Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ '

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ »

ним из наиболее трудно прививаемых навыков. Опрос подростков показал, что физическая зарядка в обычные и воскресные дни проделывалась ими лишь в 25,4% случаев.

Все возрастающая учебная нагрузка школьников, их неумение планировать свой рабочий день приводят к тому, что они мало времени проводят на свежем воздухе. Так, 51% опрошенных в течение суток бывают на улице лишь следуя в школу и обратно. Некоторые учащиеся гуляют на свежем воздухе лишь в субботние и воскресные дни. Нередко школьники, планируя свой распорядок дня, определяют для прогулок только поздние вечерние часы, после приготовления уроков.

Полуторачасовой отдых на открытом воздухе после классных занятий наиболее эффективно восстанавливает работоспособность школьников (Л. В. Михайлова; М. В. Антропова). У обследованных нами школьников перерыв между классными и домашними учебными занятиями в 38,3% случаев составляет менее I1/, часов.

Выполнение домашних учебных заданий в их нынешнем объеме — частая причина перегрузки школьников. Эти занятия в режиме суточной деятельности учащихся 8-х классов занимают значительное место. Так, школьники затрачивали на приготовление уроков более 3 часов в 28,4% случаев, более 4 часов — в 12,9% и более 5 часов — в 4,3% случаев. При столь продолжительном времени домашних занятий учащиеся должны обязательно выполнять основные гигиенические рекомендации, касающиеся правильной организации умственного труда: иметь полноценный отдых после уроков в школе, регулярно через 45— 50 мин. занятий устраивать 10—15-минутные перерывы, проветривать помещение и пр. Однако эти навыки учащимся старших классов прививаются очень слабо. Даже во время многочасовых домашних занятий перерывы цля отдыха школьники не устраивают в 73,7% случаев.

Значительную умственную нагрузку школьников существенно увеличивают многочасовые просмотры телевизионных передач и чтение художественной литературы. Время просмотра учащимися телевизионных передач не должно превышать 1*/2 часа (Е. К. Глушко-ва). Между тем обследованные нами школьники затрачивают на это свыше и/г часа в 37,3% случаев, свыше 2 часов в 19,4% и свыше 3 часов в 7,2% случаев.

По данным ряда авторов (Н. М. Попова, и др.), продолжительность непрерывного чтения учащимися художественной литературы не должна превышать 2 часов. Проведен-нами опрос показал, что в 8,1% случаев на чтение художественной литературы школьники затрачивают свыше 2 часов, в 4,1% —свыше 3 часов и в 2,3% —свыше 4 часов.

Если считать, что для учащихся 8-х классов (14—15 лет) гигиеническим минимумом продолжительности ночного сна являются 9 часов (М. В. Антропова), то они должны ложиться спать не позднее 22 часов. Однако этот гигиенический норматив выполнялся обследованными нами школьниками лишь в 37,5% случаев. Поздний отход ко сну создавал у большинства учащихся (в 62,5% случаев) дефицит ночного сна в 1—I1/» часа, т. е. подростки не спали даже 8 часов.

В большинстве случаев непосредственной причиной позднего отхода школьников ко сну были многочасовые просмотры телевизионных передач, чтение художественной литературы и другие виды неучебных занятий.

С существующей учебной нагрузкой школьники справлялись бы гораздо легче и случаев их переутомления можно было бы избежать, если бы все они правильно организовали режим своего учебного труда и отдыха, а это зависит от привития им соответствующих гигиенических навыков.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 117, 222.— Глушкова Е. К. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 22.— Попова Н. М. В кн.: Гигиена обучения детей школьного возраста. Научный обзор. М., 1969, с. 97.

Поступила 12/VII 1971 г.

УДК 612.013.7-053.6:377.8:81

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ

П. В. Симаков, А. Д. Хритинина Медицинское училише № 16, Москва

Исследование энергетического обмена подростков имеет серьезное значение для обоснования количественных норм их питания. Известно, что потребность юношей и девушек 15— 17 лет в пищевых веществах выше, чем у взрослых, и ниже, чем у детей младшего и среднего школьного возраста.

