Научная статья на тему 'ПИТАНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ'

ПИТАНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIETARY OF AND ENERGY EXCHANGE IN CHILDREN OF BOARDING SCHOOLS

Energy exchange has been studied in boarding school children aged 8 to 9 and 11 to 13 years, during all types of activities: at complete rdst, in sitting and standing positions, while walking, running, during practical classes in carpentry, in metal workshops, during farm work, physical training and preparation for sporting events. The results of the investigation indicate that the total caloric content of the daily ration satisfies the energy requirements of students in both age groups. The dietary of boarding school children should differ in compliance with the general physiological and caloric requirements for various age groups.

Текст научной работы на тему «ПИТАНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ»

PHYSIOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE RATIONALITY

OF EFFICIENT OPERATIONAL PROCEDURES EMPLOYED BY TURNERS

Yu. V. Moikin

By a complex evaluation of cyclic motion pictures and oscillographic recording, it has been possible to reveal physiological backgrounds for the rational performance of technological operations by the most efficient turners. The execution of operational processes by these workers is distinguished by: absence of unnecessary and return movements and more economical movements of separate joints than in workmen of low and average qualifications; concentration of the greater part of the work on the distal arm segments; better adaptation of all the parameters of workman's movements to the course1 of the technological process; the greater accuracy and coordination in the activities of the right and left arms. The mechanism of the ce'ntral nervous system responsible for the above mentioned differences in the work of the foremost turners, is the greater concentration of excitation and inhibition foci in the cerebral cortex of the latter, as compared with the workers of lower qualification.

т* "¿r

ПИТАНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

Кандидат медицинских наук А. П. Шицкова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Проблема рационального питания отдельных групп населения (в возрастном, профессиональном, климато-географическом разрезе) постоянно находится в поле зрения гигиенистов. Особого внимания заслуживает разработка рационального, научно обоснованного питания для детских и подростковых коллективов, поскольку растущий организм наиболее чувствителен к качественным и количественным изменениям в питании. Одним из примеров огромной заботы партии и правительства о детях является принятое в 1956 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации школ-интернатов в нашей стране, обеспечивающих широкие возможности для получения воспитанниками хороших знаний, трудовых навыков, гармонического умственного и физического развития.

Нам кажутся особенно актуальными исследования, направленные на рационализацию питания детей в этих новых учреждениях. Одним из критериев оценки полноценности питания является соответствие кало-ража рационов энергетическим тратам организма. Однако обмен энергии у детей при их разнообразной деятельности в различных детских учреждениях, в том числе и интернатах, изучен мало. Наиболее изучены энергетические траты учащихся ремесленных училищ (С. И. Третьякова, Н. А. Иванов и др.) и рабочих различных профессий (О. П. Молчанова и др., В. А. Виноградов-Волжинский, Н. Г. Щепкин и А. Ф. Ле-гун, О. А. Шовкопляс, Н. П. Добронравова и др.). Отечественная и зарубежная литература об энергетическом обмене у детей относится преимущественно к изучению основного обмена (Блиох-Мишель). Лишь О. П. Молчанова, А. Ф. Легун изучали энергетический обмен у детей. Эти данные и легли в основу норм питания для детей. Некоторые стороны возрастных особенностей энергетического обмена у детей изучены И. Д. Выдро.

В настоящей работе подводятся некоторые итоги нашего изучения энергетического обмена, т. е. суточного расхода энергии у детей различных возрастов в условиях школы-интерната; при этом нами учитывался весь комплекс учебно-трудовой деятельности. Целью этого ис-

следования было установить энергетические потребности детей для обоснования норм калорийности их питания1.

Исследования мы проводили в загородном интернате (станция Томилино Московской области). Энергетические траты у детей в интернате изучали при помощи метода газообмена Дугласа—Холдена.

