» 11.1!. ВОРОНИНА, 1994
УДК 613.731:613.955]-07
Н.В. Воронина
СУТОЧНЫЕ ЭНЕРГОТРАТЫ И ПОТРЕБНОСТЬ В ЭНЕРГИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан, Ташкент
Согласно современным представлениям, потребность в энергии рассматривается как количество энергии, необходимое для поддержки здоровья, развития организма, обеспечивающее социально желательный уровень физической активности индивидуума [2].
На величину энергопотребности детского организма существенно влияют климатические, социальные, биологические факторы, что приводит к необходимости периодически изучать суточные энерготраты детей и подростков с целью коррекции их физиологической потребности в энергии.
Исследования проводили на базе средних общеобразовательных школ Ташкента в весенний и осенний сезоны года. Обследованы школьники 3 возрастно-половых групп: 7-10, 11-13 и 14-17 лет.
Суточный бюджет изучали анкстно-опросным методом в течение 7 сут каждого сезона. Проанализировано 1297 хронометражных карт.
Энергетический обмен при различных положениях тела и видах деятельности изучали методом непрямой калориметрии 11 ]. Газоанализ исследуемых проб воздуха проводили с помощью прибора «8р1го1уЬП» (Германия). Обследовали учащихся со средним физическим развитием, которые относятся к I и II группам здоровья. Для расчета суточных энерготрат использовали экспериментальные данные энергетической стоимости различной деятель-
ности учащихся и результаты их суточного бюджета времени. При установлении физиологической потребности в энергии полученные суточные энерготраты увеличивали на 10% 11 |.
Результаты исследования суточного бюджета времени школьников представлены в табл. 1.
Наибольший удельный вес в суточном бюджете школьников приходится на сон (35-42% от суток). Длительность сна уменьшалась по мере увеличения возраста учащихся, обратная картина наблюдалась в отношении деятельности в положении сидя. В суточном бюджете времени показатель продолжительности деятельности в положении сидя составил 34-41%. Время, отводимое на деятельность в положении стоя, составило 3-5% от суток. По данным литературы, двигательная активность у детей и подростков должна составлять в зависимости от возраста и пола 12,5-21% [3]. Анализ динамического компонента двигательной активности показал, что во всех возрастно-половых группах он находится в пределах гигиенической нормы (18,5-21%).
По нашему мнению, достаточной уровень двигательной активности учащихся обусловлен увеличением уроков физической культуры и расширением программы трудовой деятельности школьни-
Т а б л и ц а 1
Суточный бюджет времени учащихся общеобразовательных школ (М±т)
Положение и вид деятельности Мальчики Девочки
7-10 лет 11-13 лет 14- 17 лег 7 - 10 лет 11 - 13 лет 14-17 лет
Сон (покой лежа) 9 ч 51 мин 9 ч 14 мин 8 ч 52 мин 9 ч 54 мин 9 ч 20 мин 8 ч 31 мин
Сидя 8 ч 16 мин 8 ч 40 мин 9 ч 42 мин 8 ч 30 мин 8 ч 57 мин 9 ч 25 мин
Стоя 58 мин 1 ч 09 мин 52 мин 1 ч 1 ч 05 мин 54 мин
Ходьба 1 ч 24 мин 1 ч 42 мин 2 ч 04 мин 1 ч 38 мин 1 ч 53 мин 2 ч 03 мин
Ходьба по лестнице 2 мин 7 мин 10 мин 3 мин 9 мин 9 мин
Бег 30 мин 21 мин 10 мин 28 мин 16 мин 7 мин
Физкультура и спортивные занятия 1 ч 51 мин 1 ч 47 мин 58 мин 1 ч 20 мин 1 ч 09 мин 53 мин
Личная гигиена и труд 1 ч 09 мин 1 ч 1 ч 12 мин 1 ч 07 мин 1 ч 11 мин 1 ч 58 мин
Таблица 2
Энерготраты учащихся (в ккал/мип) при различных положениях тела и видах деятельности в зависимости от возраста и
пола в среднем за год (М±т)
Положение тела и вид деятельности Мальчики Девочки
7-10лст(л = 16) 11- 13лет(п-12) 14 - 17 лет (и = 16) 7 - 10 лет (и ■ 16) 11 — 13 лет(и = 12) 14 — 17 лет(л = 16)
Сон (покой лежа) 0,91 ±0,06 1,0+0,08 1,18±0,07 0,87 + 0,05 0,90±0,08 1,02±0,06
Сидя 0,97±0,06 1,14±0,1 1,39±0,09 0,96±0,06 0,99±0,06 1,17 ±0,07
Стоя 1,08±0,07 1,18±0,1 1,39±0,09 1,04±0,07 1,05±0,09 1,22±0,08
Ходьба 2,48±0,15 3,24±0,27 3,78+0,24 2,26±0,14 2,84 + 0,24 3,25+0,20
Ходьба по лестнице 2,98+0,19 3,85±0,32 3,9+0,31 2,78±0,17 3,33±0,28 4,51 ±0,28
Бег 4,59±0,29 5,57±0,46 6,56±0,41 4,52+0,28 4,79±0,4 5,47±0,34
Физкультура и спортивные занятия 3,1 ±0,19 4,16 + 0,35 5,33±0,33 2,87+0,18 3,69+0,31 4,61 ±0,29
Личная гигиена и уборка помещений 2,07±0,13 2,56±0,21 2,93±0,18 2,0±0,13 2,18+0,18 2,45±0,15
Таблица 3
Фактические суточные энерготраты детей и подростков и их потребность в энергии
Возрастная группа, голы Пол Эмсрготраты, ккал/суг 1 |ОТрСбНОСП1 в энергии
7—10 Мальчики 1906,9+9,1 2100
Девочки 1789,2±7,6 1970
11-13 Мальчики 2280,6± 10,9 2510
Девочки 1929,2±9,2 2120
14-17 Мальчики 2581,2+12,3 2840
Девочки 2250,0+10,2 2475
ков, предусмотренных реформами общеобразовательной школы.
