Научная статья на тему 'Музыкальное краеведение в начале XXI столетия'

Музыкальное краеведение в начале XXI столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / MUSICOLOGY / МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC CULTURE / РЕГИОН / REGION / STUDY OF LOCAL MUSIC LORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова И.В.

В начале XXI столетия музыкальная культура регионов претерпевает значительные трансформации, которые требуют осмысления в рамках музыкального краеведения. Но основные подходы к изучению музыкальной культуры и искусства, в том числе и в регионах, были сформированы в рамках музыковедения в советский период истории. Формирование нового, постсоветского пространства в регионах настоятельно требует обновления методологии музыкально-краеведческих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF LOCAL MUSIC LORE AT THE BEGINNING OF XXI CENTURY

At the beginning of the XXI century musical culture of the regions undergoes significant transformation, which require comprehension within the study of local music lore. But the main approaches to the study of musical culture and the arts, including ones in the regions, were formed within musicology in the Soviet period of history. Formation of a new, post-Soviet space in the regions urgently require an update methodology of musical history research.

Текст научной работы на тему «Музыкальное краеведение в начале XXI столетия»



ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.071.01; 908

И.В. Белоносова

канд. искусствоведения, доцент, зав. кафедрой звукорежиссуры, ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

Аннотация. В начале XXI столетия музыкальная культура регионов претерпевает значительные трансформации, которые требуют осмысления в рамках музыкального краеведения. Но основные подходы к изучению музыкальной культуры и искусства, в том числе и в регионах, были сформированы в рамках музыковедения в советский период истории. Формирование нового, постсоветского пространства в регионах настоятельно требует обновления методологии музыкально-краеведческих исследований.

Ключевые слова: музыковедение, музыкальное краеведение, музыкальная культура, регион.

I.V. Belonosova, Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre

STUDY OF LOCAL MUSIC LORE AT THE BEGINNING OF XXI CENTURY

Abstract. At the beginning of the XXI century musical culture of the regions undergoes significant transformation, which require comprehension within the study of local music lore. But the main approaches to the study of musical culture and the arts, including ones in the regions, were formed within musicology in the Soviet period of history. Formation of a new, post-Soviet space in the regions urgently require an update methodology of musical history research.

Keywords: musicology, study of local music lore, music culture, region.

В начале XXI столетия все большую роль в гуманитарных исследованиях приобретают вопросы регионального развития в различных ракурсах: экономическом, политическом, социокультурном. Традиционно проблемы музыкальной культуры в регионах стоят в центре музыкально-краеведческих исследований. Музыкальное краеведение, в свою очередь, является частью музыкознания.

Понимание музыки как особой формы художественного освоения мира требует различных подходов как в оценке выполняемых ею жизненных функций в различные периоды истории, так и в процессе профессионального освоения ее языка в период обучения. В отечественной практике формирование музыкознания тесно связано с советским периодом, в рамках которого утвердилось разделение музыкознания на историческое и теоретическое, что соответствовало общепринятому в советской науке выделению исторических и логических способов научного исследования. Среди дисциплин более частного, специального характера в музыкознании достаточно длительное время формировалось музыкальное краеведение.

Обзор исторических этапов развития отечественного музыкального краеведения в рамках музыкознания

История российских музыковедческих исследований берет начало от работ конца XVII в. «Мусикия» И.Т. Коренева и «Мусикийская граматика» Н.П. Дилецкого. Начальный период музыковедения в XVIII в. связан с укреплением позиций светской музыки; XIX в. прошел под знаком поисков самостоятельного пути развития отечественной академической музыки. Не последнюю роль в этом процессе сыграли исследования А.Н. Серова, В.В. Стасова, Г.А. Лароша, Н.Р. Фин-дейзена. К началу ХХ столетия был развеян миф о провинциализме русской музыки благодаря несомненному ее успеху в странах Европы. Отмечены достижениями исследования в области музыкального фольклора, который длительное время считался неотъемлемой частью музыкального краеведения.

Введение

В советский период отечественной истории музыковедение получает признание как самостоятельная дисциплина [1]. Уже в 1920-х гг. высказывается мысль о необходимости исследования музыки регионов. Но понадобилось достаточно длительное время, чтобы термин «музыкальное краеведение» вошел в научный обиход. Он приводится впервые в 1966 г. и подразумевает «изучение музыкальной культуры и музыкальной жизни в различных населенных пунктах страны» [6].

