Научная статья на тему 'Светлана Сергеевна Гончаренко - музыкант, педагог, ученый'

Светлана Сергеевна Гончаренко - музыкант, педагог, ученый Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА / КОМПОЗИТОРЫ СИБИРИ / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / MUSICAL ART / PEDAGOGY / MUSICAL SCIENCE / SIBERIAN COMPOSERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова Ирина Владимировна

Статья посвящена известному в регионе музыковеду, доктору искусствоведения, профессору Светлане Сергеевне Гончаренко. Подчеркивается органичная связь творческой биографии С. С. Гончаренко с музыкальной жизнью Сибири, приводятся примеры ее активного участия в жизни профессионального сообщества региона и за его пределами. Раскрывается неразрывная связь основных векторов деятельности С. С. Гончаренко, обогащающих и способствующих непрерывному профессиональному росту не только ее самой, но и тех, кто вступает с ней научные, творческие, педагогические контакты. На основе анализа основных фактов биографии, изучения научно-методических работ, впечатлений от личных контактов, высказываний коллег из КГИИ делаются выводы о «слагаемых успеха» С. С. Гончаренко, в которых отражаются основные приоритеты российской музыкальной педагогики в высшем звене музыкального образования. Рассматриваются достижения в сфере педагогической деятельности в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, где основную часть составляют дисциплины теоретического цикла. Подчеркивается роль и значение исследований С. С. Гончаренко в области изучения западно-европейского музыкального наследия, а также творчества композиторов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Svetlana Sergeevna Goncharenko - a musician, a teacher and a scientist

The article is devoted to Svetlana Sergeevna Goncharenko, a regionally recognized music expert, doctor of art history and professor. The article emphasizes organic relations between S. S. Goncharenko’s creative biography and Siberian music culture and gives examples of her active participation in life of the professional community both within and outside of the region. Symbiotic relationship between the main vectors of S. S. Goncharenko’s activity enriching and facilitating uninterrupted professional growth of S. S. Goncharenko herself and people coming in direct scientific, creative and pedagogical contacts with her is underlined. Conclusions on the factors of success of S. S. Goncharenko are made based on the analysis of main facts of her biography, study of her scientific and methodical works, impressions from personal meetings and opinions of her colleagues from Krasnoyarsk Institute of Arts complying with the principal priorities of the Russian musical pedagogy at the highest level of music education. The article also studies her achievements in the sphere of pedagogical activity at М. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, which mostly consists of disciplines belonging to a theoretical cycle. Emphasis is made on the role and importance of S. S. Goncharenko’s researches in the sphere of study of the Western European musical heritage and works of the Siberian composers.

Текст научной работы на тему «Светлана Сергеевна Гончаренко - музыкант, педагог, ученый»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 78.071

И. В. Белоносова

СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ГОНЧАРЕНКО МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ

овременное отечественное музыковедение переживает период осознания значимости и меры востребованности труда музыковеда в постсоветский период. С одной стороны, звучат интонации горечи и разочарования, вполне объяснимые сегодняшней - непростой для всей музыкальной культуры - ситуацией [8], с другой - все чаще появляются работы, в которых дается объективная оценка деятельности музыковедов-просветителей, педагогов и их роль в развитии не только отечественной музыкальной науки, но и педагогики [3, 7]. В этом контексте актуальным представляется выявление наиболее значимых фигур в сибирском музыковедении, которое стало органичной частью отечественной музыкальной науки благодаря деятельности кафедр истории и теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки [9, с. 37-38].

Имя Светланы Сергеевны Гончаренко хорошо известно в регионе и за его пределами. Вопросы, которые задают себе педагоги, на первый взгляд, просты и понятны: кого мы учим? как мы учим? чему мы учим?.. Наверное, впервые эти вопросы встали перед Светланой Сергеевной в юности, после музыкального училища. Она вспоминала, что когда пришла работать в детскую музыкальную школу ей «вручили» класс «необучаемых» и «неподдающихся» никакому воздействию учеников. Желание овладеть сложным детским коллективом, настойчивость и немалая изобретательность в преподнесении музыкальных истин победили - дети и их преподаватель стали друзьями.

Уже в самом начале педагогического пути раскрылись главные качества Светланы Сергеевны как педагога: педагогический поиск должен вестись не для самоутверждения, а ради тех, кто входит в мир

© И. В. Белоносова, 2019

музыки, для кого тайны и секреты музыкальной науки становятся с ее помощью доступными и понятными.

