Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ »

ЛИТЕРАТУРА

Борисов А. П. Вопр. питания, 1966, № 5, с. 55.— М и н х А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967, с. 348.

Поступила 16/УП 1971 г

УДК 613.в:в 13.956]:658.3 66.1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ

М. И. Чурьянова

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В связи с тем что гигиенические вопросы профессиональной подготовки подростков инвалидов не изучены, мы ставили своей целью ознакомиться с составом обучающихся в профессионально-технических училищах (ПТУ) инвалидов подросткового возраста и дать гигиеническую оценку программе, режиму и условиям их обучения в самой массовой для них профессии.

Инвалиды подросткового возраста обучаются в специальных ПТУ совместно со взрослыми; училища (в большинстве интернаты) комплектуются лицами с различными заболеваниями и поражениями. *

Проведенный нами анкетный опрос показал, что в 1969/70 учебном году в 41 ПТУ для инвалидов (из 42 училищ, имеющихся в РСФСР) обучалось 1820 человек в возрасте 16—20 лет, что составило 35% всех обучающихся в этих училищах. Из общего числа обучающихся инвалидов подросткового возраста I группу инвалидности имели 1,6%, II группу _ 38,8% и III группу — 59,6%. Ббльшую часть (57,9%) составляли подростки с дефектами нижних конечностей различного происхождения (моно- и парапарезами и параличами, анкилозами, вывихами, кокситами, перенесшие ампутации и др.). На долю инвалидов со значительными искривлениями позвоночника приходилось 6,6% опрошенных и с тяжелыми пороками сердца — 6,5%.

По анкетным данным, подростки, готовящиеся стать мастерами по пошиву верхней одежды, составили 42,2%, мастерами по пошиву обуви — 19% и бухгалтерами — 18,8%. Иначе говоря, среди 15 профилей обучения преобладали такие, которые связаны со службой быта. Для своих наблюдений мы выбрали подростков-инвалидов, обучающихся швейному делу, как наиболее массовый контингент. Гигиеническое обследование проведено в Московском (№ 1), Саратовском и Загорском ПТУ-интернатах для инвалидов. Обследование показало, что гигиенические условия обучения в учебных мастерских и бытовые условия в общежитиях обучающихся неудовлетворительны (учебной и жилой площади не достает, естественное и искусственное освещение недостаточно). Производственные мастерские оборудованы без учета анатомо-физиологических особенностей подростков и специфических особенностей инвалидов.

Для физиологических исследований в Московском ПТУ (№ 1) отобрана группа подростков 16—17 лет первого и второго года обучения (по 10 человек), однородные по полу, характеру и тяжести заболевания (инвалиды II и III групп с поражением нижних конечностей, в основном вследствие полиомиелита, с относительной стабильностью и необратимостью процессов). Функциональное состояние организма подростков-инвалидов при профессиональном обучении в училище оценивалось по показателям скорости и качества зрительно-моторной реакции, по степени устойчивости хроматического зрения, по данным тремометрии, скорости и качеству выполнения заданий по корректурным таблицам. Полученные данные анализировались в динамике дня (до, в середине и по окончании занятий) в утреннюю и вечернюю смены, а также в динамике года отдельно у учащихся обеих групп.

В процессе учебных занятий у подростков-инвалидов выявилось выраженное утомление. Худшие показатели отмечались у них в вечерней смене. Аналогичные данные получены и при исследовании работоспособности и функциональной устойчивости хроматического зрения (в вечерней смене сдвиги во временном пороге составляли 24,3 и 24,4% исходного уровня против 11,7 и 13,5% в утреннюю смену).

Анализируя данные по полугодиям, мы установили, что начальный период профессиональной подготовки подростков-инвалидов не приводит к повышенным отрицательным сдвигам в состоянии их организма, т. е. период адаптации к условиям обучения у них проходит сравнительно благоприятно (за исключением занятий в вечерней смене). Это объясняется особенностями построения учебной программы первого семестра, которая насыщена объяснениями мастера, выполнением элементарных ручных и швейных операций. Хронометраж на втором году обучения показал, что практические занятия весьма уплотнены, число изделий почти равно тому, которое шьют здоровые подростки в училищах аналогичного профиля.

