нового, «иного» мировоззрения, формирование которого требует усилий времени. Идея, объединяющая нацию, как национальная идея, или множество наций, как идея глобализации и информатизации — может расцениваться как соответствующая «духу времени», и тогда сопротивление ей, в свою очередь, может расцениваться как проявление индивидуальности и субъектность (Юнг 1996: 218). Воспринятая индивидом коллективная идея (как принадлежность коллективного сознания), в частности, идея об общественном устройстве, способствует идентификации индивидуального сознания с коллективным сознанием, а далее — усиливается групповая идентификация с силами коллективного бессознательного.

Важный аспект теоретических исследований информационного общества, связанный с проблемой глобализации и сопутствующим этому процессу феноменом этнического возрождения впервые был отмечен в работах американских ученых во второй половине 1960-х гг. У истоков формирования научного представления об этническом возрождении стоят Н. Глейзер и Д. Мойнихен с их концепцией «плавильного котла». Анализ роста фактора этничности в Америке привел к переосмыслению основ общества: появилось понимание значимости групповой идентичности в социальной жизни. Именно так оценивается значение этнического возрождения в работах О. Тоффлера, Д. Несбитта и П. Эбурдин, Б. Барбера. В рамках европейской науки этническое возрождение рассматривается как закономерная социокультурная реакция населения на глобальные процессы интеграции и централизации власти. Глобализация, распространившаяся на все сферы общественной жизни — экономическую, политическую и культурную — будучи естественным результатом стремления людей осознать и ощутить свое единство (Добреньков 2002: 34-35), при этом предполагает совершенно новое по сравнению с прежним отношение к пространству и времени. Информационные технологии являются основой для создания и развития качественно нового типа информационного пространства как результата интеграции средств массовой коммуникации с вычислительной техникой и телекоммуникациями — информационными гиперсистемами. В социологии исследования, связанные с проблемой глобализации, стали

появляться с начала 1980-х гг., когда это понятие начали разрабатывать Р. Робертсон и популяризировать Э. Гидденс и М. Кастельс (Кастельс 2000). Их работы показали, что понятия локального и регионального в информационной среде теряют свой исконный смысл, а в целом «понятие пространство становится " независимым" от любого места и региона» (Уэбстер 2004: 28). Социальные отношения, в результате, интенсифицируясь, связывают отдаленные регионы, но безотносительно к локальным контекстам и, более того — связывают так, что локальные процессы и феномены формируются под влиянием удаленных от них событий. В двухтомнике «Информационный век. Экономика, общество и культура» (1996-1998) М. Кастельс утверждает, что капиталистические общества в последние десятилетия XX в. также вступили в период перестройки. «С конца 1980-х гг. большинство поисков в области теории изменений сосредоточено на новом генеральном направлении — разработке теорий глобализации. В 1990 г. выходит программный сборник статей "Глобальная культура", в котором опубликованы работы ведущих теоретиков И. Уоллерстайна, М. Арчер, Р. Робертсона, М. Фезерстоуна, А. Аппадураи, Б. Тернера и др. С этого времени одна за другой появляются фундаментальные монографии о глобализации, написанные Л. Склэром, Р. Робертсоном, О. Ианни, Уотерсом, А. Аппадураи, У. Беком и т. д. Суть произошедшего в социологии концептуального поворота отчетливо сформулирована во введении М. Фезерстоуна и С. Лаша к сборнику статей "Глобальные современности" (Global Modernities): дискурс глобализации возник как "преемник дебатов о современности (modernity) и постсовременности (postmodernity) в понимании социокультурных изменений"» (Иванов 2002б). Глобализационный подход к анализу информационного общества делает акцент на феномене информационных сетей, которые связывают различные места, влияя на организацию пространства и времени. Информационные сети, являясь отличительной чертой современных обществ, дают возможность связывать людей посредством электронных магистралей. При этом изменяется характер отношения к категориям времени и пространства.

Итак, обзор теорий информационного общества, осуществленный на основании подходов к феномену «информационного общества», позволил выявить динамику представлений об информации с технологической и философской точек зрения. Смена теоретической парадигмы состояла в изменении взгляда на информацию: это уже не просто интеллектуальные представления, выраженные научными знаниями, обладающие, в основном, техническим содержанием, а, прежде всего, коммуникативные процессы. Социологи внесли существенное уточнение, которое сместило акцент понимания информации из области технологии в область социологии. С точки зрения социологической теории информационного общества, информация — это процесс и пространство социальной коммуникации. Сегодня социологи, используя опыт кибернетической теории информации, перешли к построению моделей современного информационного общества, выявляя его типологические особенности, промоделированные в кибернетических теориях. Основными типологическими особенностями постиндустриального общества с позиций формационной теории стали «информация», «открытость», «знание», «технология». Основными субъектами постиндустриальной европейской цивилизации становятся про-

фессионалы-управленцы, программисты, топ-менеджеры, центр тяжести производственной деятельности которых перемещается в сферу организации процессов. Основной моделью социальной коммуникации становятся социальные и информационные сети.

Анализ типологических характеристик постиндустриального общества сказался в смене научной парадигмы в науках об обществе: его перестали рассматривать с механистических позиций. Сторонники концепции информационного общества придерживаются взгляда на общество как на суперорганизм. Главная идея модели социума сегодня состоит в том, что мировое общество может рассматриваться как единый суперорганизм, а в условиях сегодняшнего быстрого развития технологий оно становится все более похожим на него. Суперорганизм — это живая система высшего порядка, элементы которой (в нашем случае, отдельные индивиды) сами являются организмами. Если отдельные клетки являются организмами, тогда многоклеточный организм — тоже суперорганизм.

В последнее время множество идей и методов, объединенных в «теории сложности», привели к пониманию того, что организмы — это самоорганизующиеся, адаптивные системы. Большинство процессов в этих системах децентрализовано, неопределенно и постоянно изменяется. Сложное адаптивное поведение подобных систем возникает в процессе свободного взаимодействия между отдельными автономными компонентами. Модели же, в которых управление подчинено отдельному планирующему блоку, были признаны непригодными для большинства реальных социальных систем. Подобное развитие научных взглядов открывает возможность моделирования организаций и обществ в виде сложных адаптивных систем.

С развитием «теории сложности» появились, например, исследования Дж. Холланда и Ф. Хейлигана, использовавшего системный подход, которые касаются и биологических (иммунная система, нервная система, происхождение жизни), и социальных (фондовый рынок, города, древние цивилизации) вопросов. Однако этот подход еще только развивается и предлагает лишь ряд интересных идей и методов, но не целостную теорию организма или общества (Неу^Иеп 1995: 59-85).

Особую роль в изменении взгляда на модель современного общества сыграли представители кибернетического, философского, символического, экономического, социологического подходов к анализу современного общества и актуальных систем социальных взаимодействий.

Литература

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Головко Б. Информационная социология: тематическая диспозиция // Социология: теория методы, маркетинг. 2004. № 2.

Добреньков В.Ф. Социально-гуманитарные проблемы становления глобального общества // Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002а.

Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. 2002б. № 5. (http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2003/fem/danilina/library/evolution.htm).

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества М.: Аспект-пресс, 2004. Юнг К.-Г. О природе души // Юнг К.-Г. Т. 8. М.: «Ювента», 1996.

Heylighen F. Meta-systems as constraints on variation // World Futures: the Journal of General Evolution. 1995. No 45.

Leadbeater Ch. Living on Thin Air: The New Economy. NY.: Viking, 1999. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.