Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF A BALANCED DIET OF STUDENTS AT A CHOREOGRAPHIC SCHOOL

An investigation of the students’ food ration at a choreographic school proved it to be disbalanced in respect to the main food ingredients. A study of gas exchange in students of 2 age groups made it possible to determine the structure of their daily energy expense. On the basis of data obtained the author determined the standard requirements of students in calories and the main food substances and drew up a daily set of required food products.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

А. П. Квасова

УДК 613.2-058:[377.5:702.81-052.63

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

Учитывая все возрастающий контингент детей, занимающихся хореографией, мы решили изучить состояние фактического питания учащихся одного из хореографических училищ, установить суточные энергетические затраты при различных видах их общеобразовательной и профессиональной подготовки и подойти к определению рационального, сбалансированного с энерготратами суточного рациона.

Двухлетнее посезонное изучение показало, что при построении питания учащихся хореографического училища не учитываются особые условия профессионального обучения, в которых находится их организм. Так, калорийность рациона составляет 3080—3240 ккал, что обеспечивает энергетическую потребность учащихся только младшей возрастной группы и лишь на 80% восполняет затраты энергии старшеклассников. Количество потребляемых <5елков не превышает 80% потребности в них, количество витамина С — 30%, витаминов РР, В,, В.г — Са и Р —50%.

Для изучения энергетического обмена мы подобрали 2 возрастные группы практически здоровых детей без аномалий физического и умственного развития. Младшую возрастную группу составляли 8 учащихся в возрасте 12—13 лет, старшую — 8 учащихся в возрасте 16—17 лет. Определение суточного энергетического обмена включало выявление всего разнообразия форм деятельности детей с учетом времени, затрачиваемого ими на все виды труда и покой, а также затрат энергии при разных видах деятельности, в покое и за сутки в целом.

Ряд авторов указывают на то, что расход энергии при различных видах деятельности даже с разнообразной, но небольшой мышечной работой рук (при условии сходства в положении или перемещении тела) очень близки. С учетом этого мы произвели следующие группировки видов деятельности: покой (лежа), сидение, стояние, ходьба по лестнице, бег, игра на фортепиано, самообслуживание, экзерсис (классический танец) у станка и экзерсис посередине зала. При этом к «сидению» отнесены приготовление уроков сидя, сидение во время общеобразовательных уроков, разговор сидя и т. д., к «самообслуживанию» — одевание и раздевание, переодевание к урокам по специальности, туалет, уборку кроватей и т. д.

Анализ полученных сведений о бюджете времени показал, что ночной сон у детей младшего возраста занимает в среднем 9,82 ч, а у детей старшего возраста — 8,96 ч. Наши данные в основном соответствуют данным ряда других авторов, касающимся различных типов учебных заведений: для младшего возраста — 9,33 ч (А. П. Борисов, 1960), 9,38 ч (К. Н. Кля-чина), для детей старшего возраста — 8,6 ч (С. Т. Третьякова) и 9 ч <4. П. Борисов, 1966).

В целом, по нашим наблюдениям, дети младшей возрастной группы более подвижны, они тратят больше времени на ходьбу (1,54 ч против 1,29 ч), на ходьбу по лестнице (0,4 ч против 0,25 ч) и бег (0,28 ч) и меньше затрачивают времени на сидение (7,86 и 8,65 ч) и стояние (0,46 и 0,71 ч). Дети старшего возраста больше времени проводят стоя (0,71 ч) и больше заняты игрой на фортепиано — 0,34 ч (младшие — 0,28 ч). У учащихся хореографического училища отмечаются большие затраты времени на переодевание к занятиям по специальности. Вместе с другими видами деятельности, входящими в «самообслуживание», на это уходит 83,08 мин у детей младшего и 88,71 мин у детей старшего возраста.

Занятия по специальности мы разделили на экзерсис у станка и экзерсис посередине зала. Сюда включены занятия на уроках классического,

историко-бытового и народно-сценического танца, самоподготовка и репетиции в театре. Экзерсис у станка включает отдельные пластические упражнения и их комбинации, выполняемые с поддерживанием за станок, а экзерсис посередине зала состоит из тех движений, выполняемых без поддержки, а также из таких элементов классического танца как круазе, батман, плие и др. В среднем время, затрачиваемое на экзерсис у станка, составляет у младшей и средней групп соответственно 0,74 и 0,83 ч, а на экзерсис посередине зала — 1,24 и 1,62 ч. Всего на занятия по специальности тратится 1,98 ч в младшей и 2,45 ч в старшей возрастной группе.

Исследование газообмена у детей производили по общепринятому способу Дугласа-Холдена в классах и залах; исследованиям предшествовала тренировка дыхания через маску в мешок, повторявшаяся для получения у испытуемых устойчивых величин легочной вентиляции в единицу времени.

Суточные энергетические затраты были исследованы у учащихся 2 возрастных групп. Изучение газообмена показало, что расход энергии учащимися младших классов при таких состояниях, как стояние, сидение, ходьба, сон и бег, не превышает средних данных для детей этого возраста. Существенным образом отличается расход энергии учащимися старшей возрастной группы. Как в состоянии покоя, так и при различных видах деятельности они расходуют энергию значительно экономнее своих сверстников — учащихся общеобразовательных школ. Это можно объяснить их высокой мышечной тренированностью, что приводит к более экономному расходованию ими энергии протоплазматической массой тела и экономиза-ции физиологических процессов.