В Красноярском колледже искусств (1963—1966) учителями Светланы Сергеевны были хорошо известные в музыкальной среде педагоги: выпускник Свердловской консерватории Федор Петрович Веселков (1919-2009) и харбинец, проживающий с 1962 г. в Красноярске Борис Трифонович Плотников (1923-2008) [1]. Их облик навсегда «запечатлевался» в сознании каждого, кто был с ними знаком, как пример высокой внутренней культуры, интеллекта, преданности профессии. Позже Светлана Сергеевна в статье о монодии в творчестве российских композиторов (2010) в качестве одного из примеров приведет фортепианную пьесу Веселкова «Сказочка», вписывая имя своего учителя в контекст российской музыки; она выступит рецензентом ко всем работам Б. Т. Плотникова о методологии анализа Шенкера, написанным в 1998, 2002 и 2003 гг.1 [10].

Основы профессионализма, заложенные в юности красноярскими педагогами, получили развитие в годы обучения в Новосибирской консерватории. Еще в годы учебы в 1971 г. ее командируют в Свердловск на научную студенческую конференцию. Это было начало серьезной научной работы в классе С. В. Серебренниковой, окончившей ГМПИ им. М. И. Гнесиных по классу профессора В. О. Беркова, ученика И. В. Способина.

Начало 1970-х гг. было для Новосибирской консерватории временем формирования научно-педагогических кадров. Так, в 1972 г. вместе со Светланой Сергеевной консерваторию окончили будущие крупные специалисты, внесшие значительный вклад в сибирскую науку и вузовскую педагогику - Л. Д. Благовещенская, Г. А. Еременко, Л. П. Робустова, Б. А. Шиндин; с 1974 г. в консерватории начинает рабо-

С

тать А. Г. Михайленко (на кафедре теории музыки и композиции). С 1969 г. все материалы, касающиеся истории музыкальной Сибири, сосредоточивались в кабинете музыкознания и фольклора (работа велась под руководством А. М. Айзенштадта, Т. А. Ро-менской, М. М. Берлянчика, Б. А. Шинди-на); в 1974 г. методический кабинет при кафедре музыкальной педагогики был преобразован в лабораторию музыкального образования в Сибири. Активная деятельность консерватории отразилась в проведении научных конференций 1975 г.: «Вопросы оптимизации межпредметных связей в процессе обучения», «Вопросы методики и критерия оценок знаний и навыков студентов», «Вопросы истории музыкальной культуры Сибири». Эти события как нельзя лучше иллюстрируют значимость Новосибирской консерватории как методического и научного центра региона в те годы. С. С. Гончаренко органично вошла в молодой творческий коллектив, став в 1976 г. преподавателем кафедры истории музыки, а с 1979 г. - кафедры теории музыки. Именно эти годы можно считать переломными в биографии С. С. Гончаренко, которая окончательно связывает свою судьбу с Новосибирском.

В 1978 г. С. С. Гончаренко завершает обучение в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (Москва) (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор М. Е. Тараканов). Формирование своего пути в музыкальной науке связано с разработкой в конце 1980-х - начале 1990-х гг. проблем музыкального тематизма и формообразования, с вопросами зеркальной симметрии как важнейшего драматургического принципа в современной музыке. Интенсивная научно-педагогическая работа сочеталась с административными обязанностями. В 1984-1989 гг. С. С. Гончаренко заведовала кафедрой теории музыки. Опыт административной работы сказался в дальнейшем в понимании необходимости быть в авангарде научного и педагогического поиска.

Защита кандидатской диссертации на тему «Взаимодействие принципов вариантности и зеркальной симметрии в музыкальной форме» (1983) и докторской диссертации «Зеркальная симметрия как драматургический и формообразующий принцип» (1994) явились результатом кропотливой работы над огромным пластом музыки.

Итоги первого этапа научно-исследовательского вектора биографии С. С. Гончаренко были сфокусированы в монографии «Зеркальная симметрия в музыке» (1993), очерках «Принципы симметрии в русской музыке» (1998), учебном пособии «Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века» (1997).

Опыт лекционной работы непрерывно обогащается индивидуальными занятиями в классе по специальности, где формируются будущие ученые-аналитики. Главная цель занятий - передача сформированного Светланой Сергеевной опыта современного типа мышления - мышления в контексте системного анализа и понимания структурных преобразований систем.

