Динамика мышечной работоспособности и скорости рефлекторных реакций
Показатель До работы После работы
количество наблюдений пределы колебаний средние величины количество наблюдений пределы колебаний средние величины
Мышечная сила (в мм
ртутного столба) 75 60—130 95 76 65—135 98
Мышечная выносли-
вость (в секундах). 75 14—103 47,6 76 12—245 50,9
Скорость зрительно-мо-
торной реакции (в се-
кундах) 28 0,150—0,257 0,200 27 0,152—0,238 0,198
Скорость слухо-мотор-
ной реакции (в секун-
дах) ......• 28 0,150—0,332 0,220 27 0,160—0,266 0,200
производственного обучения в виде ученических цехов. В этих случаях представляется возможным правильно организовать режим труда и отдыха, дифференцировать трудовую нагрузку с учетом возраста, пола и функциональных возможностей школьников.
Исследования, проведенные ранее, и наши наблюдения показали, что на начальном этапе производственного обучения в 9-х классах, учитывая малую тренированность организма учащихся и, следовательно, большую потребность в отдыхе, целесообразно предоставлять школьникам кратковременный отдых в течение 10—15 минут через каждые 45—60 минут работы. Для учащихся 10-х классов возможно предоставление перерядав через каждые 2 часа работы, чтобы постепенно прдгтГ-' товить переход учащихся 11-х классов на режим труда взрослых рабочих.
Поступила 16/1 1961 г.
ON THE WORK ROUTINE IN INDUSTRIAL TRAINING OF SCHOOL CHILDREN UNDERGRADUATES
R. G Sapozhnikova, N. M. Popova, E. I. Korenevskaya
Subject to study was the work regime prevailing in industrial enterprises for school undergraduates under various forms of industrial training: a) in ordinary workshops; b) in ordinary shops, but apprentice shifts; c) in special workshops for apprentices.
Observations and investigations made (chronometry, muscular capacity, functional state of the central nervous system, etc.) have shown that from hygienic point of view, the most appropriate form of industrial training is that carried out in specially organized workshops for apprentices.
Ъ Ъ it
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ
Ассистент В. В. Максимов Из кафедры общей гигиены Читинского медицинского института
При организации школ-интернатов следует уделить особое внимание разработке рационального питания детей, так как растущий и развивающийся организм особенно чувствителен к качественным и количественным недостаткам в питании. Между тем оценку полноценности питания учащихся школ-интернатов нельзя давать без учета интенсивности выполняемой ими работы в процессе обучения. В настоящее время вы-
3 Гигиена и санитарня, fft 5
33
полнен ряд исследований энергетических затрат учащихся школ-интернатов (Э. Н. Кленов, 1959; А. П. Шицкова, 1960) и воспитанников детских домов |(К. Н. Клячина, 1958).
Таблица 1
Энергетические затраты у учащихся при различных видах деятельности
Вид деятельности Количество исследований Средние энергетические затраты в час (в кал) Вид деятельности Количество исследований Средние энергетические затра ты в час (в кал)
24 59 Изготовление жердочек
Ходьба ....... 13 180 (мальчики)..... 5 178
Бег, игры...... 13 384 Вскапывание .... 7 330
Физзарядка..... 13 228 Плотницкие работы
Туалет, уборка постели (мальчики) ..... 5 261
и палатки ..... 6 177 Мытье посуды в столовой 12 117
Пасынкование1 . . . 10 105 Подметание пола в столо-
Прополка...... 15 212 вой ........ 10 180
Поливка...... 12 231 Мытье пола в столовой
Сбор помидоров . . . 11 141 (девочки) ....... 5 233
* Поднос воды в ведрах на
кухню (мальчики) . . . 7 202
Поднос дров на кухню 200
(мальчики)..... 5
1 Пасынкование—обрывание некоторой части стеблей с куста помидоров для улучшения питания плодов.
Следует, однако, указать, что в литературе не освещен вопрос о расходе энергии у учащихся школ-интернатов в летних лагерях при выполнении ими общественно полезной работы. Нами была поставлена
Бюджет времени и энергетические затраты у учащихся
Дин
Вид деятельности 1 2
время (в часах) расход энергии (в кал) . расход энергии время (в часах) (в Кал)к
Поливка............
Прополка............
Вскапывание ..........
Пасынкование..........
Сбор помидоров .........
Сон или отдых лежа......
Физзарядка...........
Туалет, заправка койки, уборка в
палатке .......... •
Купание, спортивные подвижные игры, бег '...........
Стояние ............
Ходьба .... ........
Сидение (чтение книг, сидение в столовой и других местах) . . .
Итого. . .
