Научная статья на тему 'От информационного общества -к обществу знания'

От информационного общества -к обществу знания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4281
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / SOCIETY / INFORMATION SOCIETY / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / INFORMATION SOCIETY THEORY / KNOWLEDGE-BASED SOCIETY / INFORMATION / KNOWLEDGE / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Климова А. Б.

В статье осуществляется анализ имеющихся в зарубежной и отечественной науке теоретических концепций информационного общества. Излагается история изучения вопроса информационного общества общества, главной ценностью и структурообразующим элементом которого является нематериальная субстанция информация. Приводятся определения термина «информационное общество». На основе анализа определений понятия «информационное общество» и анализа теоретических концепций информационного общества составлена совокупность признаков информационного общества, среди которых информационная экономика и информационный рынок труда, информационное законодательство, информационная инфраструктура, информационная культура и культ знаний. Особое внимание в статье уделяется вопросу разграничения понятий «информационное общество» и «общество знания». Приводятся различные точки зрения на соотношение этих понятий. С одной стороны, на основании неэквивалентности терминообразующих понятий «информация» и «знание», рассматриваемых, соответственно, как количественный и качественный показатели, информационное общество и общество знания определяются как различные типы общества. С другой стороны, сходность присущих этим обществам характеристик не позволяет сделать вывод о их глобальном отличии. Автор статьи приходит к выводу, что общество знания не является новым типом общества, а представляет собой новую ступень развития информационного общества, основной характеристикой которого является экономика знаний. Главной движущей силой развития общества знания становится не столько информация, сколько человек, способный управлять информационными потоками, создавать и передавать новое знание в форме интеллектуального продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE INFORMATION SOCIETY TO THE KNOWLEDGE-BASED SOCIETY

The article is devoted to the analysis of theoretical concepts of information society existing in Russian and foreign sciences. The article reviews evolution of the study of the information society, the society with the main value and a structure-forming element of which is an immaterial substance information. Various definitions of the term “information society” are provided. A set of characteristics of the information society based on the analysis of “information society” definitions and the theoretical concepts of the information society are composed. The characteristics are represented by such indicators as the information economy and information labor market, information legislation, information infrastructure, information culture and the cult of knowledge. Special attention is paid to the question of differentiation of the concepts “information society” and “knowledge society”. Different perspectives on the relationship between these concepts are revealed. On the one hand, on the basis of nonequivalence of concepts “information” and “knowledge” meant as quantitative and qualitative indicators, information society and knowledge society are defined as different types of society. On the other hand, their common features can indicate their equality. The author comes to the conclusion that the knowledge society is not a new type of a society, but represents a new stage in the development of the information society, the main characteristic of which is the knowledge economy. The main driving force of the development of the knowledge society is not information, but people who are able to manage information flows, create and transmit new knowledge in the form of intellectual product.

Текст научной работы на тему «От информационного общества -к обществу знания»

А.Б. Климова, аспирант, кафедра английской филологии и лингводидактики, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск, Россия, [email protected], [email protected]

ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЯ

В статье осуществляется анализ имеющихся в зарубежной и отечественной науке теоретических концепций информационного общества. Излагается история изучения вопроса информационного общества - общества, главной ценностью и структурообразующим элементом которого является нематериальная субстанция - информация. Приводятся определения термина «информационное общество». На основе анализа определений понятия «информационное общество» и анализа теоретических концепций информационного общества составлена совокупность признаков информационного общества, среди которых информационная экономика и информационный рынок труда, информационное законодательство, информационная инфраструктура, информационная культура и культ знаний. Особое внимание в статье уделяется вопросу разграничения понятий «информационное общество» и «общество знания». Приводятся различные точки зрения на соотношение этих понятий. С одной стороны, на основании неэквивалентности терминообразующих понятий «информация» и «знание», рассматриваемых, соответственно, как количественный и качественный показатели, информационное общество и общество знания определяются как различные типы общества. С другой стороны, сходность присущих этим обществам характеристик не позволяет сделать вывод о их глобальном отличии. Автор статьи приходит к выводу, что общество знания не является новым типом общества, а представляет собой новую ступень развития информационного общества, основной характеристикой которого является экономика знаний. Главной движущей силой развития общества знания становится не столько информация, сколько человек, способный управлять информационными потоками, создавать и передавать новое знание в форме интеллектуального продукта. Ключевые слова: общество, информационное общество, постиндустриальное общество, общество знания, теория информационного общества, информация, знание, экономика знаний.