В научной биографии С. С. Гончаренко рубеж XX—XXI вв. ознаменован углублением в вопросы структурных и семантических функций мифа в области поэтики оперы и оперных жанров, сюжетных и несюжетных текстов оперного либретто. Другой сферой явилось продолжение исследований в области современного формообразования. В результате издаются учебные пособия «О поэтике оперы» (2010), «Детерминированность и недетерминированность музыкальной формы: от серийности к минимализму» (2015).

Важной стороной научно-педагогичес-кой деятельности С. С. Гончаренко является общение с коллегами из родного города. Необычайно плодотворными для обеих сторон всегда были встречи музыковедов КГИИ и Светланы Сергеевны во время ее приездов в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии или для выступлений на конференциях. Высокая требовательность к музыковедческим исследованиям всегда окрашивается у С. С. Гончаренко признанием научного потенциала оппонента, что является главным признаком продуктивности любого диалога. Общение с С. С. Гончаренко «всегда конструктивно и плодотворно в профессиональном отношении» (Н. В. Винокурова), «это необычайно искренний и открытый для контактов человек, который умеет сказать нелицеприятную правду в корректной форме и побудить собеседника к дальнейшей работе над проблемой» (О. Ю. Колпецкая). Подобных высказываний коллег из КГИИ можно привести немало. Не случайно С. С. Гончаренко - автор официальных

отзывов на авторефераты диссертаций многих музыкантов, работающих в КГИИ.

Важной составляющей научной деятельности С. С. Гончаренко является изучение творчества композиторов Сибири. Благодаря ей не прерывается эта линия в сибирском музыковедении, начало которой было положено в первые годы существования Новосибирской консерватории. Являясь членом Союза композиторов России с 1987 г., Светлана Сергеевна не разделяет для себя сферы интересов по стилевому или какому-либо иному признаку: сибирские композиторы, их достижения рассматриваются как органичная часть общероссийской академической музыки, специфика их музыкального мышления, проявленная в особенностях тематизма, композиции, драматургии представляют для нее немалый интерес. Результатом ее исследований в этой сфере явились не только два справочных по своей сути каталога работ СО СК за периоды 1942-2002 (2002) и 2008-2012 гг. (2013), но и обобщающие разделы о творчестве композиторов региона в коллективных монографиях о музыкальной культуре Сибири (1997, 2006) и Новосибирска (2005); отдельные статьи; а также участие в подготовке сборников о жизни и творческом пути А. Г. Михайленко (2007), А. П. Новикова (2011), Е. Н. Кравцова (2017) [5]. С. С. Гончаренко - автор творческих портретов композиторов СО СК разных поколений: А. Новикова, Ю. Ащепкова, Ю. Юке-чева, Ю. Шибанова, Нгуена Лантуата, А. Попова, Е. Кравцова, завершается работа над статьей о «Пасхальных пассионах» для органа Г. Никулина.

Основные качества С. С. Гончаренко как ученого - широта охвата явлений и оригинальность их трактовки - свидетельство неустанного научного поиска и свежести восприятия музыкальных событий современного мира, где сосуществуют, а иногда и находятся в конфликте, несвойственные для прошлого явления мультимедийной, компьютерной музыки; перфоманса; причудливо переплетаются тенденции академической (серьезной) и популярной (развлекательной) музыки. Накопленный опыт, необходимый для адекватной оценки происходящих в современном музыкальном мире изменений, С. С. Гончаренко передает в практике преподавания дисциплины «Анализ музыкальных форм», в общении с коллегами.

Характеристика личности С. С. Гончаренко предполагает учет такого важного свойства мышления, как «принцип доминанты» (термин А. А. Ухтомского (1875-1942)). А. А. Ухтомский считал, что «свобода, ответственность, любовь» — основные качества, которыми генетически наделен человек от природы [4, с. 5]. Эти качества присутствуют в повседневной жизни Светланы Сергеевны, «просвечивая» сквозь все ее поступки. Ей удалось так организовать свое личное пространство и личное время, выбрать такую стратегию поведения, при которой оказалось возможным органично реализовать себя в различных сферах: на-учно-педагогической и музыкально-просве-тительской. «Босепск» (Изс-тиз» («Обучая, мы учимся сами»), говорил в древности Сенека [6]. Эта мудрая заповедь - основа педагогики, в которой учитываются изменения того, кого мы учим, а время, в котором живем мы и наши ученики, влияет на то, чему и как мы учим.