При установлении суточных энергетических трат мы изучали бюджет учебного и ннеучебного времени и учащихся 2-х и 5—6-х классов, т. е. детей в возрасте 8—9 и 11—13 лет. При этом мы изучали распорядок дня, расписание занятий, рабочий план уроков труда и проводили хронометраж всех видов деятельности учеников в течение дня с подробной записью. Всего такие записи были составлены на 23 учащихся. Наблюдения газообмена проводили на 10 практически здоровых учениках младшего клас-с;| и 10 учениках старших классов. Всего было проведено 167 наблюдений и выполнено 365 анализов выдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Для йтбора проб выдыхаемого воздуха в мешки Дугласа мы пользовались двухклапанными резиновыми полумасками (различных габаритов). Продолжительность наблюдения составляла 5—3 минуты з зависимости от вида деятельности обследуемого. Измерение объема газа проводилось газосчетчиком типа ГКФ-6 (1958). Пробы газа для анализа из мешков отбирали в две газовые пипетки (для параллельного определения). Анализ газа проводили на газоанализаторе ГВВ-2. Энергетические траты были изучены во время полного покоя (утром в постели натощак), сидя (во время занятий), стоя, при ходьбе, во время физической подготовки, работы в мастерских и на приусадебном участке.

В табл. 1 нами представлены среднесуточные данные о бюджете ыэемепи обследованных учеников.

Как видно, из табл. 1, у учеников 2-х классов пребывание в кровати занимает 10,99, т. е. больше на один час, чем у детей старших классов— 9,94 часа. Ученики 5—6-х классов проводят сидя больше времени, чем учащиеся 2-х классов, кроме того, в 5—6-х классах имеются уроки труда. В программах занятий б мастерских указано, что непосредственно трудовые процессы у детей занимают 60% учебного времени, остальное время идет на подготовку и инструктаж. Для получения более точных данных о среднесуточном энергетическом обмене нами были особенно детально изучены затраты энергии у детей во время производственной практики — в столярной, слесарной мастерских, на приусадебном участке, во время физической подготовки, спортивных тренировок и др. Полученные данные позволяют дать оценку полноценности питания детей и их энергетическим тратам при политехническом обучении. Претворение в жизнь закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» приведет к дальнейшей политехнизации обучения в средних школах и приближению обучения в школах к практической деятельности. Так как до сих пор в литературе подобные данные освещены крайне недостаточно, мы считаем целесообразным их представить подробно.

В табл. 2 приведены данные об энергетических тратах детей старших классов при работе в столярной мастерской во время распиловки древесины, строгании и долбления. В табл. 2 и в последующих табли-

1 В работе приняли участие старший научный сотрудник К. А. Калинина, младший научный сотрудник М. А. Шарова.

Таблица 1 Бюджет времени учащихся младшего и старших классов в сутки (средние данные)

Количество расходуемого

времени учащихся

Состояние 2-го класса 5—6-х классов

в ми- в ми-

нутах в часах нутах в часах

Покой (лежа)..... 659,73 10,99 596,25 9,94

Сидя ......... 422,85 7,06 445 7,42

Стоя ......... 141,57 2,36 152,5 2,54

Ходьба ........ 129,80 2,16 137,5 2,29

Бег.......... 61,31 1,02 68,75 1,14

Физкультура, зарядка 24,74 0,41 25 0,42

Труд ......... — — 15 0,25

Таблица 2

Энергетические траты у детей во время работы в столярной мастерской

Распиловка древесины Строгание Долбление

Фамилия со 8 ш калорий в час калорий в час на средний вес 38 кг калори й в час калорий в час на средний вес 38 кг калорий в час калори ий в час на средний вес 38 кг

А. К. С. т. ф. я. Б. П. С. Б. м. и. У. г. м. т. к. 35,3 34,0 57.0 28, 1 36,0 42,0 35,6 40,0 34,3 52,0 37,0 33,3 38,0 32,0 36,0 54,2 33,5 190,80 137,94 136,50 215,46 226,44 276,54 205,39 154,17 91,05 291,35 239,02 250,19 247,98 186,66 182,22 130,44 207,12 158,16 266,98 208,62 121,45 139,23 196,76 175,22 149,10 145,08 137,76 136,21 114,12 129,42 124,74 131,52 109,71 148,99 157,17 136, 19 135,50 136,61 87,44 149,15

Среднее . . 205,19 184,69 132,59

Таблица 3 Энерготраты у детей во время работы в слесарной мастерской

Фамилия

Вес в кг)

Резка металла ножовкой

8-"

О а ■ у

— — —

О-о = 58 3*8.8

а: аз и а

Рубка металла

« 2 « « « Ж « со

2 то ^

4 в« а> а

Л О. <--« И О м

Правка металла

о. и

О 03 ^ 3"

« х

Я я д О.I® _ со Ч

я- о о

ТО о. О а: а и а

А. И. У. Г.