Изменения, происходящие в современном обществе, во многом связаны с изменением роли информации в мире в целом и в жизни каждого представителя общества в частности. Появление новых информационно-коммуникационных технологий, ориентация экономики на производство информационных продуктов и услуг, постоянная необходимость в обращении к информации в социальной жизни - всё это побудило исследователей к изучению процесса информатизации общества.

С середины ХХ века в науке стали появляться теории, описывающие новый тип общества - информационное общество (Information Society). Впервые идея перехода общества на новую стадию развития была обозначена американским социологом Д. Беллом. Новый тип общества определялся исследователем как постиндустриальное общество, которое характеризуется переходом от производства вещей к производству услуг, изменениями в сфере занятости населения и центральной ролью теоретического знания1.

Термин «информационное общество» впервые вводит Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Основные идеи информационного общества описываются японским исследователем Ёнэдзи Масудой, главой института информационного общества, в «Плане информационного общества», представленном японскому правительству Институтом разработки использования компьютеров (1ЛСиВ1). В вышеупомянутом документе под информационным обществом понимается «общество, в котором процесс компьютеризации даёт людям доступ к надёжным источникам информации, избавляет их от рутинной работы и обеспечивает высокий уровень автоматизации производства»2. Учёные акцентировали внимание на том, что движущей силой нового общества становится информационный, а не материальный продукт.

В дальнейшем данная концепция получила развитие в трудах зарубежных учёных, описывающих теории информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, А. Мароль, И. Масуда, Ф. Махлуп, А. Минк, С. Нор, Порат, Т. Сакайя, Т. Стоуньер, А. Тоффлер, А. Турен, Т. Умесао, Ф. Уэбстер и др.).

В связи с появлением нового научного понятия Д. Белл вводит поправки в свою теорию и использует термин «информационное общество» как новое название для постиндустриального общества, в котором социальная структура определяется не последовательностью ступеней развития, а феноменом информации. Решающую роль в развитии информационного общества учёный отводит техническим средствам связи, в частности, средствам телекоммуникации.

Наиболее подробно черты информационного общества были изложены в «теории волн» О. Тоффлера. Согласно Тоффлеру, мир вступает в третью стадию цивилизации. Основу новой экономической системы должны составить компьютерные сети, соединяющие частные дома - «электронные коттеджи» -с производственными организациями, прави-

тельственными и образовательными учрежде-ниями3. Таким образом, образуется социальный макрокосм, пронизанный глобальными информационными и телекоммуникационными системами. Ведущую роль в преобразовании индустриального общества в информационное, по мнению учёного, играют демассифици-рованные средства информации, работающие не с массовой, неопределённой аудиторией, а с вполне определёнными группами, обладающими чётко очерченными интересами и потребностями.

Среди теорий, описывающих новый тип общества, нельзя не упомянуть концепцию информационного общества Мануэля Ка-стельса, изложенную в трилогии «Информационный век: экономика, общество и культура»4. Учёный определяет общество нового типа как «информациональное», тем самым акцентируя внимание на структурообразующей роли информации в его становлении и развитии.

По-иному осмыслена концепция информационного общества в трудах представителей французской социологической школы (А. Минк, М. Постер, С. Нор), которые впервые рассмотрели информационное общество в культурном контексте, а не в экономическом, как это было у их предшественников. Исследователи утверждают, что новый тип общества функционирует, основываясь на гуманистических принципах, принципах всеобщего доступа к информации и демократичности принятия решений.

Несмотря на признанный вклад, который внесли рассмотренные выше теории в понимание информации в современном мире, им не удалось избежать критики. Известный философ Фрэнк Уэбстер видит недостатки вышеупомянутых концепций в том, что в них информация рассматривается только как количественный фактор и предмет статистических измерений (большее количество занятых в информационной сфере, больше СМИ, больший процент ВНП, обеспеченный информацией, и т.д.), а качественная сторона

Основу новой экономической системы должны составить компьютерные сети, соединяющие частные дома - «электронные коттеджи» - с производственными организациями, правительственными и образовательными учреждениями.

остаётся без внимания5. Но даже в обыденной жизни, как отмечает учёный, «получая информацию или обмениваясь ею, мы в первую очередь оцениваем её значение и ценность: существенна ли она, точна ли, нелепа, интересна, компетентна или полезна.. .»6.

Проблема информационного общества, интенсивно исследуемая в зарубежных трудах, рассматривается и в работах российских учёных. Среди отечественных учёных, занимающихся изучением информационного общества, можно отметить Ю.А. Алексееву, С.А. Бочан, Е.В. Бутенко, Е.Л. Варганову, Н.И. Гендину, А.Д. Елякова, В.З. Когана, А.И. Ракитина, А.Д. Урсула и др.