3,55 820,5 3,32 703,84
11,00 0,22 649,0 50,16 10,35 0,18 610,65 41,04
0,58 102,66 0,60 106,20
2,50 1,16 2,33 960,00 92,80 419,40 2,60 1,53 2,65 998,40 122,40 477,00
2,66 186,20 2,77 193,90
24,00
3 280,72
24,00
3 255,43
задача изучить расход энергии у учащихся школы-интерната в пионерских лагерях при существующем в настоящее время режиме отдыха и труда с целью обоснования для них норм калорийности питания.
Изучение энергетических затрат проводилось у учащихся школы-интерната № 1 Читы летом 1959 г. Для исследования был использован метод газообмена Дугласа— Холдена с расчетом калоража по кислороду. Энергетические затраты мы изучали у
16 практически здоровых мальчиков и 8 девочек—учащихся 6-го класса в возрасте 13—15 лет. Газообмен изучали после соответствующей тренировки наблюдаемых в маске Шатерникова, после чего выдыхаемый воздух собирали в мешки Дугласа емкостью 50—100 л. Продолжительность наблюдения 3—15 минут. Из мешка Дугласа брали 2 пробы воздуха в газовые пипетки (для параллельного анализа в аппарате Холдена), остальной воздух пропускали через газовые часы для определения его объема.
Энергетические затраты изучали у учащихся при полном покое (утром натощак в постели), сидя, стоя, при ходьбе, беге, зарядке, туалете и при 13 видах труда.
В связи с тем что энергетические затраты у девочек и мальчиков при одном и том же виде занятий почти не отличались друг от друга, мы объединили их; лишь в отдельных случаях, когда некоторые трудовые процессы выполнялись только мальчиками или девочками, расчет производился раздельно.
Ниже приводим данные расхода энергии у учащихся при тех или иных трудовых процессах, которые могут быть использованы в практике для подсчета энергетических затрат (табл. 1).
Для расчета суточных энергетических затрат учащихся в пионерских лагерях был проведен хронометраж с подробной записью всех видов деятельности учащихся, у которых изучался газообмен. Полученные данные позволили подсчитать бюджет времени учащихся.
Исследованиями Е. Н. Ежовой (1933) установлено, что при равноценных положениях тела и незначительной мышечной работе рук энергетические затраты близки между собой; это дало нам основание сгруппировать некоторые »виды деятельности. На основании данных бюджета времени и энергетических затрат учащихся при отдельных видах трудовой деятельности, состоянии покоя и др. были подсчитаны их суточные энергетические затраты, которые представлены в табл. 2.
Как было выше отмечено, мальчики и девочки не всегда выполняли одинаковые трудовые процессы в течение дня, следовательно, можно было предполагать о неравноценности их суточных энергетических затрат.
Таблица 2
в дни различных сельскохозяйственных работ
исследований
3 4 5
время (в часах) расход энергии (в кал) время (в часах) расход энергии (в кал) время (в часах) расход энергии (в кал)
3,45 10,7 0,25 1 138,50 631,3 57,00 3,72 9,65 0,20 390,60 659,35 45,60 3,80 10,15 0,22 536,80 598,85 50,16
0,53 93,81 0,67 118,59 0,54 95,58
2,06 1,60 2,41 791,04 128,00 353,80 2,85 1,70 2,55 1 094,40 136,00 ' 229,50 2,69 1,69 2,51 992,96 135,20 451,80
3,00 210,0 2,66 186,20 2,40 168,00
24,00 3 403,45 24,0 2 770,24 24,00 3019,35
Были исследованы и раздельно подсчитаны энергетические затраты у мальчиков и девочек во время работы в столовой, при изготовлении мальчиками жердочек и выполнения ими плотницких работ (табл. 3).
Из данных табл. 3 видно, что расход энергии за сутки у мальчиков составил 3018,95 кал, у девочек — 2973,83 кал.
3*
35
Таблица 3
Энергетические затраты у учащихся в дни работы в столовой
Мальчики Девочки
Вид деятельности время расход энергии время расход энергии
(в часах) за все время (в часах) за все время
(в кал) (в кал)
Раздача пищи, уборка столов,
мытье посуды......... 3,47 405,99 ' 3,47 405,99
Подметание пола....... 1,09 196,20 1,00 180,00
Поднос воды в ведрах на кухню 1,30 262,60 — —
Поднос дров на кухню..... 1,20 240,00 — —
Мытье пола •......• — — 2,33 532,89
Сон или отдых лежа..... 9,34 551,06 9,50 560,50
Физзарядка ... ..... 0,25 57,00 0,25 57,00
Туалет, заправка койки, уборка па-
латки ............. 0,30 54,10 0,35 61,95
Купание, подвижные спортивные
игры, бег........... 1,75 672,00 1,50 576,00
Стояние ............. 2,20 176,00 2,38 190,40
Ходьба............. 1,70 306,00 1,67 300,60
Сидение (чтение книг, сидение в 1,55 108,50
столовой и других местах) . . . 1,40 98,00
■ Итого. . . 24,00 3018,95 24,00 2 973,83
Энергетические затраты у мальчиков в дни изготовления жердочек и выполнения ими плотницких работ составляли соответственно 3183,48 и 3374,39 кал.