т. н. ж.

Е. С.

д. м. в. с.

Б. К. П.

с.

с.

ш.

с.

п,.

ю.

в.

в.

Среднее

35,3

33,3

38

32

45

27,5

30.7 41

30, 1

23

29

34.5 41,3

35.6 34 40

34,3 57

34,3 34 34 48

27.8 38,8

172,02 178,62 211,92 187,26 247,74 156

185,17 203,79 211,89 222,34 20$,19 215,54

125,34

112,20 106,86 79,26 86,76 121,2

207,99

142,99

138,85 99,03 100,05 143,34 158

104,76 124,62

81,9 72

81,24 94,02

130,51

129,66 1 15,48

135,28 94,32 89,45 86,49

166,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

130.8 146,4 153,48

111.9 190,68

178,71

108,45

139 163 145 123 127

,61 ,59 ,81 ,96 11

132 111 142 161 114 140

9

,36 02 ,82 ,0 ,94

147,21 124,45 158,73 128, 1 155,8 138,02

146,47

142,05

цах нами представлены данные об индивидуальных энергетических тратах у детей и о расходе энергии, рассчитанном на средний вес детей.

Как видно из табл. 2, наибольшие энергетические траты у детей в столярной мастерской происходят при резке древесины в среднем 205,2 калории и при строгании — 184,7 калории, наименьшие при долблении— 132,6 калории.

В табл. 3 приведены данные об энергетических тратах у работающих в слесарной мастерской детей при процессах резки, рубки, правки, опиловки и гибки металла.

Из табл. 3 видно, что наибольшие энергетические траты у детей во время работы в слесарной мастерской наблюдались при резке металла ножовкой, что вызывало расход энергии в среднем 208 калорий, при опиловке энергетические траты составили 146,5 калории, при гибке металла — 142 калории; наименьшие энергетические траты были при рубке— 130,5 калории и при правке— 108,5 калории.

Большое место в трудовой подготовке детей занимают работы на сельскохозяйственном участке.

В табл. 4 представлены данные энергетических трат у детей во время сельскохозяйственных работ.

Таблица 4

Энергетические траты у детей во время сельскохозяйственных работ

Фамилия Вес (в кг) Прополка Фамилия Вес (в кг) Вскапывание

калорий в час калорий в час на средний вес 38 кг калорий в час калорий в час на средний вес 38 кг

А. 35,3 138,6 149,19 Ж. 30,7 168,12 208,09

С. 34,3 117,3 129,92 Е. 41 198,24 183,81

С-в 57,0 168,18 112,1 М. 37,7 292,5 294,8

Е. 41,0 166,74 154,51 м. 34,5 272,76 300,43

С-й 41,3 166,14 152,84 Б. 37,5 285 288,8

И. 33,3 157,98 180,27 Е. 32,1 190,32 255,26

Как видно из табл. 4, во время сельскохозяйственных работ энергетические траты у детей довольно высоки; при вскапывании они составляют в среднем 250,2 калории, при прополке—146,5 калории. Полученные данные представляют особый интерес, поскольку вопрос об энергетических тратах школьников во время работ в сельском хозяйстве в литературе не освещен. Результаты этих исследований приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что Министерство просвещения РСФСР для городских и сельских школ еще с 1955/56 учебного года предусмотрело в своих программах практикум по сельскому хозяйству для учащихся старших классов.

Большое внимание в школах-интернатах уделяется также физической подготовке учащихся, воспитанию физически крепких, закаленных молодых людей. Ежедневно по утрам дети занимаются зарядкой, систематически проводятся уроки физкультуры и спорта (коньки, лыжи), для чего в загородных интернатах имеются особенно благоприятные условия.

В табл. 5 представлены данные об энергетических тратах у детей во время физической подготовки. Как видно из табл. 5, расход энергии во время физической подготовки различен: при выполнении комплекса физических упражнений он составляет у детей младшего возраста в среднем 142,6 калории, у детей старшего возраста — 288,1 калории, при беге во время тренировок и игр — в среднем 288,8 калории у детей младшего возраста и 445,7 калории у детей старшего возраста.

Расход энергии у детей во время лыжных тренировок составляет

в среднем 435,2 калории. Таким образом, видно, что физкультура и спорт вызывают большой расход энергии у детей.