По определению Н.И. Гендиной и ее коллег, информационное общество - это «новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития ци-вилизации»7.

В исследовании С.А. Бочан информационное общество трактуется как цивилизация, «в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая "информацией", обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека»8. В данном определении подчёркивается двустороннее влияние информации на жизнь

человека: с одной стороны, информация создаёт материальную сферу жизни человека, что выражается в использовании современных ИКТ, компьютерных программ, СМИ; с другой стороны, она формирует социально-культурную сферу человека.

С. В. Мусийчук под информационным обществом понимает «общественное устройство, при котором информационные процессы, основанные на современной технологии, способны усиливать или замещать умственные возможности человека». В такого рода обществе, как отмечает учёный, информация является экономическим ресурсом, частью валового национального продукта, в связи с чем «усиливается синергическая взаимосвязь в обществе, предоставляющая свободу решений и равенство возможностей; значительно сокращается время на поиск и усвоение информации, размываются пространственные и языковые барьеры»9.

Основываясь на представленных выше определениях информационного общества, а также на изученных концепциях информационного общества, можно заключить, что в настоящее время сложилась следующая совокупность признаков информационного общества:

— информационная экономика и информационный рынок труда, которые представляют собой новый тип организации общественного хозяйства, где главным производительным ресурсом становятся нематериальные активы - информация и знания,

и не менее 50% занятых в экономике работают в сфере информационной деятельности (Е.В. Бутенко, А.Д. Еляков, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др.);

— информационное законодательство. представляющее собой совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся при осуществлении прав на проведение операций с информацией (поиск, получение. передача, создание и распространение информации, а также отношения при использовании информационных технологий);

— информационная инфраструктура, включающая в себя аппаратно-программные средства, позволяющие создавать, поддерживать и развивать гигантский комплекс информационных ресурсов и обеспечивать техническую, технологическую и правовую возможности доступа любому члену общества без временных и территориальных ограничений (Н.И. Гендина, А.Д. Еляков и др.);

— информационная культура и культ знаний, являющиеся частью общей культуры социума, обусловленные возникновением развитых информационных потребностей людей и интенсивным накоплением и концентрацией теоретического знания, что влечёт за собой появление новых форм обучения и получения образования (например, дистанционных форм), рост престижа квалифицированности и профессионализма, расширение возможностей для творческой активности людей (Г. Бехманн, К.Х. Де-локаров, А.Д. Еляков, Д.В. Ефременко, Б. Крингс, Ф. Уэбстер и др.).

Отличительной характеристикой современной стадии развития информационного общества является признание ведущей роли в развитии общества не столько самой информации, сколько знания как её формы, что обусловило возникновение нового термина - «общество знания» (knowledge-based society). Информационное общество и общество знания существуют в неразрывной связи в один и тот же исторический период, поэтому нередко можно встретить суждение, что информационное общество и есть общество, в котором теоретическое знание является движущей силой развития общества.

Сторонником этой точки зрения является Н. Штер, профессор университета Альберты (Канада), по мнению которого «знание не только является конститутивной особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом всего общества, ... это означает, прежде всего, что на основе знания мы обустраиваем всю нашу жизнь»10.

Анализ основных процессов информационного общества и общества знания позволяет выделить ряд общих для них характеристик:

— информация и знания - главные движущие силы развития общества;

— развитие информационно-коммуникационных технологий - базис новой экономики знаний;

— быстрый темп смены производственных и социальных технологий;

— образование в течение всей жизни -необходимое требование к члену общества нового типа;

— качество жизни индивидуума в информационном обществе и обществе знаний зависит от уровня сформированности информационных умений.

Существует также мнение, что «информационное общество» и «общество знания» не являются эквивалентными понятиями и между обозначаемыми ими феноменами имеются некоторые различия. По мнению генерального директора ЮНЕСКО А. В. Хана, «... концепция информационного общества связана с идеей "технологических инноваций", тогда как понятие "общество знаний" затрагивает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований... и лучше отражает сложность и динамизм происходящих изменений»11.

Многие зарубежные и отечественные исследователи объясняют различие между терминами «информационное общество» и «общество знания» неэквивалентностью понятий «информация» и «знание». Как подчёркивает И.Е. Москалёв, между этими понятиями нельзя поставить знак равенства, и «знание - это не просто информация или некоторая информированность, а основной мотив к действиям по реализации и проверке самых невероятных идей и гипотез»12.

