Научная статья на тему 'HYGIENIC EVALUATION OF ARTIFICIAL LIGHTING SCHOOL WORKSHOPS'

HYGIENIC EVALUATION OF ARTIFICIAL LIGHTING SCHOOL WORKSHOPS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of various levels of artificial lighting on the working capacity of students has been studied in school metal workshops for 2 years by means of a tdst for determining the stability of clear vision. A direct relationschip has been established between the students working capacity and the intensity of artificial lighting in the training workshop on the one hand, and the timd schedule for training hours on the other A r.se in the intensity of the art ficial lighting up to 250 Lux was followed by a definite increase in the students’ working capacity. Besides, it has been noted that in the boys the stab.lity index of clear vision was higher than in the girls of the came class.

Текст научной работы на тему «HYGIENIC EVALUATION OF ARTIFICIAL LIGHTING SCHOOL WORKSHOPS»

должен быть выше суточных энергетических трат детей не менее чем на 10% (О. П. Молчанова и др.)- В соответствии с этим при суточном расходе энергии учащихся младшего возраста (8—9 лет) в 1786 калорий калорийность суточного рациона должна быть не менее 1964 калорий, для детей старшего возраста (11 —13 лет), расходующих в среднем 2575 калорий, — не менее 2832 калорий.

Таким образом, следует, что питание детей различных возрастов в школах-интернатах должно строиться дифференцированно и обеспечивать суточный расход энергии у детей в соответствии с их возрастом и деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

В и н о г р а д о в-В о л ж и н с к и й В. А. Труды XI Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей. М.—Л., 1929, т. 2, стр. 206. — Д о б р о-нравова Н. П. Тезисы докл. научной конференции но гигиеническим вопросам акклиматизации населения на Крайнем Севере. М., 1958, стр. 35.—Легун А. Ф., Молчанова О. П. Вопр. питания, 1935, т. 4, в. 4 стр. 44.—Молчанова О. П., Ежова Е. Н. Журн. экспер. биол. и мед., 1930, т. 14, № 37, стр. 71.—Ш о в к о п л я с О. А. Тезисы докл. 7-й научной конференции молодых специалистов Московского ин-та сан. и гиг. им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1958, стр. 10.—Щепкин Н. Г., Легун А. Ф. Вопр. питания, 1935, т. 4, в. 1, стр. 40.—В 1 i о с h-M i с h е 1 Н., Ann. endocrinol., 1953, v. 14, p. 392.

Поступила 2/1V 1959 г.

DIETARY OF AND ENERGY EXCHANGE IN CHILDREN OF BOARDING SCHOOLS

A. P. Shitzkova, candidate of medical sciences

Energy exchange has been studied in boarding school children aged 8 to 9 and 11 to 13 years, during all types of activities: at complete rtfet, in sitting and standing positions, while walking, running, during practical classes in carpentry, in metal workshops, during farm work, physical training and preparation for sporting events. The results of the investigation indicate that the total caloric content of thti daily ration satisfies the energy requirements of students in both age groups. The dietary of boarding school children should differ in compliance with the general physiological and caloric requirements for various age groups.

it * Ъ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

Ассистент А. А. Камаева Из Марийского педагогического института имени Н. К. Крупской

Общественно полезный труд в школе, преследуя воспитательные цели, должен содействовать развитию физических и умственных способностей и укреплению здоровья и/кольниковл.Поэтому одной из главных задач школьной гигиены является нормирование условий внешней среды в школах и, в частности, в учебных мастерских.

Обследование большинства школ города Йошкар-Олы показывает, что состояние учебных мастерских не удовлетворяет гигиеническим требованиям. Мастерские размещены либо в неприспособленных, тесных помещениях, либо в подвалах. Благоустроенные помещения встречаются редко. Оборудование и инструменты зачастую не соответствуют возрастным особенностям учащихся. На протяжении двух уроков учащимся приходится выполнять точную зрительную работу в учебных мастерских, искусственное освещение в которых не всегда рационально, и

лишь в некоторых школах наряду с общим имеется местное освещение на рабочих местах (станках, верстаках).