Таблица 5 Энергетические траты у детей во время физической подготовки

[Выполнение комплекса физических упражнений Бег и игры в свободное время Лыжные тренировки

Фамилия Вес (в кг) калорий в час калорий в час на средний вес калорий в час калорий в час на средний вес калорий в час калорий в час на средний вес

Дети младшего возраста (средний вес 26 кг)

А. 35 249,48 185,33 415,62 308,62

В. 30,1 145,38 125,58 300,84 259,87

С. 25 176,64 183,72 267 277,68

С-в 32 144,24 117,21 292,14 237,35

м. 23 125,88 142,3 266,7 301,6

X. 30 133,86 116,01 371,16 321,62

я. 26,4 129,84 127,87 261,48 257,53

р. 23,7 315,36 346,06

Среднее . . 142,57 288,79

Дети старшего возраста (средний вес 38 кг)

П. 40 312,6 296,97 385,74 366,43 566,94 538,46

С. 34,3 277,8 307,76 427,86 473,86 415,8 460,56

Б. 35,6 288 307,38 520,2 555,18

А. 35,3 240 258,32 311,4 335,31 343,62 369,89

к. 34 295,8 330,6 534,3 596,98 349,44 390,26

С-в 57 341,4 227,58 530,16 353,44 445,32 295,86

Ш. 34,3 347,46 384,94

С-ов 34 458,88 512,62

д. 34 447,36 499,70

Л. 33 423,48 487,54

Среднее . . 288,1 445,65 435,2

Энергетические младшего возраста помещения

Таблица 6

траты у детей во время уборки и кроватей

В табл. 6 представлены результаты исследования энергетических трат школьников во время самообслуживания.

Из табл. 6 видно, что расход энергии при уборке помещения, кроватей невелик и составляет у детей младшего возраста в среднем 111 калорий.

В табл. 7 представлены исследования энергетических трат у детей во время устных и письменных уроков (сидя).

Энергетические траты во время устных и письменных уроков и самоподготовки невелики, так как они связаны в основном с сидением на месте и умственной работой, которая, как известно, не повышает сколько-нибудь заметно газового обмена. Расход энергии во время уроков сидя составляет в среднем у младших детей 56 калорий, у старших 75 калорий.

Ф ами-л ия Вес (в кг) Калорий в час Калорий в час на средний вес 26 кг

А. 35 143,52 106,63

В. 30,1 93,12 80,44

С. 25 142,26 147,94

С- 3 i 95,34 77,45

м. 2 ¿ 98,4 111,23

X. 0 141 122,2

я. 26.4 110,28 108,6

Б. 27,0 133,32 128,39

X. 26,5 122,46 120,15

Нами были проведены исследования газообмена у детей также при полном покое (в постели), стоя и во время ходьбы. При этом установлено, что расход энергии у детей младшего возраста при полном покое составляет в среднем 43 калории, стоя — 55 калорий и при ходьбе — 199,4 калории; для детей старшего возраста в полном покое — в среднем 64 калории, стоя — 81,1 калории и при ходьбе — 212,3 калории, что в основном соответствует литературным данным.

Таблица 7 Энергетические траты у детей на уроках (сидя)

Дети младшего возраста Энергетические траты Дети старшего возраста Энергетические траты

фамилия *Е7 ж ю а ю « я Р х и ЕГ и о га о. X ш о са к в ч X 2 & "ГГ 52 в а ш & !« 5 * га а о § " 8.« з: ш о а

А. A. B. Р. B. C. С. М. П. 28,5 35 26,2 23,7 30,1 25 32 27, 4 72 51,12 63,36 44,52 58,38 52,32 63,9 62,7 63,12 65,68 37,99 62.87 48,83 50,44 54,42 51,92 70.88 59,9 А. Б. к. П. С. С. 35,3 35,6 34 40 34,3 57 76,08 56,34 89,34 80,7 65,34 97,56 81 ,89 60,12 99,83 76,65 72,35 65.02

Среднее 55,88 75,98

В табл. 8 приведены данные о среднесуточных энергетических тратах у детей младшего и старших классов, составленные на основании проведенных исследований.

