Научная статья на тему 'Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья'

Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДРОСТКИ / УЧАЩИЕСЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / LIMITED CAPACITIES OF HEALTH / ADOLESCENTS / STUDENTS / PERFORMANCE / ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Войтович Анна Александровна, Елисеева Юлия Викторовна, Елисеев Юрий Юрьевич

Представлена характеристика причин инвалидности и патологической пораженности учащихся профессионального училища-интерната. Дана гигиеническая оценка учебно-производственного процесса при освоении подростками рабочих специальностей. Установлено, что условия труда учащихся с ограниченными возможностями здоровья по тяжести соответствуют вредным, по напряженности допустимым. Оценено функциональное состояние центральной нервной системы посредством динамического изучения умственной работоспособности учащихся. Определены выраженные различия дневной работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют более длительный период врабатываемости. Изучена личностная и ситуативная тревожность учащихся, свидетельствующая о депрессивном состоянии с низким уровнем мотивации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Войтович Анна Александровна, Елисеева Юлия Викторовна, Елисеев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FACTORS OF VOCATIONAL TRAINING ON THE ADAPTIVE PROCESSES OF STUDENTS WITH LIMITED CAPACITIES OF HEALTH

The characteristic of the causes of disability and pathological defeats of students of the trade boarding school is presented. There is given an hygienic evaluation of a training process in the acquisition of trades by adolescents. The working conditions of students with limited capacities of health were established to correspond on the severity to the harmful, on the arduousness to permissible. The functional state of the central nervous system was assessed by means of the dynamic study of the mental abilities of students. There were determined pronounced differences in daily performance in students with disabilities, who have a more longer period of getting over work. A personal and situational anxiety of students showing depressive state with the low level of motivation to learn has been studied.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 удк 616-053.2-036.86:377

А.А. Войтович, Ю.В. Елисеева, Ю.Ю. Елисеев

влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского», 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, 112

Представлена характеристика причин инвалидности и патологической пораженности учащихся профессионального училища-интерната. Дана гигиеническая оценка учебно-производственного процесса при освоении подростками рабочих специальностей. Установлено, что условия труда учащихся с ограниченными возможностями здоровья по тяжести соответствуют вредным, по напряженности - допустимым. Оценено функциональное состояние центральной нервной системы посредством динамического изучения умственной работоспособности учащихся. Определены выраженные различия дневной работоспособности учащихся с огра-ниченныти возможностями здоровья, которые имеют более длительный период врабатываемости. Изучена личностная и ситуативная тревожность учащихся, свидетельствующая о депрессивном состоянии с низким уровнем мотивации к обучению.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, подростки, учащиеся, работоспособность, тревожность

A. A. Voytovich, Yu. V. Eliseeva, Yu. Yu. Eliseev

INFLUENCE OF FACTORS OF VOCATIONAL TRAINING ON THE ADAPTIVE PROCESSES OF STUDENTS WITH LIMITED CAPACITIES OF HEALTH

Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, 112, Bolshaya Kazachia Str., Saratov, Russian Federation, 410012

The characteristic of the causes of disability and pathological defeats of students of the trade boarding school is presented. There is given an hygienic evaluation of a training process in the acquisition of trades by adolescents. The working conditions of students with limited capacities of health were established to correspond on the severity to the harmful, on the arduousness - to permissible. The functional state of the central nervous system was assessed by means of the dynamic study of the mental abilities of students. There were determined pronounced differences in daily performance in students with disabilities, who have a more longer period of getting over work. A personal and situational anxiety of students showing depressive state with the low level of motivation to learn has been studied.

Key words: limited capacities of health, adolescents, students, performance, anxiety

егативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к серьезным медико-социальным последствиям [1, 2]. Увеличивается инвалидность среди подростков, что ограничивает получение ими профессионального образования по состоянию здоровья [3, 4]. В 1995 г был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантирующий социальную защиту людям с инвалидностью и возможность свободного получения образования. В решении коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. отмечено, что приоритетным направлением деятельности в сфере образования является создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение профессионального образования является одним из аспектов их социальной интеграции и важнейшей составляющей профессиональной реабилитации [2, 5]. В связи с этим практический интерес представляет изучение вопросов адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в учреждениях профессионального образования.