Отсутствие необходимых гигиенических условий в школьных мастерских снижает роль труда в процессе обучения и отрицательно сказывается на работоспособности школьников.

Наши исследования посвящены изучению влияния различных уровней освещенности в мастерских на зрительную работоспособность учащихся.

Наблюдения проводились над учащимися двух шестых классов, работающими в механической мастерской и имеющими нормальное зрение. Занятия по труду в этих классах проводились в классе 66 на 3—4-м уроке, а в классе 6в на 5—6-м уроке второй смены. Поскольку механическая мастерская в школе находится в полуподвальном помещении, все эти уроки проводились при искусственном освещении.

В наших исследованиях мы использовали метод устойчивости ясного видения, тестом служило кольцо Ландольта диаметром 7 мм, толщиной 1 мм и с разрывом в 1,5 мм.

Голова наблюдаемого фиксировалась в подставке на расстоянии 2,5 м от классной доски, на которой прикреплялся лист с нарисованным кольцом Ландольта.

Отношение времени ясного видения к общему времени наблюдения составляло показатель устойчивости ясного видения. Освещенность на доске создавалась в 100, 150, 250 лк.

Известно, что устойчивость ясного видения в течение дня при отсутствии зрительной работы остается одинаковой (Е. Н. Семеновская, Я- И. Трумпайц). Причиной, влияющей на снижение устойчивости ясного видения во время работы, является либо общая, либо зрительная нагрузка.

Д. А. Зильбер, Н. М. Данциг, Л. В. Михайлова и др. отмечают, что по мере увеличения освещенности различие между показателями устойчивости ясного видения до и после работы становится меньше, а при снижении освещенности возрастает.

Значение уровня освещенности в зрительной работоспособности школьников изучалось Н. М. Данцигом, В. Н. Самышкиным и др. Однако эти исследования касаются нормальных классных занятий без учета уроков политехнического труда.

Положительное влияние уроков ручного труда и занятий в учебных мастерских на работоспособность школьников показано в исследованиях М. В. Антроповой, Л. В. Михайловой, Г. П. Сальниковой, Ц. Л. Усищевой. Авторы отмечают, что уроки труда, проведенные на первых—вторых и пятых—шестых часах, оказывают менее благоприятный эффект.

Результаты наших исследований при трех уровнях освещенности во время политехнических занятий приведены в табл. 1.

Наши данные согласуются с данными указанных выше авторов. При одинаковых уровнях освещенности устойчивость ясного видения на 3—4-м уроке заметно выше, чем на 5—6-м уроке.

Вместе с тем с увеличением интенсивности освещения до 250 лк зрительная работоспособность заметно повышается.

В процессе исследования мы отметили разницу в показаниях устойчивости ясного видения между девочками и мальчиками. У последних, как правило, устойчивость ясного видения несколько выше как в абсолютных цифрах, так и в процентах (табл. 2).

Повышение устойчивости ясного видения отмечается, как правило, после уроков труда, причем на 3—4-м уроке класса 66 она выше, чем на 5—6-м уроке в классе 6в.

В целях установления эффективности политехнических занятий в школе мы исследовали устойчивость ясного видения и в те дни, когда

Таблица 1

Устойчивость ясного видения до и после уроков труда при трех уровнях

освещенности

Освещенность (в лк)

О « 100 150 250

ЕГ В ^ до уроков после уроков до уроков после уроков до уроков после уроков

и и я Ч ы ЧИСЛО % ЧИСЛО % число % ч исло % число % число %

66 3—4-й урок

П. А. Б. А. Б. А. Ш. А. 65.5 64,1 79,8 81.6 100 100 100 100 66,2 68,6 80,4 85 101,1 107 100,5 104,1 62,9 69,3 78,1 78,9 100 100 100 100 73,5 75 91.3 86.4 116,8 108,2 116,8 109,5 65,8 67 76,4 77,4 100 100 100 100 77,6 80,5 93,8 89,8 118 120, 1 122,9 116