Несмотря на идеологическую «зависимость» от марксистско-ленинской парадигмы, в работах отечественных музыковедов нашли отражение важнейшие этапы истории музыки страны, успешно развивалось теоретическое музыкознание [4]. С укреплением в регионах позиций академической музыки, которая несла с собой потенциал коммуникативной триады «композитор - исполнитель - слушатель», к 1990-м гг. был сформирован корпус профессиональных исследователей региональной музыки по основным направлениям: фольклор/этнография, исполнительство, композиторское творчество [5]. Огромную роль в формировании региональных исследований сыграли профессиональные музыкальные учебные заведения, особенно среднего и высшего звеньев [2]. Но усилия деятелей музыкального искусства и культуры регионов, направленные на устранение дисбаланса между уровнем развития музыкального искусства в «центре» и на «периферии», были прерваны в годы «перестройки».

Проблемы исследования музыкальной культуры регионов на рубеже ХХ-ХХ1 столетий

В настоящее время музыкальная культура страны переживает сложный период. Вхождение в глобальный контекст, переход в иную систему взаимоотношений с государством привел к исчезновению статуса идеологической «константы», закрепленной ранее за академической музыкой и за музыковедением, которые участвовали в формировании нравственного и патриотического тезауруса населения. В то же время новые подходы к изучению регионов не могли не сказаться на понимании в целом проблемы «музыкальная культура регионов».

Продолжая выполнять изначально присущую музыкальному краеведению функцию по сохранению исторической памяти отечественного социума, оно начинает «вбирать» в свое методологическое поле подходы и понятия из различных гуманитарных областей.

В междисциплинарное исследование региона кроме социологии, географии, экономики включаются психология, семиотика, антропология, этнография, культурология, история, искусствознание и другие гуманитарные науки [3, 7]. Для понимания процессов, характеризующих региональную культуру, исследователи обращают внимание на ряд вопросов, среди которых: региональный менталитет, региональные культурные центры. В результате актуализируются исследования междисциплинарного типа, в которых формируется соответствующий категориальный аппарат. Исходными для региональных исследований становятся понятия: региональная культура, региональное самосознание, региональная идентичность.

Выводы

К области музыкально-культурной проблематики, в том числе региональной, которая решается в контексте музыкального краеведения, можно отнести широкий спектр вопросов. Они могут быть связаны с рассмотрением музыки в ее социальном бытовании (в частности, с изучением функций музыки в отношении к другим сферам культуры), с исследованием музыкальных практик как социокультурных институтов; могут затрагивать те или иные структурные компоненты музыкальной культуры (различные виды музыкальной деятельности, субъектов этой деятельности, обслуживающие ее институты, а также культурные ценности, создаваемые в процессе музыкальной деятельности).

Для музыковедческого анализа в рамках музыкального краеведения наиболее значимыми аспектами «идеи музыкальной культуры» [1] можно считать:

- основополагающие качественные характеристики музыкально-культурного пространства;

- сновные механизмы развития музыкальной культуры и участников музыкальной ком-

муникации, ответственных за ее формирование;

- области человеческого опыта, к которым апеллирует музыка.

Список литературы:

1. Букина, Т.В. Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2012. URL: http://pandiaweb.ru/text/77/426/ 10075.php.

2. Гончаренко, С.С. К истории музыкального краеведения (хронологическая таблица) [Текст] / С.С. Гончаренко, И.В. Белоносова // Сибирский музыкальный альманах, 2002. - Новосибирск, 2004. - С. 204-213.

3. Региональные научные исследования в России и за рубежом [Электронный ресурс]. -URL: http://economics.wideworld.ru/regions/1/6/.

4. Сохор, А.О. Вопросы социологии и эстетики музыки [Текст]: сб. статей. - Л.: Совет. композитор,1980.- 295 с.

5. Штейнпресс, Б.С. Изучать музыкальное прошлое наших городов [Текст] / Б.С. Штейн-пресс // Из музыкального прошлого. - М., 1960. - Вып. 1. - С. 5-21.

6. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст] / авт.-сост. Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. - М., 1966.

7. Южалина, Н.С. Проблема региона как социокультурного пространства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 2 (57). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/problema-regiona-kak-sotsiokulturnogo-prostranstva (дата обращения: 23.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.