Для корреспонденции: Войтович Анна Александровна, аспирант каф. общей гигиены и экологии Саратовского ГМУ e-mail: voitovich.88@mail.ru

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Саратовское профессиональное училище-интернат для инвалидов». Обследованы учащиеся-подростки с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 17-18 лет, осваивающие рабочие специальности (оператор швейного оборудования и обувщик по ремонту обуви).

Гигиеническая оценка условий учебно-производственного процесса осуществлялась в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186 - 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».

Изучение причин инвалидности проводилось путем анализа форм индивидуальной программы реабилитации инвалида (приложение к приказу Минз-дравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287). Изучение объективных данных о состоянии здоровья учащихся, не имеющих инвалидность, проводилось путем анализа формы 086/у (утверждена Минздравом РФ 04.08.95). Анализ первичной заболеваемости учащихся по обращаемости в медицинский пункт учреждения проведен на основании данных журнала обращаемости учащихся в медпункт учреждения. Оценка

А.А. Войтович, Ю.В. Елисеева, Ю.Ю. Елисеев

уровня и структуры заболеваемости проводилась по классам и нозологическим формам в соответствии с МКБ-10. Оценивалась умственная работоспособность в процессе обучения по данным корректурных таблиц Анфимова в модификации С.М. Громбаха [8], тревожность - по тесту Спилбергера-Ханина [9], соматические жалобы - по Гиссенскому опроснику соматических жалоб [10]. Данные статистически обрабатывались с использование программных комплексов StatPlus (2009), Mental working capacity (2011).

Результаты и обсуждение

На базе данного учреждения обучаются 102 подростка, из них имеют инвалидность 58% учащихся. Юридически причина инвалидности среди учащихся была подтверждена с детства. Среди заболеваний, ведущих к инвалидности, наиболее распространенными являлись заболевания нервной системы (23,7%), болезни уха и сосцевидного отростка (20,3%), психические расстройства (35,5%). Среди учащихся, не имеющих инвалидности, в структуре патологической пораженно-сти наиболее значимыми были: психические расстройства - 81,3% (умственная отсталость), заболевания органа зрения - 6,9% (миопия), эндокринные заболевания - 4,6% (сахарный диабет 1-го типа, ожирение).

Гигиеническая оценка учебно-производственных факторов включала изучение условий и режима профессионального обучения подростков при освоении специальностей обувщика по ремонту обуви и оператора швейного оборудования. Обучение проводилось по 6-дневной учебной неделе. Максимальная недельная нагрузка составляла 36 ч (теоретические занятия 18 ч в неделю, практические 18 ч в неделю). Продолжительность практического занятия составляла 6 академических часов (270 мин). В режиме обучения предусмотрены 2 больших перерыва по 30 мин и 3 малых - по 15 мин.

Обучение по специальности обувщика по ремонту обуви проходило в учебной мастерской и машинном отделении. В мастерской были оборудованы 8 рабочих мест со швейными машинами для пошива и ремонта обуви «Версаль». В машинном отделении установлена машина для выполнения отделочных операций при ремонте обуви ОМ-2Р с электрическим оборудованием и напряжением питающей сети 380 В частотой 50 Гц.

В ходе занятия учащиеся выполняли следующие операции: доставка рабочего материала на рабочие места, клеевые операции, шкурение, выравнивание, шлифование, ручное прошивание. Клеевые операции включали обработку деталей обуви галогенирующим составом (2-3% раствор дихлорамина в ацетоне) с последующим нанесением наиритового клея «Рапид» на основе полихлоропренового каучука и ку-мароновой смолы [11]. Моторная плотность занятия составляла 24 %, что определило его гигиеническую нерациональность.

Уровень искусственной освещенности рабочих мест был различным и колебался от 95 до 270 лк в зависимости от удаленности рабочего места от окон (при наличии одной светонесущей стены).

При измерении уровня звука во время выполне-

ния работ в машинном отделении при включенном оборудовании отмечалось превышение допустимых показателей до 85-90 дБ, однако следует учитывать кратковременность воздействия шума (в среднем 11 мин 25 с ± 2 мин) и его периодичность 1-2 раза за время занятия, что является допустимым в соответствии с санитарными требованиями.