Учебная нагрузка является для подростков-инвалидов повышенной, о чем свидетельствует ухудшение к концу курса обучения показателей тремометрии не только при занятиях

в вечерней смене, но и после занятий в утреннюю смену (увеличение числа касаний на 114% против 78% в первом полугодии), а также самая низкая работоспособность учащихся.

Интересны сведения, полученные при анкетном опросе подростков о режиме дня. По их словам, значительные трудности представляет для них передвижение от дома до училища. На это они ежедневно затрачивают до 3—4 часов, пользуясь 2—3 видами транспорта. Большинство учащихся недосыпает в связи со значительной затратой времени на дорогу от дома до училища, а также с ранним началом занятий в утренней смене (8 часов) и поздним их окончанием в вечерней (21 час 30 мин.).

Анализ заболеваемости инвалидов-швейников с временной утратой трудоспособности (по справкам об освобождении от занятий) за 3 учебных года свидетельствует о том, что как число случаев нетрудоспособности, так и количество дней, пропущенных по болезни, повышены (число случаев заболеваний на 1 учащегося в год составляет в среднем 2,5). В большинстве учебных групп количество болевших лиц составляет 100%, из них 50% — повторноболевших. Только обострения основного заболевания инвалидов составляют 22% всех случаев заболеваний; 17,1% приходится на долю травм.

Кроме того, значительное количество пропусков занятий учащимися-инвалидами связано с такими характерными для них причинами, как прохождение ВТЭК, заказ и ремонт протезных аппаратов, поправка или примерка корсета или протезов, получение мотоколяски и др.

Выводы

1. Изучение условий профессиональной подготовки и физиологические исследования по оценке режима и программы обучения подростков-инвалидов профессии мастера по пошиву одежды показали, что существующая для них учебная нагрузка повышена и не соответствует функциональным возможностям их организма. В связи с этим необходимо пересмотреть программу обучения инвалидов-швейников и удлинить срок их для обеспечения освоения ими профессии, разгрузив программу второго курса.

2. Обучение подростков-инвалидов во второй смене недопустимо.

3. Необходимо улучшить гигиенические условия обучения в учебных мастерских профессионально-технических училищ и бытовые условия в интернатах.

4. Все учебные заведения для инвалидов должны быть интернатами.

5. В профессионально-технических училищах для инвалидов целесообразно создавать отдельные группы подростков.

6. Наиболее перспективным является комплектование отдельных учебных заведений учащимися с одним видом заболевания. При этом желательно сочетать педагогическую работу с лечебно-профилактической, приближая структуру учебного заведения к восстановительному центру.

Поступила 13/1У 1971 г.

УДК 614.73:622.323

ЕСТЕСТВЕННАЯ РАДИОАКТИВНОСТЬ НА НЕФТЕПРОМЫСЛАХ

Канд. хим. наук Д. К■ Попов, В. Ф. Дричко, А. Л. Зельдин, канд. мед. наук А. И. Нижников, В. И. Поникаров

Ленинградский институт радиационной гигиены Министерства здравоохранения РСФСР

Возможность контакта нефтепромысловых рабочих с радиоактивными изотопами при ремонте скважин и скважного оборудования, а также возможность попадания радиоактивных изотопов в почву на территории скважин привлекла внимание радиологических групп санэпидстанций. Впервые радиоактивные изотопы в скважном оборудовании и в почве на территории скважин обнаружены радиологической лабораторией Ставропольской краевой санэпидстанции. Нами в 1967 г. были идентифицированы радиоактивные изотопы и определены их концентрации в пластовой воде и ржавчине, ссыпающейся из насосно-компрес-сорных труб при подъеме их на земную поверхность, а также в почве с территории скважин. Концентрации 1?а22в и 1?а228 в воде Ставропольского месторождения нефти оказались равными I• 10—10 и 3-Ю-10 юори/л соответственно. Иа22' находится в воде в равновесии с РЬ210 и Ро210.

В солевых отложениях на внутренней поверхности труб и в почве на территории скважин изотопы радия заключены в осадках сульфата бария. Высокоминерализованные нефтяные воды содержат переменные количества бария (в среднем 50 мг!л) и сульфат-ионов. Возможно, что выделение осадков сульфата бария происходит при смешивании воды с нефтью, которая играет роль высаливателя.

Оборудование оказывается наиболее загрязненным в том случае, когда обводненность достигает 41—90%. Сульфат бария, содержащий изотопы радия, не выделяется с оборудо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.