Во время уроков по специальности (различные виды танцев) расходуется в среднем 392 ккал в час младшими и 528 ккал в час старшими школьниками, что составляет 27—38% суточных энерготрат. Таким образом, за 2 ч специальных занятий ребенок расходует почти треть суточного количества энергии. Энергетические затраты при игре на фортепиано составляют у младшей и старшей групп 103/55±3,7 и 122,29±3,29 кал/ч, или 2,63±0,1 и 2,54±0,06 кал/ч/кг. Энергетические затраты при переодевании у учащихся младшей и старшей групп в пересчете на средний вес составляют соответственно 141 ±5,54 и 172,27±2,37 кал/ч, а в пересчете на килограмм веса у учащихся старшей группы они несколько ниже — 3,35±0,13 и 3,51± ±0,7 кал/ч/кг. Среднесуточная затрата энергии составляет 2816 ккал у младших и 3362 ккал у старших учащихся. Следовательно, необходимая калорийность рациона должна составлять соответственно 3100 и 3700 ккал. Физиологические нормы питания, утвержденные для детей этого возраста, не могут быть приемлемы для учащихся хореографических училищ и требуют уточнения применительно к специфике их обучения.

На основе изучения энергозатрат нами разработаны возрастные нормы питания учащихся хореографических училищ (см. таблицу).

Рекомендованные нами возрастные нормы питания могут считаться оптимальными и полностью соответствуют суточным энерготратам учащихся.

ЛИТЕРАТУРА. Борисов А. П. Вопр. питания, 1960, № 1, с. 21.— Он же. Там же, 1966, № 5, с. 55.— К л я ч и н а КН. Там же, 1958, № 2, с. 16.— Третьякова С. И. Там же, 1956, № 6, с. 22.

Поступила 29/VIII 1973 годе

Возрастные нормы питания учащихся хореографических училищ

Белки 3 4 1 се X

Возраст (в годах) всего животные Жиры л V Ч и >> Калор ность

10—13 14—18 116 132 67 80 89 105 446 529 3100 3700

HYGIENIC ASSESSMENT OF A BALANCED DIET OF STUDENTS AT A

CHOREOGRAPHIC SCHOOL

A. P. Kvasova

An investigation of the students' food ration at a choreographic school proved it to be disbalanced in respect to the main food ingredients. A study of gas exchange in students of 2 age groups made it possible to determine the structure of their daily energy expense. On the basis of data obtained the author determined the standard requirements of students in calories and the main food substances and drew up a daily set of required food products.

УДК 613.298:678.7.02

Канд. техн. наукС. Ш. Шапошник, М. С. Коднер, В. И. Чапурин, Г. М. Бо-рисенко

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛЕНОК НА ОСНОВЕ СМОЛЫ ЭД-5 И ПОЛИЭТИЛЕНПОЛИАМИНА

Молдавский научно-исследовательский институт пищевой промышленности, Кишинев

При создании новых полимерных покрытий для пищевой промышленности одним из главных критериев определения оптимального состава композиций и режима их термообработки является максимальная инертность по отношению к агрессивным средам. В связи с этим представляет интерес выяснить влияние пластификации и режима сушки на санитарно-гигиенические свойства эпоксидных покрытий.

Объектом исследования явились свободные пленки на основе смолы ЭД-5, не содержащие растворителей, с использованием в качестве отверди-теля полиэтиленполиамина (ПЭПА). Последний вводили в количестве 0,75 эквивалента на 1 эпоксиэквивалент смолы. Для пластификации использовали диоктилфталат (ДОФ) двойной очистки в количестве 5, 10 и 20%. Пластифицированные и непластифицированные пленки сушили по низкотемпературному (50°—10 ч) и высокотемпературному (80°—2 ч+150°— 2 ч) режиму. Образцы пленок толщиной 500—550 мк выдерживали в воде, 20, 40, 70 и 96% спирте. Отношение поверхности образца к объему среды составляло 1:1, время экспозиции — 10 сут при 50°. Принятые условия экстрагирования, согласно данным иИс1е и и^йоп, эквивалентны выдержке в течение 6 мес при 25°. После указанного срока выдержки в исследуемых вытяжках определяли содержание ДОФ колориметрическим методом чувствительностью 1 мг/мл (С. Ш. Шапошник и соавт.), суммарное содержание азота после минерализации пробы — индофеноловым методом (чувствительность— 0,1 мг/л), окисляемость водных вытяжек — бихроматным методом Ч

Наряду с указанными методами для анализа водных и спиртовых вытяжек использовали спектрофотометрический метод определения оптически активных веществ УФ-части спектра в диапазоне 220—300 нм.

Результаты определения диоктилфгалата, мигрирующего из эпоксидных пленок в водно-спиртовые растворы, приведены в таблице. Как видно из таблицы, миграция возрастает с увеличением концентрации спирта и повышением содержания диоктилфгалата в пленке. Следует отметить также резкое снижение содержания пластификатора в водно-спиртовых растворах, находившихся в контакте с пленками высокотемпературной сушки, что можно оъяснить образованием более уплотненной сетчатой структуры в пленках высушенных при 150°.

УФ-спектры для 40 % спирта г после контакта с пластифицированными

1 Инструкция по санитарно-техническому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. М., 1972.

2 Для возможности сопоставления спектральных характеристик пластифицированных и непластифицированных пленок исследуемые вытяжки были разбавлены в 10 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.