Таким образом, на основании проведенной работы установлено, что энергетические затраты учащихся в летних пионерских лагерях при выполнении ими общественно полезной работы колебались в пределах 2770,24—3403,45 кал в сутки.
Наряду с исследованием энергетических затрат изучалось их питание. С этой целью из столовой школы-интерната взято 23 суточных рациона. Было установлено, что калорийность рационов питания составляла в среднем 3272 кал. При сопоставлении калорийности рационов питания и энергетических затрат учащихся оказалось, что питание не всегда соответствовало энергетическим затратам детей. Так как питание растущего и развивающегося организма должно не только покрывать его энергетические затраты, но и обеспечивать нормальные условия роста и физического развития, калорийность суточного рациона должна быть выше суточного расхода энергии учащихся примерно на 10% (О. П. Молчанова).
При рекомендации калорийности рационов питания для учащихся школ-интернатов в летних пионерских лагерях считаем целесообразным ориентироваться на затраты энергии учащихся, которые чаще всего встречаются при выполнении ими общественно полезного труда (поливка, прополка, работа в столовой и др.)
Исходя из этого, калорийность рационов питания для учащихся 13—15 лет должна колебаться от 3300 до 3600 кал.
ЛИТЕРАТУРА
Ежова Е. Н„ Щепкин Н. Г., Легун А. Ф. и др. Вопр. питания, 1933, т. 11, в. 5, стр. 1.—Кленов Э. Н. Педиатрия, 1959, № 9, стр. 75,—К л я ч и н а К. Н. Вопр. питания, 1958, т. 17, №3, стр. 16 —М о л ч а н о в а О. П., Ежова Е. Н. Журн. экспер. биол. и мед., серия А, 1930, т. 14, № 37, стр. 71,—Шицкова А. П. Гиг. и сан., 1960, № 4, стр. 41.
Поступила 18/У11 1960 г.
ENERGY CONSUMPTION IN BOARDING-SCHOOL UNDERGRADUATES
AT PIONEER CAMPS
V. V. Maksimov
The amount of energy spent for various forms of work and during rest by children in pioneer camps was determind by means of Douglas-Haldane gas-exchange method in 16 boys and 8 girls aged 13 to 15 years. These investigations have enabled to estimate their daily energy expenditure, which fluctuated from 2770, 24 to 3403, 45 Cal. with due account of the prevaling kinds of work performed (watering, weeding, helping round the dining rooms) and considering the correction factor for growth and physical development of undergraduates, the calorie value of their food rations should comprise from 3300 to 3600 Cal. a day.
it ix it
К 50 ЛЕТИЮ II ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ФАБРИЧНЫХ ВРАЧЕЙ (1911 — 1961)
Кандидат медицинских наук Г. А. Бейлихис (Москва)
Весной 1910 г. правление Московского общества фабричных врачей, исполняя решение I съезда фабричных врачей (Москва, 1909), возбудило перед правительственными органами вопрос о разрешении созыва II съезда и представило его программу. Она была аналогична программе I съезда и включала основные вопросы охраны здоровья рабочих: санитарно-гигиенические условия труда и быта, детский и женский труд, производственный травматизм, физическое развитие, заболеваемость и смертность рабочих, медицинская помощь рабочим, государственное страхование и т. д.
Получив ходатайство, представители власти, в памяти которых еще сохранился большой общественный отклик, вызванный I съездом, встревожились; они считали, что вопрос этот требует «особой осторожности». Однако московский градоначальник не возражал против того, чтобы разрешить проведение съезда, так как, по его мнению, лица, возбудившие ходатайство о съезде, принадлежали к «умеренным течениям», их лойяльность не вызывала сомнений. Вместе с тем градоначальник предлагал, разрешая съезд, одновременно принять меры «... чтобы на съезд не попали представители профессиональных рабочих организаций левого направления, склонные использовать съезд для целей политической агитации»1.
Министр внутренних дел разрешил съезд на следующих условиях: пригласить для участия в работах съезда представителя главного врачебного инспектора, заблаговременно представить московскому градоначальнику список участников съезда, проекты докладов, которые заранее должны быть одобрены организационным комитетом съезда, а также все печатные материалы съезда; общие публичные собрания могут, проводиться только по разрешению градоначальника; все члены съезда должны иметь именные билеты, без которых доступ на заседания съезда не разрешен; рассматриваться в общих собраниях и голосоваться могут резолюции, только предварительно рассмотренные в специальной комиссии2.
Эти условия, принятые организационным комитетом, значительно облегчили правительственным органам «подготовку» к съезду. Получив
1 Центральный государственный исторический архив в Москве (ЦГИАМ), ф. 102, опись 101, д. 133/1909, л. 52.
2 Справочный листок II Всероссийского съезда фабричных врачей. М,, 1911, № 2, стр. 6.