6в 5—6-й урок

О. Е. ч. м. П. А. Е. В. 80.4 77,3 61,3 66.5 100 100 100 100 82,8 72,1 59,6 63,8 103 90,7 97,2 96 78,9 76,3 63.5 68.6 100 100 100 100 84,1 72,9 62,9 67,8 106 95,5 97,4 98,8 78,6 78,4 60,8 68 100 100 100 100 84,3 76,8 81 67,8 106 98 103,3 99,7

Средние показатели устойчивости ясного Таблица 2 видения до и после уроков труда

1*Г Класс

оэ. 66 6в

Контингент обследуемых Л н время ясного видения

я до уроков после уроков до уроков

! о О число % число % число % число %

( 100 72,7 100 75 103,1 71,4 100 69,5 97,3

Мал ь ^ 150 100 81,5 112,7 71,8 100 73,6 102,4

1 250 71,6 100 85,6 119,5 71,4 100 76,2 106,7

Г 100 68,4 100 63,1 92,2 66,7 100 57,5 86,2

Девочки < 150 69,9 100 70,2 100,4 66,0 100 58,9 90,7

1 250 69,4 100 70,4 106,6 64,9 100 60,7 94,4

в расписании уроков труда не было. Результаты свидетельствуют, что устойчивость ясного видения в дни без уроков труда у тех же учащихся ниже, чем при их наличии (табл. 3).

Многочисленными исследованиями показано', что под влиянием фи* зического и умственного труда происходят функциональные сдвиги в различных системах организма.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов установили, что физическая работа может изменять функциональную деятельность коры головного мозга. По закону взаимной индукции возбуждение и торможение могут усиливать друг друга. При смене труда умственного физическим происходит как бы перераспределение процессов возбуждения и торможения в нервных аппаратах. Такое чередование деятельности нервных центров .способствует нормализации функций коры головного мозга, а также других систем и органов.

Исследования С. А. Косилова показали, что между участками коры, которые связаны с ритмичным физическим трудом, и теми, которые ■соответствуют заданной умственной работе, как бы происходит разме-

4 Гигиена и санитария, № 4

49

Таблица 3 Средние показатели устойчивости ясного видения при освещенности 100 лк у учащихся класса 6в

жевание: оба участка работают, не мешая друг другу. В этом состоит важное условие сочетания умственной и физической деятельности. М. В. Антропова, Л. В. Михайлова, Г. П. Сальникова, Ц. Л. Усищева

указывают, что переключение учащихся с одного вида деятельности на другой оказывает благотворное влияние на организм в целом и на зрительный анализатор в частности.

И. А. Зайдшнур и М. И. Фонгауз, Я. И. Трумпайц, Н. М. Данциг, Л. В. Михайлова и др. отмечают понижение устойчивости ясного видения к концу рабочего дня и тем больше, чем ниже уровень освещенности в помещении. Так, по данным Н. М. Данцига, устойчивость ясного видения у учащихся снижается через 3 часа после начала занятий в классе при освещенности в 200 лк на 10%, при 75 лк—на 50%, при 50 лк—на 63%. Наши данные согласуются с выводами указанных авторов. Однако следует отметить, что уроки физического труда в школе заметно нарушали данную зависимость (табл. 4).

Таблица 4

Устойчивость ясного видения в течение дня во время политехнических занятий

Устойчиность ясного видения

дни с уроками дни без уроков

Учащийся труда труда

после после после после

4-го 6-го 4-го 6-го

урока урока урока урока

Е. В. 66,5 63,8 63,7 55,4

О. Е. 80,4 82,8 83,1 76

П. А. 61,3 59,6 59 £0,2

Ч. М. 77,3 72.1 80,3 63,5

Освещенность (в лк)

Класс Время наблюдения 100 150 250

число % число % .число %

66 1 Начало 3-го урока Конец 4-го урока 72,7 75,0 100 103,1 72,3 81,5 100 112,7 71,6 85,6 100 119,5

6в | Начало 5-го урока Конец 6-го урока 71.4 69.5 98,2 95,5 71,8 73,6 99,3 101,9 71,4 76,2 99,7 106,4

Эти данные показывают, что политехнические занятия при достаточной освещенности (150—250 лк) способствуют повышению устойчивости ясного видения в конце учебного дня. Таким образом, наши наблюдения позволяют сделать вывод, что искусственное освещение, являясь одним из важнейших факторов внешней среды в политехнической школе, приобретает особенное значение. По высказываниям С. О. Майзеля, забота о рациональном освещении, обеспечивающем правильную работу органа зрения, есть одновременно забота о здоровье всего организма.