Данные, характеризующие энергетические затраты детей и подростков при отдельных видах деятельности, представлены в табл. 2.
В среднем на активные виды деятельности в сутки мальчики тратили больше энергии, чем девочки. С увеличением возраста энергозатраты при одних и тех же видах деятельности повышаются, однако при пересчете энергетических трат на единицу массы тела их величина с возрастом уменьшается. Суточ-
ные энерготраты с возрастом увеличивались (табл.3). При этом энерготраты у мальчиков достоверно выше, чем у девочек (/;<0,05)
Полученные результаты позволили обосновать адекватную энергетическую ценность рационов и рационализировать питание учащихся общеобразовательных школ в Республике Узбекистан.
Литература
1. Бузник И.М. Энергетический обмен и питание. — М., 1978.
2. Потребности в энергии и белке. Доклад Объединенного консультативного совещания экспертов ФАО/ВООЗ/УООН. ВОЗ. — М„ 1987.
3. Сухарев Л.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.
Поступила 1S.06.94
Summary. Evaluation of daily anergy expenditures was made on the basis of study of schoolchildrcn's time budget and their energy expenditures at the main body postures- and during various types of activity. The data were used for substantiation of the physiological energy requirements to schoolchildren of different age and sex. Recommendations on the rations for schoolchildren with consideration for age and sex were made.
С Л.П.ДОДОНОВЛ. 1994 УДК 613.95:572.51)-07
Л.П.Додонова
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Институт физиологии Сибирского отделения РЛМН, Новосибирск
Необходимость знания общих закономерностей роста и развития организма ребенка специалистами гигиены и педиатрии очевидна. В настоящее время рядом авторов [21 отмечается потребность выделения комплексной характеристики состояния здоровья, учитывающей его важные критерии, в том числе функциональное состояние организма. Общепринятый подход к оценке физического развития, являющегося одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков, недостаточно адекватен и вызывает оживленные дискуссии в течение длительного времени [4, 9, 12, 14]. В публикациях последних лет указывается на зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника [1 ] и необходимость учета как особенностей биологического созревания, так и степени гармоничности морфофункционального статуса индивида [51.
В то же время в возрастной антропологии разрабатывается целостный подход в оценке состояния здоровья и постепенно осуществляется переход от анализа средних показателей физического развития к выявлению конституциональных особенностей роста и развития организма. Так, данные отечественных авторов [7, 10, 11, 13] свидетельствуют о внутривидовом многообразии форм (индивидуальных особенностях антропометрических показателей, состава тела, деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизма, структуры и функции внутренних органов, особенностях иммунитета), обусловленном типом конституции. Основной смысл, вкладывающийся в понятие конституции, сводится к пониманию целостности соматических и функциональных характери-
стик организма, к признанию диалектического единства его формы и функции [16]. Число исследований, изучающих разные аспекты индивидуально-типологических особенностей организма детей, растет [8 ]. Но в практике специалистов, ответственных за здоровье, недооценивается роль биологических особенностей организма ребенка, что снижает эффективность их деятельности.
Целью нашего исследования явилось изучение морфофункционального развития организма детей и формирования двигательных качеств детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с учетом индивидуально-типологических особенностей. Были обследованы школьники 4-6-х классов (10-14 лет) общеобразовательных in кол Новосибирска генерализирующим и индивидуализирующим методами. Всего обследовано 422 ребенка (250 мальчиков и 172 девочки). Использовались следующие методики: антропометрические измерения, оценка биологической зрелости, исследование физической работоспособности (модифицированный тест PWC170), функциональные показатели (кистевая и становая мышечная сила, ЖЕЛ), двигательные тесты (прыжок с места в длину, бег 30 м, бег на выносливость и др.). При обследовании у детей были определены астсноидный, торакальный, мышечный и дигестивный соматотипы.
Полученные материалы анализировались с учетом пола, паспортного и биологического возраста, типа конституции, характера двигательного режима и уровня развития двигательных качеств. Статистическая обработка производилась методами вариационной статистики на ЭВМ ЕС-1036.
Исследование показало, что у 137 (54,8%)