При исследовании воздуха рабочей зоны регистрировалось превышение среднесуточной концентрации бензола до 2 ПДК, фенола и формальдегида до 3 ПДК, взвешенных веществ (пыли) до 5,4 ПДК, с которыми подростки находились в контакте более 70% рабочего времени.

Обучение по специальности оператора швейного оборудования проводилось в учебной швейной мастерской, где выделены ручное, утюжильное и машинное рабочие места. На утюжильных рабочих местах установлены электрические утюги «Е1сот». Для выполнения машинных работ установлены стачивающие электрические машины с ножным приводом 1022-го класса и оверлок электрический с ножным приводом 51-го класса. Моторная плотность занятия составляла 20% (при норме 60-80%).

Уровень искусственной освещенности на рабочих месте для выполнения ручных работ был ниже установленной нормы на 16-32%.

Измерение уровня звука проводилось при включенных швейных машинах. Уровень звука составлял 80-85дБ, однако время работы на швейных машинах не превышало 10% времени занятия.

При оценке тяжести труда учащихся-подростков установлено, что работа выполняется в вынужденной рабочей позе, подростки сидят более 80% рабочего времени и выполняют до 20 000 монотонных стереотипных движений с локальной нагрузкой.

При оценке напряженности труда учащихся, осваивающих профессию оператора швейного оборудования, обращала на себя внимание монотонность нагрузок (число приемов, необходимых для реализации задания, не превышало 6).

Таким образом, условия труда подростков с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих рабочие специальности, по тяжести относились к вредным (класс 3.1), по напряженности - к допустимым (класс 2).

Учитывая особенности учебно-производственного процесса и специфику контингента учащихся, особый интерес представляло изучение заболеваемости подростков. В 2012/13 учебном году общая заболеваемость учащихся профессионального училища составила 70,8 случая на 100 обучающихся. В структуре заболеваемости 1-е ранговое место занимали болезни системы кровообращения (гипертензия, гипотензия) - 47,4%, 2-е место - болезни органов пищеварения (21%), 3-е место - болезни органов дыхания (14,9%). Структура заболеваемости по обращаемости подтверждалась данными опросника соматических жалоб. Так, 50% учащихся в конце занятия предъявляли жалобы на головную боль и усталость; 40% отмечали слабость, головокружение, сонливость, ощущение давления в голове; 30% - чувство давления и переполнения в животе, боли в желудке, кашель и боль в горле.

Очевидно, учебные нагрузки, превышающие психофизиологические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к уменьшению адаптационных возможностей растущего организма и способствуют формированию различных функциональных расстройств и хронической патологии [4, 6]. При этом адаптация учащихся к микросреде учреждения определялась функциональной активностью центральной нервной системы (ЦНС), формирующей различные программы адаптации [4]. Анализ показателей работоспособности учащихся адекватно отражает в каждый момент времени функциональное состояние ЦНС организма детей [7].

Динамическое изучение умственной работоспособности посредством анализа корректурных таблиц показало увеличение количества просмотренных букв в конце занятия на 78% (р<0,05) и уменьшение среднего количества ошибок на 500 знаков с 53,09±2,07 до 31,91±1,86 (р<0,05); продуктивность корректурной пробы (Q) к концу занятия выросла на 56% (р<0,05). До начала и по окончании профессионального занятия не менее 55% учащихся имели средний уровень работоспособности. При оценке влияния дневной учебной нагрузки на функциональное состояние ЦНС сдвиги умственной работоспособности у 63% учащихся соответствовали периоду врабатываемости.

Изучение тревожности выявило умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности среди учащихся. В целом среди обследуемых умеренная ситуативная тревожность (33-44 балла) отмечалась у 24% учащихся. Низкая ситуативная тревожность (менее 30 баллов) выявлена у 76%, что свидетельствует о депрессивном, ареактивном состоянии с низким уровнем мотивации к обучению. Выявлено значительное число учащихся (52%) с высоким уровнем личностной тревожности (52±1,4 балла), что расценено как склонность воспринимать широкий спектр жизненных ситуаций угрожающими и отвечать на них выраженной реакцией.

