3. Вопрос о применении новых бактерицидных средств для мытья и дезинфекции •столовой посуды следует решить незамедлительно.
4. Ввиду эффективности применения ультразвука для мытья столовой посуды в сочетании с бактерицидными моющими средствами желательно обеспечить выпуск посудомоечных машин с использованием ультразвука.
Поступила 18/У111 1964 г.
УДК 612.392.2 : 612-013.7] : 612.66 + 613.956 : 613.22
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ 9—10-х КЛАССОВ
ШКОЛЫ ИНТЕРНАТА
Канд. биол. наук А. П. Борисов
Отдел детского питания Института питания АМН СССР, Москва
В настоящей работе представлены экспериментальные материалы по определению суточных энерготрат у учащихся 9—10-х классов Московской школы-интерната № 14 в возрасте 16—17 лет. У юношей такого возраста энергетические затраты были исследованы во время их обучения в ремесленных училищах (С. И. Третьякова1; Н. А. Иванов2; В. В. Максимов) и школах ФЗО (В. В. Каминский).
Таблица 1
Суточный бюджет времени и энерготраты при разных состояниях и видах деятельности
Длительность
Состояние и виды деятельности
девочки
Калории
в час
мальчики
девоч к и
за все время
мальчики
девоч ки
Покой . • . • • 8 часов 30 мин. 8 часов 30 мин. 77 53 655 452
Физическая зарядка • • 0 » 10 » 0 » 10 » 344 4 228 58 38
Туалет, одевание, раз-в 0 50 180 180 90 150
девание • • 0 » 30 » » »
Положение сидя (в клас- 8 96 72 780 . 576
се, столовой) • • 8 часов часов
ж г Положение стоя . • • 2 часа 20 мин. 2 часа 99 90 231 181
Ходьба ..... 3 » 25 » 3 20 мин. 258 222 882 740
Ходьба по лестнице • • 0 часов 25 » 0 часов 30 » • 394 362 165 181
Бег по лестнице . • • 0 » 0,5 » 695 525 58 175
Бег, игры .... 0 » 25 » 0 часов 20 мин. 633 263
ж 1 Танцы ..... — 0 » 20 - 330 78 110
Натирание пола . • • 0 часов 10 мин. 467 - --
Подметание » • • ■ 0 часов 10 мин. 221 36
В сутки ..... С '- •• 3 260 • 2 640
Энерготраты в дни с увеличенной физической нагрузкой Ш+ Ь % ((#1 4 - Щ т ^ - ^ЛСл
Работа в слесарной ма- 2 1 * 258 <
стерской . . • • часа ! - 516 -
Игра в волейбол . • • 1 час 20 мин. 352 - 480 -
» » шайбу . . • • 1 » 20 » 622 - 810 -
Работа в швейной ма-
стерской 2 часа - 101 - 202
Танцы ..... _ 1 час 20 мин. 1 330 — 440
1 Автореферат кандидатской диссертации, 1954
2 То же, 1955.
Свои исследования мы проводили методом непрямой калориметрии. Выдыхаемый, школьниками воздух собирали в прорезиненные мешки, измеряли его объем газовым счетчиком, на аппарате типа Холдена устанавливали содержание в выдыхаемом воздухе кислорода и углекислого газа. Всего сделано свыше 400 анализов. Газообмен у детей определяли с применением дыхательной резиновой маски при разных видах их учебной и трудовой деятельности, в свободные от занятий часы, во время игр и танцев. Суточный бюджет времени изучали у 22 школьников (12 девочек и 10 мальчиков), всего на протяжении 85 человеко-суток. Бюджет времени изучали путем хронометража всей деятельности учеников с момента их утреннего подъема до отхода ко сну.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, мальчики и девочки в течение суток тратят на сон одинаковое время — 8 часов 30 мин., в положении сидя они находятся по 8 часов. В дни с увеличенной физической нагрузкой, когда имеются уроки труда, физической культуры или военного дела, школьники сидят меньше 8 часов в сутки. В эти дни энерготраты возрастают соответственно длительности физической нагрузки и степени напряжения мышечной деятельности.