При высокой освещенности общая и зрительная работоспособность организма значительно повышается, а зрительное утомление не столь выражено, и, наоборот, недостаточное освещение в школе может привести к понижению возбудимости и снижению аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. и др. Гигиена политехнического обучения учащихся средней школы. М., 1958.—Данциг Н. М. Устойчивость ясного видения как метод определения утомления зрения. М.—Л., 1931. — Зайдшнур И. А., Фонгауз М. И

Сов. вестн. офтальмол., 1933, т. 3, в. 3, стр. 241.—Майзель С. О. Русск. офтальмол. журн., 1927, т. 6, №5—6, стр. 631,—С е м е н о в с к а я Е. Н. Там же, 1931, т. 14, № 6, стр 411.—Т румпайцЯ. И. В кн.: Освещение промышленных предприятий. Л., 1935, кн. 2, стр. 308.

Поступила 2/X 1959 г.

HYGIENIC EVALUATION OF ARTIFICIAL LIGHTING SCHOOL WORKSHOPS

A. A. Kamaeva, assistant

The effect of various levels of artificial lighting on the working capacity of students has been studied in school metal workshops for 2 years by means of a t«?st for determining the stability of clear vision. A direct relationschip has been established between the students working capac.ty and the intensity of artificial lighting in the training workshop on the one hand, and the timé schedule for training hours—on the other A r.se in the intensity of the art ficial l.ghting up to 250 Lux was followed by a definite increase in the students' working capacity. Besides, it has been noted that in the boys the stab.lity index of clear vision was higher than in the girls of the came class.

* ft -fr

НАРОДНАЯ ГИГИЕНА

Б. Д. Петров

Народная гигиена—термин, которым следует обозначать опыт и взгляды народа в области охраны здоровья. Борьба народов за свое существование требовала умения сберегать здоровье, требовала накопления опыта, как восстанавливать силы, как предохранять человека от влияния неблагоприятных условий, от заболеваний, в том числе заразных.

Добыча средств питания и их употребление, борьба с неблагоприятными внешними условиями, уход за телом, поддержание здоровья, трудоспособности, а отсюда закаливание человеческого организма, начиная с детских лет,— все это суммировалось в опыте народа, все это и составляет область народной гигиены, которая является частью народной медицины.

Недооценка рациональной сущности народной медицины, ее прак-\ тической ценности и смешение ее с суевериями и предрассудками вызы-\ вались нередко тем, что те, кто писали об истории народной медицины, \ не понимали или не хотели понять творческих возможностей народа или свысока расценивали их.

Для буржуазных историков медицины, в частности русских, харак-' терно внимание к элементам мистики, колдовства в народной медицине 1 и недооценка, а иной раз полное игнорирование рациональной ее основы.

\ Материальную и духовную культуру создавал и создает народ.

Роль народа в создании духовной культуры — песен и легенд — изучает-\ ся, и в этой области собран большой материал. Менее изучена роль народа в создании, собирании и обобщении опыта, знаний — в создании истоков и источников науки.

При сравнении народной гигиены и народной медицины выясняется. [ что народная гигиена богаче, ближе к научным воззрениям настоящего времени, чем народная медицина. Значительная часть народных медицинских познаний и взглядов не выдерживает научной критики, противоречит современным научным воззрениям как на сущность заболевания, так и на методы его лечения и предупреждения. Сравнивая, сопоставляя народную медицину и народную гигиену, их соответствие

4*

51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.