Таким образом, проведенные исследования показали, что в учреждении профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья не соблюдается принцип обеспечения оптимальных условий обучения, что способствует быстрому нарастанию утомления на фоне длительного периода врабатываемости учащихся. Низкая моторная плотность занятий обусловливает потерю интереса учащихся к работе, рассеивание внимания, отсутствие сформированного рабочего стереотипа. Формирование кумуляции утомления создает благоприятную основу для развития дезадаптации учащихся, в связи с чем необходимы оптимизация учебно-производственной нагрузки при активном включении здровьесберегаю-щих педагогических технологий в условиях активной сенсорно-развивающей среды и реализация медико-психологической поддержки подросткам с ограниченными возможностями здоровья [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность. Российский педиатрический журнал. 2008; 1: 32-5.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4-6.

3. Лисиченко О. В. Межведомственный подход к профилактике детской инвалидности и социального сиротства. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2007; 1 (2): 150-5.

4. Ивженко Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье воспитанников образовательных учреждений государственной опеки: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. Оренбург; 2013.

5. Менделевич Б.Д., Волгина С.Я. Качество жизни подростков с социально-психологической дезадаптацией. Российский педиатрический журнал. 2010; 3: 42-3.

6. Мочалова Е.К. Качество жизни подростков-инвалидов - важная проблема современности. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5: 396-8.

7. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение; 1967.

8. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах. Вопросы охраны материнства и детства. 1973; 7: 3-7.

9. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер; 2006. 351 с.

10. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал практического психолога. 2007; 3: 93-112.

11. КардашовД.А. Синтетические клеи. М.: Химия; 1976.

12. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 42-5.

references

1. Аlbitsky V.Yu., Zelinskaya D.I., Теrletskaya R.N. Children's morbidity and disability. Rossiysskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; 1: 32-5 (in Russian).

2. Baranov A.A. Аlbitsky VYu., Ustinova N.V. Status, problems and prospects of the organization of medical and social care for children. Rossiysskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3; 4-6 (in Russian).

3. Lisichenko O. V Interdepartmental approach to prevention children's disability and a social orphanhood. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psychologiya. 2007; 1 (2): 150-5 (in Russian).

4. Ivzhenko E.V. The physiological and hygienic characteristic of the factors forming health of pupils of educational institutions of the state guardianship. Cand. med. Sci. diss. Orenburg; 2013 (in Russian).

5. Mendelevich B.D., Volgina S. Ya. Quality of life in adolescents with sociopsychological disadaptation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhur-nal. 2010; 3: 42-3 (in Russian).

6. Mochalova E.K. Quality of life of disabled teenagers - an important problem of the present. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2006; 5: 396-8 (in Russian).

7. Antropova M. V Efficiency of pupils and its loudspeaker in the course of educational and labor activity. Moscow: Education; 1967 (in Russian).

8. Grombakh S.M. Assessment of the health of children and adolescents when mass inspections.Voprosy okhrany zdoroviya materin-stva i detstva. 1973; 7: 3-7 (in Russian).

9. Burlachuk L.F. Psychodiagnostics. SPb.: Piter; 2006; 351 (in Russian).

10. Кгyukova TL., ^ftyak Е. V Questionnaire ways of coping (adaptation techniques WCQ). Journal of the practical psychologist. 2007; 3: 93-112 (in Russian).

11. Kardashov D.A. Synthetic glues. Moscow: Chemistry;1976 (in Russian).

12. Kuchma V.R., StepanovaM.I., UlanovaS.A., PolenovaM.A. Health maintenance in schoolchildren by optimizing their education. Rossi-yskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 42-5 (in Russian).

Поступила 10.06.13

Сведения об авторах:

Елисеева Юлия Викторовна, доцент каф. общей гигиены и экологии Саратовский ГМУ, канд. мед. наук; Елисеев Юрий Юрьевич, зав. каф. общей гигиены и экологии Саратовский ГМУ, проф., доктор мед. наук, e-mail: yeliseev55@mail.ru;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.