ПРИМЕЧАНИЕ

1В списке литературы указываются только те работы С. С. Гончаренко, которых нет на сайте НГК в разделе Наука / Диссертационный совет / Список членов совета. На сайте

список научно-методических работ и статей, выступлений в качестве оппонента и т. д. С. С. Гончаренко с полными выходными данными охватывает период до 2015 г. [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоносова И. В. Творческий портрет музыковеда Бориса Плотникова: от Харбина до Красноярска (1923-2008) // Из истории отечественной музыкальной культуры: неизвестные страницы: Сб. ст. - М.: РАМ им. Гне-синых, 2011. - С. 195-210.

2. Гончаренко Светлана Сергеевна. - URL: http: //www. nsglinka. ru/goncharenko-svetlana-sergeevna/ (дата обращения: 21.10.2018).

3. Зенкин К. В. О некоторых методологических особенностях изучения музыки: по следам русских ученых // Журнал Общества теории

музыки - 2014. - № 5. - URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/ Zenkin% 20K.V._2014_1_% 285% 29.pdf (дата обращения: 21.02.2016).

4. Зуева Б. Ю., Ефимов Г. Б. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого // Препринт ИПМ им. М. В. Келдыша РАН. - М., 2010. - С. 5. - URL: http:// keldysh.ru/papers/2010/prepl4/ prep2010_14.pdf (дата обращения: 21.10.2018).

5. Композитор Евгений Николаевич Кравцов: Статьи. Воспоминания. - Новосибирск: Но-восиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2017. - 152 с. - (Деятели музыкальной культуры Сибири).

6. Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических и исторических специальностей. - URL: http:// graecolatini.bsu.by/proverbs/proverbs-latin-class-scholars-ru.pdf (дата обращения: 19.10.2018).

7. Лесовиченко А. М. Константин Владимирович Зенкин - историк музыки, эстетик, пианист // Журнал Общества теории музыки. -2018. -№ 2. - URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/ 2018_2% 2822% 29_3_Lesovichenko_Zenkin_-_music% 20historian_0.pdf (дата обращения: 29.10.2018).

8. Науменко Т. Левон Акопян: «Современное музыковедение должно быть интересно читателю»... // Учен. зап. РАМ им. Гнеси-ных. - 2012. - № 2. - С. 3-26. - URL: http://uz-gnesin-academy.ru/archive/ release2.pdf (дата обращения: 19.02.2016).

9. Новосибирская консерватория - 50 лет: В 2 т. Т. 2: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки.- 2006. - 400 с.

10. Шенкер Г. Свободное письмо = Der freie Satz: Semper idem sed non eodem modo: Новые музыкальные теории и фантазии: В 2 т. / пер. Б. Т. Плотников. - Красноярск, 2003.- 279 с.

REFERENCES

1. Belonosova I. V. A creative portrait of musicologist Boris Plotnikov: from Harbin to Krasnoyarsk (1923-2008). Iz istorii otechestvennoj muzykalnoj kultury: neizvestnye stranitsy [From the history of Russian musical culture: unknown pages]. Moscow, 2011, pp. 195-210.

2. Goncharenko Svetlana Sergeevna [Goncharenko Svetlana Sergeevna]. Available at: http://www.nsglinka.ru/goncharenko-svetlana-sergeevna/ (Accessed 21 October 2018).

3. Zenkin К. V. About some methodological features of studying music: in the footsteps of Russian scientists. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Theory of Music]. 2014, (5). Available at: http:// j ournal-otmroo. ru/sites / j ournal-otmroo. ru/ files/Zenkin% 20K.V._2014_1_% 285% 29.pdf (Accessed 21 February 2016)

4. Zuyeva Ye.Yu., Efimov G. B. The principle of the dominant of Ukhtomsky as an approach to the description of the living. Preprint IPM im M. V. Keldysha RAN [Preprint IPM named after M. V. Keldysha RAS]. Moscow, 2010, p. 5. Available at: http://keldysh.ru/papers/ 2010/prepl4/prep2010_14.pdf (Accessed 21 October 2018).

5. Kompozitor Evgenij Nikolaevich Kravtsov: Statii. Vospominaniya [Composer Evgeny Nikolaevich Kravtsov: Articles. Memories]. Novosibirsk, 2017. 152 p.