Энерготраты учащихся старших классов школы-интерната не могут служить эталоном для большинства подростков 15-летнего возраста, так как физические нагрузки воспитанников школ-интернатов ниже, чем у учащихся училищ и техникумов. У девушек, живущих в семьях, энергия расходуется на передвижение, самообслуживание, домашние дела. Эти обстоятельства, а также тот факт, что о трате энергии девушками 16—17 лет мы не встретили сведений в опубликованной литературе, побудили нас изучить энергетические затраты у учащихся медицинского училища.

Суточный расход энергии вычислялся нами по таблицам (А. А. Минх; А. П. Борисов). Хронометраж времени, затрачиваемого на все виды деятельности, проводили сами учащиеся после предварительного разъяснения им важности точных записей.

Суточный бюджет времени и энергозатраты при различных состояниях и видах деятельности

девушек-подростков

Время деятельности Затраты килокалорий

Виды деятельности в возрасте

часы минуты 16 — 17 лет 1 5 лет

Туалет, одевание, раздевание . . _ 40 100 89

Физическая зарядка....... — 15 57 51

Езда в автобусе, троллейбусе и т.п. — 25 38 34

Ходьба и бег во время прогулок 20 702 628

и при следовании в училище 1

Теоретические занятия ..... 2 — 179 160

Работа в лаборатории (стоя) . . 3 30 425 380

Бег по лестнице........ — 15 106 95

Ходьба по лестнице ...... — 20 114 102

» по коридору ...... 1 — 226 202

Прием пищи.......... 1 — 80 71

Мытье посуды ......... — 20 38 34

» полов .......... — 10 23 20

Уборка квартиры и классов 20 66

в училище.......... — 74

Просмотр кино, телевизора и др. 2 — 160 145

Стирка вручную........ — 15 50 45

Танцы ............. — 15 44 39

Занятия спортом (волейбол, 15 93 83

плавание, коньки и др.) .... —

Подготовка уроков....... 1 30 122 109

Сон .............. 8 420 376

Итого. . . 3 084 2 758

Помимо обычной деятельности, такой, как работа в лаборатории (стоя), слушание лекций, ходьба, использование транспорта, прием пищи и пр., девушки тратят время еще на периодические работы—стирку белья вручную, уборку квартиры и мытье полов, занятия спортом, танцы, просмотр кинофильмов и т. д. Последние действия мы учитывали за неделю и делили полученные показатели на 7 дней, чтобы установить расход энергии в среднем, после чего суммировали их с данными, полученными при расчетах основных видов деятельности.

Наблюдения проведены над 98 девушками, 77 из них были в возрасте 16—17 лет и 21 — в возрасте 15 лет. Вес в каждой возрастной группе оказался близкий н составлял в среднем 56,6 кг и 50,7 кг соответственно. Результаты вычислений приводятся в таблице.

Учитывая некоторую неточность метода подсчета и большую подвижность девушек изученного нами возраста по сравнению со взрослыми, считаем правомерным увеличение количества килокалорий на 15% для покрытия расходов энергии по неучтенным и непроизвольным движениям. Следовательно, суточная потребность девушек-подростков 16—17 лет составляет 3546 ккал. Энерготраты девушек в возрасте 15 лет составляют 3121 ккал. Из таблицы видно, что учащиеся медицинского училища тратят энергию в значительном количестве. Отметим, что мы не учитывали общекурсовые спортивные занятия, также как плавание, участие в спортивных соревнованиях и т п., которые, естественно, повысили бы показатели энерготрат.

Энерготраты учащихся медицинского училища (как и иных училищ и техникумов), живущих в семье и вне общежитий, выше, чем у учащихся школ-интернатов.

Полученные нами данные об энерготратах девушек учащихся медицинских училищ могут быть использованы для обоснования нормы питания подростков.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов А. П. Вопр. питания, 1966, № 5, с. 55.— М и н х А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967, с. 348.