Различие в энерготратах мальчиков и девочек обусловлено разным характером их физического труда. Мальчики в слесарной мастерской работали стоя, они производили напильником распиловку металлических стержней или же обрабатывали молотком заклепки на специальных железных ящиках. Девочки в швейной мастерской работали сидя. Швейные машины приводились в движение электрическим током, для пуска их приходилось лишь нажать педаль. На уборке помещения при натирании полов мальчики за 10 мин. тратили 78 кал, а девочки, подметая полы, за то же время — 36 кал. Распределение времени по другим видам деятельности в течение суток у мальчиков несколько отличалось от девочек, однако активная мышечная работа мальчиков носила совершенно иной характер.
В итоге суточный расход энергии у мальчиков составлял 3260 кал, у девочек — 2640 кал. Такая разница в уровне энергетического обмена объяснялась сравнительно малой мышечной активностью девочек и меньшей массой их тела. Суммарно взятый средний вес исследованных нами девочек был на 15—18% меньше среднего веса мальчиков. Рост девочек оказался ниже среднего роста мальчиков в среднем на 8%.
Для характеристики различий энергетических трат мальчиков от величины трат девочек были проведены специальные исследования. Мальчик Р. и девочка К. весили одинаково. Газообмен у них определялся одновременно, когда они ходили с одинаковой скоростью по коридору и лестнице. Оказалось, что девочка в этих условиях расходовала на 5—8% меньше калорий, чем мальчик. Этот пример показывает зависимость энерготрат как от величины массы тела, так и от размеров его поверхности. Последняя у мальчика была на 8% больше, так как его рост превышал рост девочки на 16 см. Однако необходимо отметить, что при обработке многочисленных данных
выявлялась наибольшая взаимосвязь между размерами энерготрат и массой тела.
Половое различие в уровне энергетического обмена у мальчиков и девочек отчетливо выявлено не только при затрате энергии всем телом организма, но и единицей его массы. Данные расчета энерготрат в больших калориях на 1 кг веса тела приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, количество израсходованных калорий на 1 кг веса тела в час во всех случаях, даже при одинаковых состояниях и видах деятельности, у мальчиков выше, чем у девочек. Об этом
же говорят цифры, выявленные в опыте. При ходьбе во время эксперимента мальчик затрачивал на 1 кг веса в час
4 кал, а девочка — 3,8 кал.
Табл. 2 дает возможность сравнивать величину теплопродукции при различных состояниях и видах деятельности.
В большинстве изученных нами видов физической нагрузки и в условиях мышечного покоя теплопродукция у мальчиков выше, чем у девочек. Если при разных видах работ и мышечной деятельности высокие энерготраты мальчиков можно объяснить их более активным и усиленным мускульным напряжением, то при одинаковых видах мышечных работ, в положении стоя,
Таблица 2
Средние энергетические затраты (в б. кал) на 1 кг веса в час при различных состояниях и видах
деятельности
Девочки Мальчики
Состояния и виды деятельности М±т М±т
Покой (положение
ЖЗ) • • • •
Физическая зарядка Положение сидя . » стоя
Ходьба .....
» по лестнице
Бег......
Танцы . . . . „ Подметание пола . Работа в швейной стерской .... Работа в слесарной стерской . . . Натирание пола Игра в шайбу „ .
ле-
ма-
ма-
1,00±0,036
4,35±0,307 1,36±0,052 1,70±0,073 4,12±0,204 4,70±0,320 10,00±0,Ю 5,70±0,340 3,86±0,06
1,86±0,073
1,34±0,120 6,15±1,000 1,68±0,075 1,73±0,087 4,62±0,263 7,00±0,350 11,50±0,540
4,55±0,350 8,37±0,730 9,50±0,700
сидя и лежа утром натощак это различие обусловлено уровнем окислительных процессов, протекающих в организме мальчиков с более высокой интенсивностью, чем в организме девочек. Эти выводы совпадают с результатами, полученными нами при обследовании спортсменов во время субмаксимальных мышечных нагрузок (А. П. Борисов) \ и подтверждаются литературными данными (Э. Н. Кленов).