В нашем понимании информация представляет собой любые данные или сведения, имеющие отвлеченный, абстрактный характер, доступные для восприятия органами чувств человека. Знания же преобразуются из информации в процессе познавательной деятельности человека и представляют собой сформулированные суждения, понятия или принципы, доступные для передачи в процессе общения. Таким образом, понятия «информация» и «знание» не являются эквивалентными, и информация не может быть признана знанием до тех пор, пока будет обработана человеком в ходе мыслительных операций.

Очевидно, что знания по отношению к информации вторичны и предполагают обязательное наличие субъекта в связи с тем, что получение знаний происходит в процессе мыслительной деятельности человека. Возможно разведение этих понятий через аспекты количества и качества данных или сведений. Информация представляет собой количественный аспект, а знание - качественный, по той причине, что знания всегда являются результатом мыслительной деятельности человека. В этой связи правомерно мнение о неэквивалентности информационного общества и общества знания.

С нашей позиции, дискуссионной представляется точка зрения тех учёных, которые рассматривают информационное общество и общество знания как разные типы общества. Наличие общих характеристик, присущих этим обществам, свидетельствует о том, что общество знания не может считаться совершенно новым типом общества, а вероятнее всего является новой ступенью развития информационного общества и функционирует в его сформированных рамках. Качественным отличием общества знания от информационного общества является, на наш взгляд, то, что движущие силы его развития -это не столько информация и информационные технологии, сколько человек, способный

к преобразованию информации и применению информационных технологий с целью создания и передачи нового знания в форме интеллектуальных продуктов. Знание - продукт мыслительной деятельности человека, а не информация, становится важным элементом общества, формируя экономику знаний.

Вероятно, что в настоящее время ещё рано говорить о полной трансформации информационного общества в общество знания, поскольку доля интеллектуальных продуктов и услуг в общем ВВП многих стран пока достаточно мала, но тенденции в переориентации экономик на создание нематериальных благ уже очевидны.

В заключение считаем важным заметить, что в последние годы научный интерес к изучению информационного общества постоянно растёт. Более того, исследования в этой области перешли из сферы теоретического анализа (выработка определений, выделение отличительных черт и признаков, оценка преимуществ и недостатков) в сферу разработки программ развития информационного общества. В ряде высокоразвитых стран мира вопросы развития информационного общества решаются на государственном уровне и имеют статус государственной политики.

Стремление войти в информационное общество было обозначено и Россией. Среди недавних шагов государства на пути к информационному обществу можно отметить государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённую 20 октября 2010 года. Основная цель этой программы - способствование получению гражданами и организациями равных прав в использовании информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, в середине XX века в науке зафиксировано появление нового понятия - «информационное общество», которое представляет собой новую ступень

Качественным отличием общества знания от информационного общества является то, что движущие силы его развития - это не столько информация и информационные технологии, сколько человек, способный к преобразованию информации и применению информационных технологий с целью создания и передачи

нового знания в форме интеллектуальных продуктов.

развития общества, где структурообразующим компонентом является нематериальная субстанция - информация. Появление нового понятия послужило толчком к началу исследований в области разработки теорий информационного общества.

В эволюции теорий информационного общества можно проследить несколько этапов: на первом этапе информационное общество рассматривается как вариант постиндустриального общества (Д. Белл, М. Ка-стельс, О. Тоффлер), в котором информации отводится важнейшая роль в экономическом развитии; на втором этапе информационное общество изучается в социокультурных рамках (представители французской социологической школы); на третьем этапе происходит разграничение понятий «информация» и «знание» и вводится понятие «общество знания» (knowledge-based society) - огромное значение в развитии всех сфер общества придаётся знанию. Представляется правильным рассматривать общество знания не как новый тип общества, а как новую ступень развития информационного общества, на которой движущей силой развития является человек, способный к освоению информационных потоков, использованию современных информационных технологий и созданию интеллектуальных продуктов, -'(jjj

Литература

1. См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

2. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества [Электронный ресурс] // Информационное общество. 1991. № 1. URL: http://NetHistory.ru/biblio/1043171700.html (дата обращения: 25.01.2015).

3. См.: Тоффлер О. Третья волна. М., 2002.

4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1. The Rise of the Network society. Blackwell Publishers, 2000; Vol. 2. The Power of Identity. Blackwell Publishers, 2003; Vol. 3. End of Millennium. Blackwell Publishers, 2000.

5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхи-ной; под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 8.

6. Там же. С. 35.

7. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина [и др.]. М.: Изд-во Межрегион. центра библиотеч. сотрудничества. 2006. С. 19.

8. Бочан С.А. Проблема целостности личности в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Мусийчук С.В. Философский анализ онтологических оснований общественного мнения в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2003.