Поступила 16/УП 1971 г

УДК 613.6:613.956]:658.3 66.1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ

М. И. Чурьянова

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В связи с тем что гигиенические вопросы профессиональной подготовки подростков инвалидов не изучены, мы ставили своей целью ознакомиться с составом обучающихся в профессионально-технических училищах (ПТУ) инвалидов подросткового возраста и дать гигиеническую оценку программе, режиму и условиям их обучения в самой массовой для них профессии.

Инвалиды подросткового возраста обучаются в специальных ПТУ совместно со взрослыми; училища (в большинстве интернаты) комплектуются лицами с различными заболеваниями и поражениями. *

Проведенный нами анкетный опрос показал, что в 1969/70 учебном году в 41 ПТУ для инвалидов (из 42 училищ, имеющихся в РСФСР) обучалось 1820 человек в возрасте 16—20 лет, что составило 35% всех обучающихся в этих училищах. Из общего числа обучающихся инвалидов подросткового возраста I группу инвалидности имели 1,6%, II группу _ 38,8% и III группу — 59,6%. Ббльшую часть (57,9%) составляли подростки с дефектами нижних конечностей различного происхождения (моно- и парапарезами и параличами, анкилозами, вывихами, кокситами, перенесшие ампутации и др.). На долю инвалидов со значительными искривлениями позвоночника приходилось 6,6% опрошенных и с тяжелыми пороками сердца — 6,5%.

По анкетным данным, подростки, готовящиеся стать мастерами по пошиву верхней одежды, составили 42,2%, мастерами по пошиву обуви — 19% и бухгалтерами — 18,8%. Иначе говоря, среди 15 профилей обучения преобладали такие, которые связаны со службой быта. Для своих наблюдений мы выбрали подростков-инвалидов, обучающихся швейному делу, как наиболее массовый контингент. Гигиеническое обследование проведено в Московском (№ 1), Саратовском и Загорском ПТУ-интернатах для инвалидов. Обследование показало, что гигиенические условия обучения в учебных мастерских и бытовые условия в общежитиях обучающихся неудовлетворительны (учебной и жилой площади не достает, естественное и искусственное освещение недостаточно). Производственные мастерские оборудованы без учета анатомо-физиологических особенностей подростков и специфических особенностей инвалидов.

Для физиологических исследований в Московском ПТУ (№ 1) отобрана группа подростков 16—17 лет первого и второго года обучения (по 10 человек), однородные по полу, характеру и тяжести заболевания (инвалиды II и III групп с поражением нижних конечностей, в основном вследствие полиомиелита, с относительной стабильностью и необратимостью процессов). Функциональное состояние организма подростков-инвалидов при профессиональном обучении в училище оценивалось по показателям скорости и качества зрительно-моторной реакции, по степени устойчивости хроматического зрения, по данным тремометрии, скорости и качеству выполнения заданий по корректурным таблицам. Полученные данные анализировались в динамике дня (до, в середине и по окончании занятий) в утреннюю и вечернюю смены, а также в динамике года отдельно у учащихся обеих групп.

В процессе учебных занятий у подростков-инвалидов выявилось выраженное утомление. Худшие показатели отмечались у них в вечерней смене. Аналогичные данные получены и при исследовании работоспособности и функциональной устойчивости хроматического зрения (в вечерней смене сдвиги во временном пороге составляли 24,3 и 24,4% исходного уровня против 11,7 и 13,5% в утреннюю смену).

Анализируя данные по полугодиям, мы установили, что начальный период профессиональной подготовки подростков-инвалидов не приводит к повышенным отрицательным сдвигам в состоянии их организма, т. е. период адаптации к условиям обучения у них проходит сравнительно благоприятно (за исключением занятий в вечерней смене). Это объясняется особенностями построения учебной программы первого семестра, которая насыщена объяснениями мастера, выполнением элементарных ручных и швейных операций. Хронометраж на втором году обучения показал, что практические занятия весьма уплотнены, число изделий почти равно тому, которое шьют здоровые подростки в училищах аналогичного профиля.

Учебная нагрузка является для подростков-инвалидов повышенной, о чем свидетельствует ухудшение к концу курса обучения показателей тремометрии не только при занятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.