Таблица 8 Среднесуточные энергетические траты учеников младшего и старших классов (сводная таблица)

Состояние Ученики 2-го класса Ученики 5—6-х классов

время (в часах) количество калорий в час калорий всего время (в часах) количество калорий в час калорий всего

Покой (лежа) ... ... 10,99 42,96 472,13 9,94 64,04 636,56

Сидя.......... 7,06 55,88 394,51 7,42 75,98 563,77

Стоя.......... 2,36 55,12 130,32 2,54 81,08 208,5

Ходьба......... 2,16 199,39 430,68 2,29 212,28 486,12

Бег........... 1 ,02 288,79 294,57 1.14 445,65 508,04

Физическая подготовка 0,41 156,46 64,15 0,42 312,51 131,05

Труд.......... — — — 0,25 165,46 41,37

Всего- • . 24 1 786.36 24 2 575,41

Как видно из табл. 8, среднесуточные энергетические траты у учеников разных классов различны: у учеников младшего класса они составляют 1786 калорий, у учеников старших классов — 2575 калорий, что согласуется с данными А. Ф. Легун и О. П. Молчановой. Полученные результаты представляют расход энергии, который должен быть восполнен за счет питания. Поскольку питание у растущего организма должно обеспечивать не только расход энергии, но и нормальные условия роста и физического развития, общий калораж суточного рациона

должен быть выше суточных энергетических трат детей не менее чем на 10% (О. П. Молчанова и др.). В соответствии с этим при суточном расходе энергии учащихся младшего возраста (8—9 лет) в 1786 калорий калорийность суточного рациона должна быть не менее 1964 калорий, для детей старшего возраста (11 —13 лет), расходующих в среднем 2575 калорий, — не менее 2832 калорий.

Таким образом, следует, что питание детей различных возрастов в школах-интернатах должно строиться дифференцированно и обеспечивать суточный расход энергии у детей в соответствии с их возрастом и деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

В и н о г р а д о в-В о л ж и н с к и й В. А. Труды XI Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей. М.—Л., 1929, т. 2, стр. 206. — Д о б р о-нравова Н. П. Тезисы докл. научной конференции по гигиеническим вопросам акклиматизации населения на Крайнем Севере. М., 1958, стр. 35.—Легун А. Ф., Молчанова О. П. Вопр. питания, 1935, т. 4, в. 4 стр. 44.—Молчанова О. П., Ежова Е. Н. Журн. экспер. биол. и мед., 1930, т. 14, № 37, стр. 71.—Ш о в к о п л я с О. А. Тезисы докл. 7-й научной конференции молодых специалистов Московского ин-та сан. и гиг. им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1958, стр. 10.—Щепкин Н. Г., Легун А. Ф. Вопр. питания, 1935, т. 4, в. 1, стр. 40.—В 1 i о с h-M i с h е 1 Н., Ann. endocrinol., 1953, v. 14, p. 392.

Поступила 2/1V 1959 г.

DIETARY OF AND ENERGY EXCHANGE IN CHILDREN OF BOARDING SCHOOLS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. P. Shitzkova, candidate of medical sciences

Energy exchange has been studied in boarding school children aged 8 to 9 and 11 to 13 years, during all types of activities: at complete rtfet, in sitting and standing positions, while walking, running, during practical classes in carpentry, in metal workshops, during farm work, physical training and preparation for sporting events. The results of the investigation indicate that the total caloric content of thti daily ration satisfies the energy requirements of students in both age groups. The dietaTy of boarding school children should differ in compliance with the general physiological and caloric requirements for various age groups.

it * Ъ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

Ассистент А. А. Камаева Из Марийского педагогического института имени Н. К. Крупской

Общественно полезный труд в школе, преследуя воспитательные цели, должен содействовать развитию физических и умственных способностей и укреплению здоровья ц/кольниковл.Поэтому одной из главных задач школьной гигиены является нормирование условий внешней среды в школах и, в частности, в учебных мастерских.

Обследование большинства школ города Йошкар-Олы показывает, что состояние учебных мастерских не удовлетворяет гигиеническим требованиям. Мастерские размещены либо в неприспособленных, тесных помещениях, либо в подвалах. Благоустроенные помещения встречаются редко. Оборудование и инструменты зачастую не соответствуют возрастным особенностям учащихся. На протяжении двух уроков учащимся приходится выполнять точную зрительную работу в учебных мастерских, искусственное освещение в которых не всегда рационально, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.