10. Штер Н. Мир из знания [Электронный ресурс] / пер. с нем. выполнен с разрешения журн. «Deutschland» (FrankfurterSocietats-Druc-kereiGmbH. 2001. № 1) А.Н. Малинкиным. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-02stehr.html (дата обращения: 24.12.2015).

11. Хан А.В. На пути к обществам знаний // Наука в информационном обществе. СПб., 2004. С. 22-26.

12. Москалёв И.Е. Качественные характеристики социальных изменений в контексте общества знания // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. / РАН ИНИОН, Центр социал. науч.-информ. исслед., отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Е.Д. Ефременко. М., 2010. 234 с.

FROM THE INFORMATION SOCIETY TO THE KNOWLEDGE-BASED SOCIETY

A.B. Klimova, postgraduate, The department of English philology and linguo-didactics, Northern (Arctic) Federal University, Archangelsk, Russia, [email protected], [email protected]

The article is devoted to the analysis of theoretical concepts of information society existing in Russian and foreign sciences. The article reviews evolution of the study of the information society, the society

with the main value and a structure-forming element of which is an immaterial substance - information. Various definitions of the term "information society" are provided. A set of characteristics of the information society based on the analysis of "information society" definitions and the theoretical concepts of the information society are composed. The characteristics are represented by such indicators as the information economy and information labor market, information legislation, information infrastructure, information culture and the cult of knowledge. Special attention is paid to the question of differentiation of the concepts "information society" and "knowledge society". Different perspectives on the relationship between these concepts are revealed. On the one hand, on the basis of nonequivalence of concepts "information" and "knowledge" meant as quantitative and qualitative indicators, information society and knowledge society are defined as different types of society. On the other hand, their common features can indicate their equality. The author comes to the conclusion that the knowledge society is not a new type of a society, but represents a new stage in the development of the information society, the main characteristic of which is the knowledge economy. The main driving force of the development of the knowledge society is not information, but people who are able to manage information flows, create and transmit new knowledge in the form of intellectual product.

Key words: society, information society, post-industrial society, information society theory, knowledge-based society, information, knowledge, knowledge economy

References

1. Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo: opyt sotsial'nogo prognozirovaniia [The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting]. Moscow, Academia Publ., 1999. 788 p.

2. Alekseeva I. Yu. Vozniknoveniie ideologii infor-matsionnogo obshchestva [The emergence of Information Society ideology]. Informatsionnoye obshchestvo - Information society, 1991, no. 1. Available at: http://NetHistory.ru/biblio/1043171700.html (accessed 25.01.2015).

3. Toffler O. Tret'ia volna [Third wave]. Moscow, 2002.

4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1 The Rise of the Network society. Blackwell Publishers, 2000; Vol. 2 The Power of Identity. Blackwell Publishers, 2003; Vol. 3 End of Millennium. Blackwell Publishers, 2000.

5. Webster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the information society]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 400 p.

6. Webster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the information society]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 400 p.

7. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Iu.V. Formirovanie informatsionnoi kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniia uchebnoi distsipliny [The formation of information culture of personality: theoretical

substantiation and modeling of the content of the discipline]. Moscow, Mezhregional'nyi tsentr biblio-technogo sotrudnichestva Publ., 2006. 352 p.

8. Bochan S.A. Problema tselostnosti lichnosti v informatsionnom obshchestve: avtoref. dis. ... hand. filos. nauk [The issue of integrity of identity in the information society. Abstract of candidate of philosophy sci. diss.]. Rostov on Don, 2007.

9. Musiichuk S.V. Filosofskii analiz ontologicheskikh osnovanii obshchestvennogo mneniia v informatsion-nom obshchestve: avtoref. dis. . kand. filos. nauk [Philosophical analysis of the ontological foundations of public opinion in the information society. Abstract of candidate of philosophy sci. diss.]. Magnitogorsk, 2003.

10. Stehr N. Mir izznaniia [The world of knowledge]. Available at: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-02stehr.html (accessed 24.12.2015).

11. Khan. A.V Na puti k obshchestvam znanii [Towards knowledge societies]. Nauka v informa-tsionnom obshchestve [Science in the information society]. St. Petersburg, 2004, pp. 22-26.

12. Moskalev I.E. Kachestvennye kharakteristiki sotsial 'nykh izmenenii v kontekste obshchestva znaniia [Qualitative characteristics of social change in the context of the knowledge society]. Available at: http://inion.ru/files/File/Conceptiia_obshestva_ znaniya_2010.pdf (accessed 5.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.