6. Latinskie poslovitsy i krylatye vyrazkeniya dlya studentov filologicheskikh i istoricheskikh spetsialnostej [Latin proverbs and winged expressions for students of philological and historical specialties]. Available at: http:// graecolatini.bsu.by/proverbs/proverbs-latin-class-scholars-ru.pdf (Accessed 19 October 2018).

7. Lesovichenko A. M. Konstantin Vladimirovich Zenkin - music historian, aesthetics, pianist. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Theory of Music], 2018, (2). Available at: http://journal-otmroo.ru/sites/ journal-otmroo.ru/files/ 2018_2% 2822% 29_3_Lesovichenko_Zenkin_-_music% 20historian_0.pdf (Accessed 29 October 2018).

8. Naumenko T. Levon Akopyan: "Contemporary musicology should be interesting to the reader". Uchenye zapiski Rossiyskoj akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scientific notes of the Gnesins Russian Academy of Music]. 2012, (2): 3-26.Available at: http://uz-gnesin-academy.ru/archive/ release2.pdf (Accessed 19 February 2016).

9. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let:V21. T. 2: Entsiklopedicheskij slovar [Novosibirsk Conservatory - 50 years. In 2 vol. Vol. 2. Encycloped Dictionary]. Novosibirsk, 2006. 400 p.

10. Shenker G. Svobodnoye pismo = Der freie Satz : Semper idem sed non eodem modo: Novyye muzykal'nye teorii i fantazii [Free letter]. Krasnoyarsk, 2003. 279 p.

Светлана Сергеевна Гончаренко — музыкант, педагог, ученый

Статья посвящена известному в регионе музыковеду, доктору искусствоведения, профессору Светлане Сергеевне Гончаренко. Подчеркивается органичная связь творческой биографии С. С. Гончаренко с музыкальной жизнью Сибири, приводятся примеры ее активного участия в жизни профессионального сообщества региона и за его пределами. Раскрывается неразрывная связь основных векторов деятельности С. С. Гончаренко, обогащающих и способствующих непрерывному профессиональному росту не только ее самой, но и тех, кто вступает с ней - научные, творческие, педагогические контакты.

На основе анализа основных фактов биографии, изучения научно-методических работ, впечатлений от личных контактов, высказываний коллег из КГИИ делаются выводы о «слагаемых успеха» С. С. Гончаренко, в которых отражаются основные приоритеты российской музыкальной педагогики в высшем звене музыкального образования. Рассматриваются достижения в сфере педагогической деятельности в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, где основную часть составляют дисциплины теоретического цикла. Подчеркивается роль и значение исследований С. С. Гончаренко в области изучения за-падно-европейского музыкального наследия, а также творчества композиторов Сибири.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, музыкальное искусство, педагогика, музыкальная наука, композиторы Сибири.

Svetlana Sergeevna Goncharenko — a musician, a teacher and a scientist

The article is devoted to Svetlana Sergeevna Goncharenko, a regionally recognized music expert, doctor of art history and professor. The article emphasizes organic relations between S. S. Goncharenko's creative biography and Siberian music culture and gives examples of her active participation in life of the professional community both within and outside of the region. Symbiotic relationship between the main vectors of S. S. Goncharenko's activity enriching and facilitating uninterrupted professional growth of S. S. Goncharenko herself and people coming in direct scientific, creative and pedagogical contacts with her is underlined.

Conclusions on the factors of success of S. S. Goncharenko are made based on the analysis of main facts of her biography, study of her scientific and methodical works, impressions from personal meetings and opinions of her colleagues from Krasnoyarsk Institute of Arts complying with the principal priorities of the Russian musical pedagogy at the highest level of music education. The article also studies her achievements in the sphere of pedagogical activity at M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, which mostly consists of disciplines belonging to a theoretical cycle. Emphasis is made on the role and importance of S. S. Goncharenko's researches in the sphere of study of the Western European musical heritage and works of the Siberian composers.

Keywords: professional music education, musical art, pedagogy, musical science, Siberian composers.

Белоносова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой звукорежиссуры Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: irinabelay@bk.ru

Belonosova Irina Vladimirovna, Candidate of Art Criticism, Docent, Head of the Department of Sound Engineering at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky (Krasnoyarsk) E-mail: irinabelay@bk.ru

Получено 09.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.