При разработке норм питания для учащихся школ-интернатов рекомендуется учитывать их возраст и повышенный энергетический обмен, возникающий в связи с усиленной мышечной деятельностью в дни уроков производственного труда и во время занятий физической культурой. Существующий в школах-интернатах единый рацион для всех возрастов необходимо дифференцировать, принимая во внимание возраст учащихся, а также длительность и степень их мышечной деятельности при той или иной физической нагрузке.
Наши исследования показывают, что среднесуточные энергетические затраты мальчиков и девочек составляют около 3000 кал, тем не менее суточную калорийность пищевого рациона нужно всегда увеличивать на 10—15% по сравнению с действительными затратами учеников. Такая надбавка должна идти на отходы и потери при кулинарной обработке продуктов, на неполную степень усвоения пищевых веществ желудочно-кишечным трактом. Энергетическая потребность у школьников в дни, когда имеются уроки труда и физической культуры, возрастает до 3600 кал. В эти дни с увеличенной физической нагрузкой суточные энерготраты девочек повышаются с 2640 до 3000 кал, а мальчиков — с 3260 до 3700 кал.
Следовательно, учащиеся 9—10-х классов школы-интерната, мальчики и девочки с суточным рационом питания в обычные учебные дни должны получать в среднем около 3300 кал, а в дни с уроками труда и физической культуры — в пределах 3600 кал.
ЛИТЕРАТУРА
Каминский В. В. Вопр. пит., 1959, № 3, стр. 74. — Кленов Э. Н. Педиатрия, 1961, № 1, стр. 17. — Максимов В. В. Вопр. пит., 1961, т. 20, № 1, стр. 14.
Поступила 15/X 1964 г.
УДК 613.648
РАДИОАКТИВНАЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ РАБОЧИХ ГОЛОВОК ГАММА АППАРАТОВ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
М. Ш. Вайнберг, А. В. Тер мая
Кафедра радиационной гигиены Центрального института
усовершенствования врачей, Москва
В 1961 —1962 гг. на заводе «Мосрентген» мы проводили проверку рабочих головок у_аппаРатов ГУТ-Со-400 и ГУТ-Со-20, подлежащих перезарядке после эксплуатации в течение 5—8 лет. Радиоактивную загрязненность основных внутренних поверхностей, доступных при перезарядке и ремонте аппаратов ГУТ-Со-400 (их условно можно назвать ремонтными поверхностями), изучали сначала методом мазков, а затем прямыми дозиметрическими замерами. Мазки были взяты на 2, а измерения радиометром «Луч-4» выполнены на 4 рабочих головках2. Данные этих измерений приведены на рисунке. Как видно из этого рисунка, радиоактивная загрязненность распределяется вдоль канала неравномерно: положению хранения препарата соответствует сравнительно резкий максимум, значения которого в отдельных случаях различаются в 1,5—3,5 раза. Наряду с ним отмечается и менее выраженный второй максимум, соответствующий положению препарата в режиме облучения. Следует указать, что механизм возникновения такой загрязненности неясен и требует дополнительного экспериментального исследования.
Радиоактивную загрязненность канала рабочей головки вычисляли по формуле для полого кругового цилиндра (А. В. Бибергаль и соавторы):
8,4 т 10~~3 £
& Я '
где Р — мощность дозы у-излучения (в мр/час); т — удельный гамма-эквивалент (в мг-экв. радия!см); — радиус канала; Ь— длина канала.
1 Автореферат кандидатской диссертации, 1955.
2 В двух рабочих головках смазка была удалена до начала наших измерений.